День 5. Река Пеене, зеленая энергетика и Узедом

День 5. 26 сентября, среда.
РЕКА ПЕЕНЕ, ЗЕЛЕНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ОСТРОВ УЗЕДОМ

В этот день конгресс работал только до обеда. После обеда мужья и жены наконец воссоединялись на общей экскурсионной программе. Еще заранее на выбор было предложено три маршрута, и мы выбрали плавание по реке Пеене, экскурсию на ветровую электростанцию и поездку в средневековый замок Клемпенов. Вечером все экскурсионные автобусы съезжались на остров Узедом, где в замке-ресторане Меллентин для нас был организован торжественный ужин-барбекю.

На утренних заседаниях все было не по Юриной теме, так что мы с чистой совестью провели несколько часов в городе. Сначала отправились в Wicker Fisch и взяли на этот раз по бутерброду с палтусом горячего копчения. Погуляли по книжным и канцелярским магазинам, пора уже было позаботиться и о подарках домашним. Мы купили несколько экосумок, открытки, закладки, и Юра к тому же не смог уйти из магазина без роскошного определителя европейских птиц. Я со странным чувством смотрела на роман Ингрид Нолль, который еще не читала, и рука уже к нему тянулась, но я подавила порыв. Все равно ведь дома моих сил хватит только на французский. Реанимировать и поддерживать немецкий пока некогда.

Самое интересное из утреннего – мы поднялись на колокольню собора Св. Николая. Входной билет стоил 3 евро. До смотровой площадки, расположенной на высоте 60 метров, ведет крутая винтовая лестница. А всего, от земли до оконечности шпиля, высота собора 100 метров!

День снова был холодный и пасмурный, ветер дул резкий, почти ледяной, буквально вырывал фотоаппарат из рук. Но город действительно был весь как на ладони. Прекрасно видны университет, Маркт плац, церковь Св. Марии, набережная реки, а также дальние окраины, где мы не были и уже не побываем.

После обеда в институте мы распределились по автобусам и поехали по своим маршрутам. У меня снова болели зубы, на десне вздулся свищ, кусать и даже открывать рот получалось с трудом, и более-менее нормально функционировать я могла только три-четыре часа после приема очередной обезболивающей таблетки. О том, что будет дальше, не хотелось думать. Обидно было, что день с самого начала оказался подпорчен, он обещал много интересного.

Нас повезли на юго-восток от Грайфсвальда, в 750-летний, как гласил транспарант, город Лойтц (Loitz). Там на пристани у реки Пеене (Peene) нас ждало прогулочное суденышко под названием «Гамбург», потому что именно там оно и сделано. Пока мы ждали на берегу, очень замерзли, но внутри было тепло, был кофе и алкогольные напитки, и капитан общался с нами через рупор, слава те Господи, на немецком, а не на английском языке!

Мы взяли по бокалу красного вина, хоть и ординарного, но потягивать его, глядя на проплывающие мимо берега, было очень приятно. Опять же, для зуба дополнительная анестезия :) Дорога проходила в созерцании видов и в приятных разговорах. Пеене – река неглубокая (2,5-3 метра глубины) и очень медленная (меедленная :)). Берега густо заросли тростником, и это настоящий рай для пернатых. Там заповедные территории, птиц стрелять и пугать нельзя, и они совершенно спокойно плавают в виду кораблей, лодок и людей. Мы видели цапель, бакланов и даже лебедей с лебедятами!

За столом мы с двумя другими семейными парами из Екатеринбурга, коллегами Юры, обсуждали немецкие названия рыб. Внезапно я поняла, что помню довольно много «рыбных» названий (Hecht, Barsch, Dorsch, Zander, Aal, Heilbut, Lachs, Forelle, Makrelle...) и очень мало «птичьих». Упущеньице.

Плавание было долгим и довольно однообразным, смотреть на серые берега в тумане, даже иногда оживляемые птицами, нас притомило, и мы были рады, когда наконец выбрались на берег. Следующим пунктом были ветрогенераторы – сегодня это, без преувеличения, одна из визитных карточек Германии. Нам предстояло с ними познакомиться в районе населенного пункта Grapzow (опять типичное для этой местности название на -ow, а впереди еще Klempenow!)

Нас принимали представители компании, которая обслуживает 7 ветряков. Особый интерес представляет то, что излишки получаемой электроэнергии они тратят на получение водорода из воды и хранят его в баллонах, чтобы использовать в случае необходимости (например, когда ветер слабый и энергии «недостача» – тогда пригождается резерв). Водородом они занялись из-за его экологической чистоты, потому что при его производстве не выделяется углекислый газ, и еще по той причине, что обычно энергию запасают, закачивая воду на возвышенность, а потом спуская ее через турбину. Но в Померании нет возвышенностей, она плоская как бумажный лист. Не строить же искусственные горы! Водород оказался простым и изящным решением. Хотя, конечно, не самым безопасным.

Человек, который непосредственно всем этим занимается, рассказал, что ветряки (не только их, а вообще все ветряки) умеют поворачиваться по направлению ветра и менять угол наклона лопастей. Нам показали и автомобиль, который работает на водороде. Правда, пока водородомобили мало распространены, и как мы поняли, эта энергетика до сих пор работает в тестовом режиме, но ее очень активно развивают, за ней видят будущее.

Восхищает, что земля под ветрогенераторами не выведена из оборота – это обычные поля, засеянные разными культурами, просто утыканные еще и ветряками. Ветряки «растут» из земли естественно и непринужденно, как гигантские деревья, и между ними ездят сельскохозяйственные машины. А ведь подземная часть у них должна быть огромная, и чтобы их надежно «посадить» в землю, нужно было выкопать немаленький котлован. У нас бы так и оставили испохабленную, изрытую землю с отвалами и марсианским пейзажем – а что, земли у нас много, мы богатые! :( Если бы у нас вообще когда-нибудь этим занялись...

Следующим пунктом назначения был Клемпенов, замок XIV века, принадлежавший в то время дворянскому роду Хайдебрек. Он отреставрирован и используется очень широко – там, например, проводят свадьбы (комнаты в башне обставлены с налетом романтики, над одним окном с букетом написано: «Лучшее место, чтобы сказать «да»!») Еще в двух залах проводят семинары и устраивают выставки современных художников (при нас там выставлялся, судя по имени, швед, Лассе-как-то-там-стрём,  картины... мм...  не впечатлили). 

В этот день мы еще раз встретились с современным искусством, и это знакомство было более приятным. Рядом с замком работает маленькая частная галерея, держат ее два дедушки, один совсем хипповатого вида, другой тоже неформал. Галерея наполнена их собственными произведениями, а также произведениями их родственников и друзей. Одеяла в лоскутной технике шьет сестра неформального дедушки, картины с геометрическими орнаментами пишет он сам. А его сын, как он нам рассказал, физик, работает в институте Макса Планка. Хозяин галереи очень обрадовался, что мы приехали из Грайфсвальда с конгресса физиков, а когда узнал, что мы из России, радости и вовсе не было предела. Мы очень приятно скоротали время до отправления и, уходя, пожелали процветания галерее. Хозяин посерьезнел и сказал: «Хорошо бы...»

А потом, а потом мы поехали на Узедом. Уже темнело, так что мы дорогу толком не рассмотрели, но зафиксировали внимание на мосте через пролив – он совсем короткий, расстояние между островом и материком там маленькое. Наш Wasserschloss Mellentin был когда-то, видимо, настоящим замком, а теперь он отреставрирован и превращен в стильный ресторан. Мы проголодались, так что приглядывались и принюхивались к еде с большим интересом, тем более, все выглядело очень красиво. Для нас были приготовлены длинные столы. За одним, не сговариваясь, расселись мы своей екатеринбургской диаспорой. Благоухал гриль, играла музыка, официантки обносили гостей собственным замковым пивом – темным, светлым и красным, на аронии.  Украшением интерьера были потолочные своды, явно старинные, и два начищенных до блеска медных котла, видимо, для пива. На них висела надпись, которая переводилась как «Не щупать», но к концу вечера их все равно захватали.

Было сыто, пьяно и весело (наши коллеги, бывшие на других маршрутах, рассказывали о Пеенемюнде и достопримечательностях Узедома), но я вскоре устала. Мы вышли на свежий воздух, прогулялись под дубами вокруг замка (над водой летали маленькие летучие мыши, в траве шуршал ежи). Не помогло. Зубы меня просто доконали, несмотря на таблетку – ощущение разбарабаненной десны даже без острой боли неприятно, а когда в любую минуту ждешь, что боль вернется, тут уж совсем не до веселья.

Автобусы уже увозили первых нагулявшихся, и я сказала: «Хочу домой». Мы благополучно добрались до центра Грайфсвальда. По дороге в пансион запомнился такой момент: поздно, почти ночь, фонари светят очень тускло, и вдруг на дороге появляется серая тень – какое-то маленькое животное. «Крыса!» – подумали мы. Нет, это была не крыса (и я бы очень удивилась, если бы по-настоящему увидела крысу на улицах Грайфсвальда). Это был ежик.

Пока не вернулись в пансион, я еще как-то держалась, но дома мне стремительно поплохело. Очередная таблетка не помогла. Пузырь на десне был уже пугающих размеров. Когда я, промучившись еще час-другой, поняла, что само не пройдет, я встала, взяла иголку из швейного набора, побрызгала на нее духами из пробника, выгребла все ватные диски и пошла в ванную играть в игру «сам себе хирург». Не с первой попытки, но я этот проклятый пузырь проколола, выпустила гной, прополоскала рот кипяченой водой, потому что больше все равно было нечем, и на всякий случай выпила еще обезболивающее. Усталость была так велика, что я сразу уснула.

А утром в окно светило солнце, день был прекрасный, и мой зуб совсем не болел. Последний день в Грайфсвальде обещал быть замечательным.

На фото: природный парк на реке Пеене, земля Мекленбург - Передняя Померания.
Следующая заметка: http://proza.ru/2018/11/18/1302


Рецензии