Магазин

    В центре города стоял небольшой магазин. Туда много кто приходил и уходил. С разными желаниями, разными мыслями. Но все приходили с тем, что у них есть и что никто кроме них самих не мог друг у друга отнять. С виду магазин ничем не отличался. Город был небольшой, старинный. Мостовая вымощена уже стертыми в плоские камни булыжниками, крыши были теплого красноватого оттенка, а скученные двухэтажные домики имели нежные пастельные цвета. Этот магазин находился в одном из таких домов. На первом этаже. А на втором жил его хозяин и в тоже время продавец. Над широкой стеклянной витриной магазина был пристроен красивый козырек с красной черепицей. У двери был повешен колокольчик, красивый, позолоченный, на узорчатом чугунном держателе. Снаружи магазин был отделан деревом, коричневым с янтарными проблесками.
    Прозвенел колокольчик. Пожилой продавец увидел вошедшего мальчика. Тот в нерешительности подошел к одному из первых от входа стеллажей и украдкой посмотрел в сторону кассы.
- Здравствуй, добро пожаловать!
    Тепло обратился к нему продавец. Так он здоровался со всеми, кто входил в его магазин. Мальчик был в синей куртке, темных, коричневых штанах и в красно-желтой вязанной шапочке в полосочку с красным пушистым бонбоном. Он благодарно и с улыбкой кивнул в ответ продавцу и внутренне приободрился. Оглядевшись по сторонам, он свернул налево, к дальним стеллажам. Стеллажи эти были полками больших деревянных шкафов, с резным навершием посередине. Между этими двумя шкафами стояли красивые напольные часы с боем. А над ними висели маленькие часы в виде домика и тоже могли отбивать часы. Напротив них мальчик вдруг остановился и залюбовался ими. Ему нравилась деревянная резьба часового корпуса напольных часов, позолоченные гирьки и ободок циферблата настенных часов. Они служили людям и давали возможность не только любоваться ими, но и использовать с пользой свое время. Об этом говорили вырезанные деревянные барельефы виноградной лозы, которые означали, что время, использованное с пользой принесет человеку плоды. А внизу напольных часов, ближе к его основанию был вырезан едва заметный барельеф стоящего сухого дерева, которое означало, что время, потраченное впустую не принесет человеку плодов и благоденствия. Мальчик, читая про себя эти символы, кивнул своим мыслям. И обернулся на продавца, стоящего за кассой. Тот продолжал смотреть на своего нового гостя, следя за его реакцией. Он увидел, как мальчик по своему разговаривает с часами и понял их.
- Что Вас интересует?
    Мальчик смущенно и виновато посмотрел на него:
- Я только посмотреть, сэр. У меня нет денег.
    И засунул руки в карманы куртки.
- Смотри, конечно.
    Продавец, чтобы не смущать его опустил голову и сделал вид, что перебирает что-то у себя. кассовый стол был высокий и загорожен низким стеклом. В нем сложно разглядеть что-либо со стороны.
    Невольно получив разрешение, мальчик продолжил свой путь между рядов и многочисленных полок. Чего тут только не было. Он все шел, смотрел на товары и думал: «Вот полки, на них столько всего интересного, что действительно может пригодиться, а вот здесь, там, и тут и еще на тех полках лежит то, что не нужно вовсе выкладывать на витрину. Какое-то барахло. А ведь магазин вовсе не товаров для вторичной носки и использования. Магазин и нужного и ненужного. Зачем, например, этот рваный бумажник и вонючие грязные фигуры из пластилина. Так реалистичны, похожи на людей и так противны почему-то». Походив так немного, мальчик заметил, что людей больше всего мимо этих полок. Они с восхищением смотрели на то, что ему хотелось скорее обойти стороной. А ведь это притом, что люди не так часто приходили сюда. Но, может, ему показалось.
    Но что еще показалось мальчику странным, так это то, что ценников вовсе не было. Вместо них к товару на недлинной белой ленточке был прикреплен ярлык, на котором были цифры и буквы. Но разобрать их он не мог. Хоть и умел уже и читать и писать. Так, за ходом своих мыслей он оказался у полки с книгами. Его любимыми были произведения о приключениях, путешествиях. И мальчику удалось отыскать то, что он давно уже хотел прочесть: «Таинственный остров» Жюля Верна. Взяв увесистый томик в руки он нахмурился – опять непонятный ярлык. Как же узнать цену и накопить на нее? Он снова обратил свой взгляд на кассу. Как ни странно, она была видна с любого ряда, на каком бы ты ни стоял.
- Извините, сэр, Вы не могли бы мне помочь?
- Да, мой друг, конечно!
    Продавец неслышными шагами подошел к нему.
- Что Вас интересует?
    Мальчик серьезно посмотрел на него:
- Мне интересна эта книга, сразу я купить ее не могу, но хотел бы скопить нужную сумму. А здесь, как и на других товарах, она не указана.
    Продавец загадочно посмотрел на него поверх очков:
- А разве ты не видишь? Она здесь есть.
    Мальчик недоуменно посмотрел на него:
- Я читать и писать уже умею, но если Вы называете ценником вот эту этикетку, то она очень странная. Я не могу понять, что в ней написано.
- Это не обычный ценник. Сей товар стоит не денег. А времени, которое ты желаешь истратить на ее прочтение. Эти буквы: «Вр:», сокращенно от слова «время», а цифры: «15 дн.» означает его количество, надобное к использованию для прочтения книги. Поэтому даже если Вы придете в наш магазин с пустыми карманами, еще не означает, что Вы уйдете с пустыми руками. Продавец улыбнулся. Время ведь не в карманах лежит. Оно уже нам дано. Здесь вещи каждый приобретает как бы на будущую уплату. В любом случае, пропал товар и пылится где-нибудь или использован, я легко узнаю. Обмену и возврату при этом не подлежит ни одна вещь, продаваемая здесь. Ничего вторичного. Все в единственном экземпляре, появляется тогда, когда нужно и ждет уйти в руки к тому, кому она заранее заказана.
    Мальчик задумчиво и удивленно посмотрел на продавца. Повисло молчание.
- Вас как зовут? – вдруг неожиданно спросил продавец.
- Петр. – по-взрослому ответил мальчик. Ему не хотелось, чтобы взрослые звали его Петей. Он с мучительным ожиданием заглянул в глаза продавцу: «Как-то он для себя назовет его? Будет ли «уменьшать» форму имени».
- Рад познакомиться, Петр.
    Продавец дружелюбно протянул ему руку. Дружественное рукопожатие состоялось. Обменявшись улыбками, продавец продолжил:
- Я – Теодор.
- Приятно познакомиться! – не оставаясь в долгу, ответил Петр.
- Присядь. – Теодор придвинул к Петру небольшое квадратное и мягкое сиденье, обтянутое красной кожей, сам же сел напротив него и продолжил:
- Наш магазин устроен таким образом, что за деньги в нем купить ничего нельзя. Можно только потратить свое время. То есть, на эту приобретенную вещь ты тратишь свое время. Но не более 24 часов.
- Как это? Там же написано, что на книгу следует потратить 15 дней? Простите, что перебил Вас, сэр Теодор.
- Перебивать, конечно, не хорошо, но вижу, что Вам интересно, я могу представить, что именно покажется Вам интересным. Поэтому расскажу обо всем. Только слушайте.
    Петр снова обратился в слух.
- Не более 24-х часов означает, что человек должен тратить время на определенную вещь в конкректный промежуток времени. Например, на чтение Вы можете распределить время по 2, 3, 5 часов в день. Но помимо этого у Вас наверняка есть еще другие обязанности по дому, учебе и многому другому. Погулять на улице всем хочется, спать и кушать в свое время нужно обязательно. Как человек распределит свое время на каждый день, составив план, так он и будет использовать или тратить свое время. Время – это ценность. Как чуть только утеряешь его – сразу же сложнее наверстать упущенное. Оно тянется снежным комом и давит на душу человека. Так, к примеру, если нерегулярно заниматься на музыкальном инструменте, человек теряет хватку, забывает необходимые вещи, хоть и полагает самонадеянно о том, что все помнит и все сделает. Так и откладываются неиспользованные ресурсы. Вещь стоит как бесхозная, а ее хозяин, не умея или не желая правильно распределять свое время, вернувшись к этой вещи через длительное время, с трудом вспоминает тому, чему он смог научиться на ней. И не может. Ему становится сложно. Приходится заново вспоминать. И либо он ее бросает и отдает свое время черным торговцам, торгующим «сладкой и усыпляющей» ленью, либо старается и нагоняет.
    Вот в сутках 24 часа. Это дается человеку на каждый день. Миру дается каждый день 24 часа на деятельность. Как карманные деньги, понимаешь, Бог дает человеку и миру это время. Но это конечно, не деньги, но куда более большая ценность. Каждый человек распоряжается этим по-разному. Тем, кому продолжает даваться возможность в виде времени. И каждый, кто приходит сюда, делает свой выбор. Из имеющегося у него дневного времени. Чтобы распределить его и использовать. И одни пропускают это время через решето развлечений, а другие делают себе из него необходимые в настоящем и будущем знания. Что посеешь – то и пожнешь. На что время используешь, то потом и получишь. И от Вас зависит, будут ли это сладкие плоды или горькое разочарование.
    И вот Вы, Петр, пришли. У каждого из посетителей магазина я вижу его время и вижу его у тебя. В связи с этим, я могу каждому дать дельный совет. Но то, как он им распорядится, зависит только от него. Не все любят прислушиваться к моим консультациям, поскольку думают, что отлично знают, как провести время. Я даже знаю, что то же, что я советую им, им ранее советовали их родные или знакомые люди или их друзья и такое совпадение их раздражает. Они либо вежливо отнекиваются, или сразу грубо, намекая на то, что я всего лишь продавец, заявляют, что им консультации не нужны. Но насчет Вас, Петр, я знаю и нисколько не сомневаюсь, что то, что Вы выберете будет важным, нужным и стоящим использования времени. Вы прилепитесь и прикипите к своему делу сразу. А может, и к нескольким. И будете уделять, не жалея им все свои силы и внимание. И, самое немаловажное, Вы вложите в свое дело душу. И со вдохновением будете использовать имеющееся в Вас. Вы что-то снова хотите спросить?
- Да. Вы с таким жаром рассказываете, что я и сам перенял Ваш душевный огонек. То, что я имею, Вы имели в виду не только время, ведь так? По Вашему взгляду я вижу, что Вы чего-то недосказали мне.
- Именно, друг мой, именно. То, что Вы имеете предопределено Вам свыше – это Дар. Если Вы человек творческий, то он Вас направляет использовать время с пользой в естественном русле. Вам не всегда придется себя заставлять. Вы привыкнете к систематическому труду над ним, чтобы развить его и он будет доставлять Вам радость и духовное удовольствие. Благодаря собственной интуиции Вы поймете, что для Вас главное сейчас. и не возьмете лишнего или того, что Вам не нужно. А вы, как я вижу, ищете вещь стоящую. У Вас словно бы скрытое разочарование. Вы ведь искали не только книгу, верно?
- Да, сэр. Мне бы хотелось научиться полезному.
    И Петр поманил за собой продавца вглубь стеллажей и полок. Ему было немного странно и в тоже время интересно. И Петр решил попробовать себя. Аккуратно выудив из глубины вещей гитару, он дал ее продавцу.
- Что ж, это Вам по силам, юнец! Полезная вещь. Научит Вас многому. Терпению, систематическому труду, моральной выдержке. Обращу однако Ваше внимание на ярлык с временем использования.
    Теодор взял с той же полки игровую приставку.
- Стоит столько же, сколько гитара.
    Петр повертел приставку в руках и сравнил надписи на ярлыках. Действительно, и на гитаре и на ней время было одинаковым: «2 часа».
- А если в день у меня получится использовать это время не двумя часами, а меньше?
- Больше времени тогда утечет в небытие. Увы, невозможно его «перекинуть» на будущие дни своей жизни. Потому как всегда будут встречаться различные обстоятельства, препятствующие восполнить предыдущую потерю времени. Но пока Вы учитесь в школе, у Вас будет возможность использовать свое время. А потом, чем дальше, тем все сложнее и сложнее. Но многие так и делают. Не тратят время после работы на отдых, а считают таковым временем отдыха дополнительную учебу где-либо. И, к счастью, некоторым удается восполнить свои пробелы.
    Теодор улыбнулся:
- И Слава Богу!
    Тем временем Петр положил приставку на место и снова взял из рук продавца гитару. Ему так хотелось научиться на ней играть.
- Знаете, Петр, Вы можете один час занятий на ней распределить утром, а другой вечером. Или сразу после школы и после обеда – один час занятий, а потом, вечером, второй час. Но не ко времени отхода ко сну. Соседи – тоже люди. А все люди устают. В общем, я не могу распределить Ваше время для Вас. Это лучше сделать, зная свой привычный распорядок и «выгадывая окошки» во времени. Родители вполне могут помочь в этом. Хорошо бы еще посмотреть, как Ваши друзья все успевают. Ненавязчиво поспрашивать у них об этом. Главное, не тянуть долго, чтобы начать или после вынужденного временного перерыва продолжить разбивать кучу работы за раз. А тихонько, маленькими, но осторожными шагами, приближаться к своей цели. Ваша будущая «покупка» должна приносить Вам в будущем радость, а не быть сделанной впустую и оказаться впоследствии ненужной, принеся разочарование. То же касается и этих товаров: они все по одной цене.
    И Теодор указал на среднюю полку, с лежащими на ней книгами, набором «Бирюльки» и большим набором в яркой, цветной коробке «Переиграй друга».
Тут Петр заметил яркую иллюминированную полку соседнего стеллажа. На нем стояли небольшие гранитные кубы. К каждому из них было прилажено по две лямки, как у рюкзака. А рядом с ними яркие фейверки и также притягательные вывески.
- А это что?
- Это бестселлер нашего магазина.
    Петр серьезно и задумчиво посмотрел на продавца:
- Это Вы сами так рекламируете такие странные вещи?
- Нет. Это люди. Один попробовал такую вещь, понравилось. Рассказал другому и так по цепочке. Этот товар стали все покупать. По их инициативе была украшена полка, сделаны небольшие баннеры. Что возвели себе в идеал, тому и радуются. Хотя изначально, когда-то давно гранитными кубами никто не хотел интересоваться. Моды не было. А теперь, с ее появлением, покупается людьми. Довольный потребитель надевает ее на плечи и носит на своей спине. Это предмет его гордости, хвастовства и всех лежебок. Они любуются на него перед сном. Более того, этот куб означает, что они во все время своего безделья подвержены сильной депрессии, страхам, унынию и самоедству. И чем тяжелее для них становится куб, тем более они становятся плаксивы, жалуются всю дорогу и, вследствие этого не радуются жизни. А когда жизни не радуются, а злопамятствуют и жалеют себя, это ропот на свою жизнь. Одному юноше родители на день рождения подарили такой куб. Думали, что раз модно, так пусть у него будет все лучшее, чем у его одноклассников. Сами они себе это не приобретали, но слышали от других, что это нынче популярно. Но этот юноша, при виде на подаренную вещь, сразу понял, что она ему не нужна. И не пользовался ею. Он занимался учебой, домашними делами, а не кубом. Наконец, измучавшись, куда его убрать, он пришел к нам в магазин и попросил обменять эту вещь, сказав, что не потратил на нее своего времени. Принес он куб в пакете. Это было сложно, как временной коллапс. Но юноша внутренне понял, что эта вещь изначально не принадлежит ему. А в это время в магазине был другой юноша, который, увидев ношу первого юноши захотел поменяться с ним своей. И что Вы, Петр, думаете? Он обменял свою скрипку на куб. Поскольку и у них цена была одинакова. Меняться друг с другом люди могут. Но время то уже у обоих потрачено. У одного – на пустое томление над инструментом, у другого – не потрачено сразу на хорошую, более лучшую возможность. Так как, первый юноша, с кубом, мог сразу после более хорошего подарка потратить свое время нее на обыденные, но тоже важные вещи, но и на освоение полезного для себя. В любом случае, по всем параметрам, выиграл наш первый юноша. Хоть ему и поздновато было осваивать скрипку, но желание его было так велико, что он смог делать это. И великолепно играет, хоть, в большей части, и самоучка. Родители смогли оплатить ему определенное количество частных уроков для освоения инструмента. А дальше – у него было много полезной литературы и упорства. Вот так. Я вижу, друг мой, Вы уже определились с приобретением? Я не ошибся?
- Нет, не ошиблись. Спасибо Вам большое! – в глазах Петра ярко горели две искорки. – Спасибо Вам! Я шел сюда просто потратить свое время после школы, а незаметно для себя провел его с пользой. Спасибо! Хоть мне и предстоит еще долго внимать в мыслях моих запомнившимся от Вас словам, но я постараюсь впредь не тратить свое время попусту. Я хотел бы взять вот эту гитару.
- А книга?
- Как же мне успеть и то и другое, если мне нужно по два часа в день заниматься на гитаре?
- Я уверен, Вы найдете время для отдыха с книгой. Не забывайте, не только время работы важно, но и отдыха. Может быть, книга будет Вас вдохновлять.
    С этими словами Теодор протянул ему книгу.
- А разве можно несколько вещей брать?
- Это подарок. Вы можете использовать на него время тогда, когда захочешь, и тогда, когда твое внутреннее расположение приведет Вас к прочтению этой книги. Но не в ущерб… - Теодор указал на гитару: - этому замечательному инструменту и учебе в школе.
- Хорошо, спасибо!
- И никогда не отчаивайтесь, отчаяние убивает еще больше времени, так как приводит с собой лень и желание купить этот куб. - Теодор улыбнулся: - Ну все, мой друг, Вам пора идти. Уроки и музыка ждут! Удачи и до свидания!
    С этими словами Теодор проводил улыбающегося Петра к кассе. Он выудил из-за невысокого стекла какой-то буклет и протянул его Петру. Это была памятка по уходу за музыкальным инструментом.
    Так, в добром расположении духа, они и расстались. И долго еще теплился добрый огонек в их сродненных душах.

Конец


Рецензии