Медвежья услуга
—;Андрей, что случилось? Тебе не понравились котлеты? — спросила мама, наливая полную кружку молока.
Я сделал большой глоток из кружки и вздохнул:
—;Лучше тебе этого не знать, мама.
—;Сынок, не пугай меня. Расскажи, что случилось, и мы вместе придумаем выход, — мама обняла меня за плечи и поцеловала в макушку.
Я отодвинул от себя тарелку с недоеденной котлетой и сказал с упрёком:
—;Спасибо, не надо. Ты мне уже помогла. Из-за тебя я — плохой друг!
Мама села на стул, подперев рукой подбородок:
—;Почему из-за меня? Кто тебе это сказал?
—;Гришка, — сердито буркнул я.
—;Так... — протянула мама. — А я-то тут при чём?
—;А кто мне говорил, что настоящий друг всё делит поровну, не жадничает и всегда приходит на помощь в трудную минуту?
—;Ну, я... — настороженно ответила мама.
—;Вот видишь, всё из-за тебя.
Мама привстала, опираясь двумя руками о стол, и строго сказала:
—;Андрей, раз я, по-твоему, виновата, то должна знать причину, чтобы сделать вывод. А пока я ничего не понимаю.
Я наколол на вилку кусочек котлеты, самой вкусной котлеты на свете: внутри неё тянулся сыр, а сверху хрустели поджаренные сухарики. И, буквально проглотив остатки ужина, стал рассказывать, что произошло:
—;У нас сегодня в школе была контрольная по математике. Мы с Гришкой пообещали Елене Владимировне не болтать на уроке, и она нас первый раз в жизни посадила вместе за одну парту. Контрольная включала три задания. Первые два были такие:
1. Начертить отрезок длиной 11 см и подписать его АБ.
2. Начертить отрезок длиной 14 см и подписать его ВГ.
Гришка, как назло, забыл дома линейку. Но он же мой самый лучший друг, и я, как ты меня учила, помог ему в трудную минуту...
Мама перебила меня.
—;Сынок, — улыбнулась она. — Так ты и поступил как самый настоящий друг. Что в этом плохого?
Я возмущённо сказал:
—;Вот и я не понимаю! Елена Владимировна мне, как хорошему другу, даже вместо пятёрки, наверно, шестёрку хотела поставить, но разделила эту шестёрку пополам с Гришкой. И за контрольную мы с Гришкой получили по тройке.
— Да ну! — не поверила мама. — Не может быть!
—;Честное слово, — сказал я, соскакивая со стула. — Сейчас тебе покажу свою тройку, — и побежал в комнату за тетрадкой по математике.
Красная тройка в конце контрольной работы была просто немыслимых размеров: в высоту она занимала равно три клеточки и две в ширину.
Мама внимательно посмотрела на решение и, показав на перечеркнутые два задания, спросила:
—;А почему у тебя отрезки по десять сантиметров? Нужно же было начертить одиннадцать и четырнадцать. Вот за это тебе и поставили тройку. При чём здесь плохой друг?
Я обиженно достал из кармана кусок поломанной линейки размером в десять сантиметров и раздосадованно сказал:
—;Ну и как я мог начертить такие отрезки, когда одиннадцать и четырнадцать остались на второй её половине, которую я Гришке отдал? Я разломал линейку ровно на две части, чтобы по-честному было. Вот видишь, у меня осталось только десять?!
Мама засмеялась, да так громко, что даже кошка спрыгнула с дивана от неожиданности, а собака залаяла на всю квартиру, словно кто-то постучал в дверь. Вытирая фартуком слёзы от смеха, она серьёзно спросила:
—;А что Гришка-то тебе не дал вторую половину линейки? Сложил бы две части и начертил правильно отрезки? Он же твой друг.
Я засунул сломанную линейку обратно в карман и ответил:
—;Мы обещали Елене Владимировне не разговаривать на уроке. Как я мог его об этом попросить?
Мама закрыла тетрадь и сказала:
—;Всё правильно, Андрей. И тройку ты получил по заслугам. Запомни, помогать нужно умело! Иначе такая помощь, которая приносит вместо пользы вред или неприятность, называется медвежьей услугой.
— А почему «медвежья»? — спросил я.
— У великого баснописца Ивана Крылова есть басня «Пустынник и Медведь», — сказала мама. — Ты обязательно должен её прочесть и тогда узнаешь, чем обернулось необдуманное желание Медведя помочь своему другу. А вот задание можно было решить и со сломанной линейкой. Сейчас я тебя научу.
Мама взяла карандаш, чистый листочек в клеточку и стала объяснять варианты решения. А я задумался над выражением «медвежья услуга» и понял, что к любому делу, чтобы оно не оказалось нелепым, нужно подходить с умом.
Свидетельство о публикации №218111700145