Поиски Пробуждения. Гл. 3-5. Болезнь и Новая жизнь

Г Л А В А  3.  ВОЗВРАЩЕНИЕ  ДОМОЙ И  БОЛЕЗНЬ.

Наступил  октябрь. В  Ленинграде  было сыро и пасмурно. На вокзале меня встречали брат и мама.
- Ну, как ты доехала? – спросила мама, когда мы уселись в машину брата.
- Доехала  хорошо, но  абсолютно  больна.
- Да, выглядишь ты неважно! - констатировал  брат.

Уже дома я посмотрела на себя в зеркало, ведь зеркала в Аибге не было, и немало удивилась. Я  сильно похудела, а кожа на лице стала желтого цвета.
Мама  устроила  меня в своей комнате, и я лежала на диване в ожидании врача.
- Полежите и отдохните!-  посоветовала врач, когда пришла на следующее утро.-  Я не могу поставить вам диагноз и назначить  лечение.

 Время шло, температура держалась, а самочувствие ухудшалось. Тело  будто превращалось  в скелет, и я с трудом держалась на ногах. Тогда я позвонила брату и попросила  у него совета. Он  проконсультировался  со своим  знакомым  врачом, и мы решили, что надо лечь  на обследование в клинику. Медицина в то время была бесплатной, но так как больница,  о которой шла речь, находилась в другом районе, нужно было платить за обследование. Брат  взял  расходы на себя и уже на следующее утро отвез  меня  в приемное отделение. Так как диагноз был еще не поставлен,  я оказалась  в отдельной двухместной  палате, которые тогда они предназначались только для  умирающих больных. По результатам анализа  крови стало ясно, что очень сильно понижен  гемоглобин.
 
- При таком гемоглобине люди  не живут! - сказал доктор  и  взял меня за руку. - Голубушка, у вас к тому же  дистрофия  второй  степени. Как такое могло случиться в наше время?
- Я не знаю, -  сказала я  и заплакала, - может  это потому, что  жила два года в горах, и мы голодали два  раза в неделю, к тому же  были вегетарианцами.
- Но  гемоглобин? Может в горах был сильный объект радиации, и вы этого не знали? 
- Нет, доктор! Вряд  ли!- ответила  я, припоминая  свою корову, которая  с наслаждением  уминала сочную  траву на участке  соседа.
 - Хорошо, хорошо, будем обследовать, пока ничего непонятно! - сказал он.
Утром следующего дня меня уложили на каталку и повезли в рентгеновское  отделение для проверки  желудка. Мое истощенное тело сотрясалось от ужасной процедуры, которую я с трудом перенесла, но результат оказался нормальным, все было без отклонений.

Тогда  я подумала, что возможно мое состояние связано не с заболеваниями  органов, а с  длительным  психоэмоциональным  и физическим  напряжением. Но ведь  правильные действия никогда не приведут к такому  печальному результату. И я стала  анализировать события, которые  происходили  со мной в Аибге. Я вспомнила, что  проигнорировала сообщение «экстрасенши», не обратила особого внимания на предательство  Юры, не сделала вывода после гибели человека, и даже когда сосед посоветовал уехать из  Центра, я все еще продолжала оставаться  до тех пор, пока серьезно не заболела. Именно моя  «слепота» и  была причиной болезни.
 
                Я  отчетливо  чувствовала, что умираю. Состояние здоровья  ухудшалось  с каждым днем, я уже не могла вставать и с большим  трудом доходила  до туалета  внутри  палаты. Однако  я  ясно осознавала, что  не хочу  умирать. На следующее утро было  назначено  переливание крови, а сейчас  я лежала в полузабытьи, наконец, имея возможность расслабиться. Наступил вечер, в  отделении  воцарилась  тишина, но  тут  в палату кто-то постучал. Когда дверь приоткрылась, я увидела молодого мужчину в больничном халате и тапочках на босую ногу.               
- Можно, - спросил он нерешительно, - вы  еще не спите?
- Да, конечно, проходите и  присаживайтесь, - предложила я ему, показывая  на единственную табуретку  рядом с кроватью.- Вы извините, я не могу встать.
-Ничего, ничего! - ответил молодой человек, присаживаясь. Он внимательно изучал меня несколько минут,  а потом  приблизился к моему изголовью так близко, как только было возможно, и неожиданно спросил:
- А вы верите в Бога?
- Да, - ответила  я, -  верю!
 
В  то время, говорить открыто  о Боге в России было запрещено. Редко кто решался на такой отважный шаг.
- Вы, правда, верите?- переспросил он, будто обрадовавшись  ответу.
- Да, правда верю!- повторила  я  уверенно.
- Тогда знаете  что, молитесь, молитесь  ему прямо сейчас! - воскликнул он воодушевленно. -  Я вам принес  свечу, она из храма и благословлена. Вам надо зажечь ее. Это энергетически грязная палата, здесь умерло много людей, а свеча принесет  свет и очистит это место. Давайте я вам ее зажгу. Можно? - Хорошо, зажигайте!

 Он вытащил из кармана спички, зажег свечу и поставил ее на подоконник.
- Вот так. Вам сразу станет легче!
 Свеча осветила палату, запахло воском.
- Вам помогут, поверьте мне! - сказал он улыбаясь.- Просто молитесь!
Мы посидели  еще какое-то время, а потом он поднялся  и, пожелав спокойной ночи, вышел из палаты.

Я ничего не знаю об этом  человеке, никогда не видела его прежде и не видела потом, но с благодарностью вспоминаю его. Будто ангел приходил навестить меня  и дать надежду на жизнь. Я лежала и смотрела на тени, возникающие от движения пламени свечи. Я  готовилась к переливанию  крови,  молясь, чтобы меня простили за все ошибки, которые я не осознавала раньше и которые совершала невольно. Я  молилась  всем индуистским  Богам, которых только знала, молилась  Шри  Ауробиндо и Матери, молилась  Иисусу  Христу, Отцу Иисуса Христа, Богу                всех Богов, но не слышала  никакого ответа.
 
- Ну, кто же тогда может  помочь, Господи?- кричало отчаянно  сознание. И я вспомнила.  Я вспомнила  Кто Может Помочь. - О, ***, услышь меня! Я не хочу умирать!  Пожалуйста, прости меня и скажи, делать? Что же мне теперь  делать?
И вдруг  я отчетливо услышала интуитивный   голос. Он будто исходил изнутри моего сердца и был настолько  четок и ясен, что невозможно было усомниться в его  истинном происхождении:
-Ты не должна  делать переливание крови и должна оставить больницу  прямо завтра.
                *              *                *

Г Л А В А  4. Д И А Г Н О З. Утром  следующего дня  приехали  мама и брат, чтобы поддержать  меня  после переливания крови. Они  с сочувствием смотрели на мое истощенное лицо, а мое сердце сжималось от сострадания к ним. Мне не хотелось  еще больше расстраивать  маму, поэтому я сказала:
- Вова,  я хочу поговорить с тобой наедине!
- Мама, выйди на минутку. Лена  хочет сказать  что-то мне одному.

Когда мама вышла, он  спросил  встревоженно.
- Да, что такое?
- Вова, я решила не делать переливание крови! - сказала я, почти  шепотом.
- Не понял! О чем ты говоришь? Ты что, хочешь  отказаться от переливания?
- Да, я не должна его делать. Я не знаю, как сказать об этом врачу, но я так решила.
- Ты хорошо подумала? Чтобы устроить тебя сюда  я побеспокоил своих друзей, но теперь ты сама отказываешься от помощи!  Что ты будешь делать дальше, когда вернешься домой  в таком плачевном состоянии, кто тебе поможет? Я больше не смогу ничего сделать для тебя. Понимаешь?

Я  отлично понимала, что ставила его в неловкое положение перед  другом  и  перед  лечащим врачом, но не могла отказаться от совета услышанного после молитвы решив  сказать ему правду. Он  был атеистом, как почти все в те годы в России и ему было трудно понять меня. На минуту он задумался и еще раз спросил:
- Ты  действительно хорошо подумала?
- Да, я приняла окончательное решение!
-Ну что ж, хорошо, я пойду  к доктору и объясню ему ситуацию.

Он открыл дверь и пригласил  маму из коридора.
- Мама, иди сюда! Лена  не будет  переливать кровь.
-Как! - удивилась мама, и ее глаза быстро забегали  от волнения. - Леночка, что случилось? 
- Ничего не случилось, я просто не буду переливать кровь и все. Так надо, понимаешь!

Она  ничего не сказала в ответ, - просто растерянно молчала. Пришел доктор и присел на койку. Он переспросил меня,  действительно ли я отказываюсь переливать кровь и  я подтвердила свое решение.
- Почему? -  спросил он удивленно.
- Я не знаю, как вам это объяснить… - не могу же я сказать, что получила  совет  через  молитву.
- Я понимаю! - вдруг сказал он. -  Вы не можете переливать кровь  по религиозным соображениям.

 Я обрадовалась его формулировке.
- Да, да, доктор, именно так. Вы меня правильно поняли!
-О, это вполне объяснимо. У нас уже были такие случаи. Но тогда  мы не сможем  вас дольше держать в больнице и продолжать обследование. Понимаете, чем вы рискуете? - спросил он.
- Да, я понимаю!
- В таком случае, вы  должны будете оставить больницу прямо сейчас!
- Хорошо! Я поговорю с родными и буду собираться.   
- Я приготовлю выписку о вашем пребывании  в клинике.
-Да, да, доктор, спасибо!
Мама и засуетилась: "Ну что ж, Леночка, собирайся. Что у тебя  тут  из вещей?
 Я попыталась встать, но голова сильно закружилась, пришлось присесть на кровать.
- Боже, как же дойти до машины?"

                Когда выписка была готова  мама и брат подхватили меня под руки с двух сторон и я, согнувшись и наклонив  голову к полу, потихоньку  побрела  по длинному коридору больничного отделения.  Ни мама, ни брат ничего  больше  не говорили о больнице и не спрашивали о моем решении.  В эти минуты, когда  я пишу этот  текст, я глубоко благодарна им  за то, что они сделали для меня. Мы поднялись на  лифте и вошли  в  квартиру. Брат  сразу уехал на работу. А я прилегла на диван, и стало так хорошо и спокойно. За окном  пошел  снег,  и я видела, как большие снежинки ложились на перила  балкона.

Вечером мама сказала:
- Доченька, мне вообще-то в  Собесе  путевку в дом отдыха предложили, и я ее уже  получила до твоего приезда. Я же не знала, что ты так внезапно вернешься, да к тому же больная. Прямо не знаю, что теперь  делать? Наверное, надо возвращать!

 Путевки доставались блокадникам  и ветеранам войны раз в несколько лет,  и  маме приходилось долго  ждать, чтобы съездить на отдых. Все летние путевки обычно раздавались по блату, а  оставшиеся  приходились  на  осенние и зимние месяцы, когда холодно.
 - Знаешь, что? -  сказала я ей, - езжай! Ты должна воспользоваться  этой  путевкой. Купи мне побольше продуктов, а  с  остальным  я справлюсь сама. Если появится необходимость, ты  сможешь приехать, но не отказывайся от путевки!
- Правда?  - обрадовалась мама.- Ты меня отпускаешь?
Она  с состраданием посмотрела на меня. Я видела, как тяжелые мысли пронзили  ее ум, но она  все же решила  ехать  на следующий день.
 
С  утра пришла  участковая доктор  и, прочитав выписку из больницы,  сказала:
- Ну  что ж, подождем немного  и отправим тебя в районную  больницу.
Я промолчала, потому  что точно знала, что не поеду туда. Мама  загрузила мне холодильник продуктами и уехала, а я лежала и думала, что же делать дальше. Улучшений  не наступало, а из ситуации как-то  нужно было  выходить. И  тогда  я опять взмолилась!
-О, ***!  Что же делать дальше? Как действовать, чтобы поправиться?

И тут я вспомнила о своем  знакомом докторе, с которым познакомилась много лет назад. Я тут же набрала его рабочий номер, который сохранился в записной книжке, и он снял трубку. Я представилась, и оказалось, что он хорошо помнит меня, хотя мы встречались  только один раз.
- Чем я могу вам помочь? - спросил  он вежливо.
- Я серьезно заболела, не могли бы вы поставить  диагноз? 
- Давайте ваш адрес, я приеду сразу, как только освобожусь!
                *              *               *

Г Л А В А  5.  Н О В Ы Й   Г О Д   И   Н О В А Я   Ж И З Н Ь

Он приехал около  9  вечера, когда я уже думала, что он передумал.
- Очень  рад вас видеть! -  вскричал он, снимая пальто  и приветствуя, будто  старого друга. -  Извините, что так поздно. Я только что освободился.
- Спасибо, что вы приехали, я  очень вам благодарна за отзывчивость!
- Ну что вы, что вы, я просто врач, и очень рад возможности помочь! Расскажите мне подробно, что с вами произошло.

Мы  уселись на кухне, где я и поведала всю историю о жизни в Аибге. Он внимательно слушал не перебивая. Его  покрытое морщинами  лицо и круглые карие глаза выражали  не поддельный  интерес.
- Я знаю, что вам надо делать, - наконец  сказал он.
Так началось мое путешествие  с  Г.И. Он был моей  последней  и единственной надеждой  на спасение, и  когда я осталась одна, то  подумала, что  буду делать все, что он  скажет, принимать все, что посоветует.

Утром следующего дня, едва открыв глаза, я пришла в  ужас. Острая боль охватила все тело. Она перемещалась  то вверх  к  горлу, то  вниз к животу. Пальцы на руках были скрючены,  и их невозможно было выпрямить, а кости  в запястьях вылезли наружу, будто  желая  пройти  сквозь кожу. Мне  стало страшно. 
- Что это?  Г.И., что это? Что происходит?- от ужаса и панического страха закричала  я, позвонив ему по телефону и объяснив ситуацию.   
- Ну  не стоит так беспокоиться, дорогая! - сказал он спокойно. - Так и должно быть!
- Но почему так должно быть, чем я больна?
- Ничего страшного! -  сказал он мягко. – Когда человек  попадает под  влияние длительного стресса и глубокого  физического переутомления  происходит  сбой в эндокринной системе. Я уверяю вас, что это скоро пройдет! Поэтому очень хорошо, что вы  отказались от  переливания крови, просто лежите и отдыхайте, а сегодня вечером обязательно заеду к вам.

После разговора  я немного успокоилась, а потом стала усердно молиться. Через  какое-то время, зайдя в ванную комнату, я взглянула в зеркало на свое лицо. О чудо! Лицо  излучало  какой-то  неописуемый  свет, которого  никогда  раньше не было. Этот свет  исходил  изнутри  и распространялся  по всему телу  и за его пределы, будто некое светоносное существо вселилось   прямо в сердце. И тут я поняла, что  обязательно поправлюсь.   Вечером  приехал  доктор. Он  внимательно осмотрел  меня и  сообщил, что  нужно обязательно сдать анализы, поэтому  я должна  быстрее окрепнуть, чтобы  доехать до его клиники.

Приближались новогодние праздники, на улице  опять  пошел  снег, и стало как-то легче на душе. А через  несколько дней   Г.И.  сообщил, что пора ехать в больницу. Он заказал такси, и мы поехали  в  «Институт  скорой помощи», где он работал. Он подвел меня к кабинету, на двери которого висела табличка: «Заведующий  аллергическим отделением». Мы вошли в кабинет. Г.И.  переоделся в белый халат, уселся  за рабочий стол  и стал меня расспрашивать.
- Ты должна рассказать мне о своей семье.
- Конечно, что вас интересует?

Он стал в подробностях расспрашивать обо  всех  членах  семьи, о моем  роде по материнской и отцовской линии, а также, где я училась и работала раньше. И я раскрыла  ему  все, как на духу.
  - Ну, хорошо, я, кажется, все понял!-  наконец  сказал он. - Теперь пришло время сдавать анализы.
   
                Когда мы вернулись в его кабинет, он сказал, что пойдет на обход:               
- С этого дня я беру тебя в штат, ты будешь моим  замом, - он засмеялся своей шутке и, взяв папки  с  картами  больных, вышел из  кабинета.
Я провела весь день у него на работе. В кабинет  приходили больные, заглядывали медсестры и  врачи. Они  решали  какие-то вопросы, а я сидела на диване со скрюченными руками,  и сдерживала  себя, чтобы не заснуть от усталости.

Начиная с этого дня, мы  ежедневно  ездили  в больницу, сначала на такси, а позже, когда мне стало легче, на автобусе. Вскоре мои пальцы распрямились, суставы вернулись в нормальное  положение, а боль утихла. В  отделении  весь персонал привык ко мне. С  утра  я надевала белый халат  и присутствовала на совещаниях  врачей в отделении, а затем  на всех консультациях, которые проводил  Г.И. в своем кабинете. Всем он представлял меня, как свою ассистентку.

Однажды днем, когда возник перерыв между приемами, Г.И.  сообщил, что нам нужно кое-куда сходить.
- Будем выходить на улицу, так  что одеваем  пальто.
Мы вышли из главного корпуса  больницы и, пройдя  через  больничный дворик, прошли  к  одноэтажному зданию. Заторможенность сознаниЯ все еще сильно сковывала, но я сразу поняла, куда мы пришли. Без сомнений, это был морг. Г.И. попросил  меня подождать  некоторое время у входа, а сам прошел внутрь  одного из кабинетов.

Вернувшись, он жестом пригласил  следовать за ним, предварительно  повесив  мое пальто  на  вешалку  в  фойе. Очевидно, что ему дали разрешение, чтобы я прошла в морг вместе с ним. Откровенно говоря, когда прошло уже так много лет, трудно вспомнить свои ощущения в тот момент, но я точно могу сказать, что больше ни разу не была в морге.  Помню только, как мы вошли в плохо освещенное помещение, пол  и стены которого были покрыты большими  кафельными  плитками.

Вдоль стен  располагались  столы, на которых  лежало несколько обнаженных  мужских и женских  трупов. Они казались такими усохшими, маленькими  и похожими на манекены.  Г.И. прошел в следующую комнату и позвал меня следовать за ним. Там, мы увидели  на столе  труп  мужчины, приготовленный для  вскрытия.  Г.И. внимательно осмотрел  труп, обойдя его со всех сторон, а  затем решительно направился к выходу, я поспешила за ним. Я не помню ни запаха, ни страха, и не ощутила никаких эмоций, только подумала:
- Это все, что остается после жизни человека!

Потом  мы зашли в соседний кабинет, в котором находилось  несколько врачей, работающих в морге. Г.И. представил меня им, а потом  накинул на мои плечи пальто, и мы вышли  на морозный воздух.
- Ну, что-нибудь поняла?-  спросил он. Похоже, это был один из его методов  лечения.
- Наверное!  - ответила  я.

                Во всё ещё приглушённом, заторможенном сознании где-то на подкорке вдруг всплыло - вспыхнуло осознание ценности жизни - ее значимости. Как это обидно, - умирать ничего хорошего не сделав! Как обидно даром терять время!.. Г.И.  закурил  и, то ли от мороза, то ли от душевной боли, у него потекли слезы, и мне стало  жалко его.
- Постой  здесь минутку, я сейчас вернусь, мне нужно кое-кого навестить! 
Вскоре он появился с двумя женщинами в белых халатах. Они быстро прошли  в помещение морга, и  Г.И. махнул мне рукой следовать за ними. В кабинете, куда мы вернулись, уже был накрыт  стол.
- Ну,  присаживайтесь, господа! - воскликнул Г.И., потирая замерзшие руки  и  доставая  из полы халата большую колбу со спиртом. - С наступающим  Новым Годом!
 
 Мы  расселись. Быстро были наполнены  рюмки  и встреча Нового Года пошла обычным в таких случаях ходом. Они шумно болтали, шутили и  смеялись, вспоминая  различные истории.  А за стеной  была тишина, и  лежали мертвые тела. Там была холодная смерть, а  здесь - жизнь. Я же была точно во сне... И дальше после встречи Этого Нового Года Г.И. старался  не отпускать  меня ни на минуту. В рабочее время я работала в архиве больницы, составляя статистику  его отделения, а после работы  мы ехали к больным, которые нуждались в консультации или срочной помощи  на дому.

Тогда я увидела много больных людей  со сложными заболеваниями, порой находящихся на грани смерти. Это были не только взрослые люди, но подростки, и даже дети. И все они  возлагали  последние надежды на  Г.И. Он никому не отказывал и работал  не жалея  своих сил. Внешне  он был совсем  неприметен,  ему было около 60 лет, очень маленького роста и беззубый, но его  неиссякаемая  энергия и энтузиазм, его сострадание и профессионализм, всегда поражали меня. 
- Знаешь, чтобы поправиться, нужно самой помогать другим! - сказал он однажды. И я это запомнила на всю жизнь!

Думать только о себе, о своих болячках - плохой метод поправится! Я думала о пациентах моего доктора, - сопереживала им. Постепенно - для меня самой незаметно мой  гемоглобин  восстанавливался. Стоя  в коридоре больницы, я  от всего сердца взмолилась Богу о том, что если смогу  окончательно поправиться, то  обязательно буду  помогать  другим людям  с  такой  же самоотдачей, как Г.И. Потому, наверное, в  будущем  я и стала психологом.

Как-то раз  Г.И. вызвали на консультацию в родильный дом, чтобы помочь роженице освободиться  от послеродового  стресса, который  дал серьезные  осложнения. Это был срочный вызов,  мы сели в машину «Скорой  помощи» и поехали. По  дороге  машина остановилась  у светофора, и я открыла окно, чтобы в салон проник свежий воздух. Напротив  я заметила  машину, в которой  за рулем  сидел  тот самый лечащий врач, от которого  я  «сбежала» из больницы. Я замахала руками, пытаясь привлечь  его внимание. Он  это заметил и опустил стекло  в своей  машине.
- О! -  удивленно воскликнул он. – Вы отлично выглядите! Как ваши дела? Вы что уже поправились?
- Да, доктор, со мной все хорошо, я абсолютно здорова, - сказала я  улыбаясь, - так что спасибо вам, что вы выписали меня тогда.
- Ну что ж, очень рад, очень рад! Поздравляю!
- Спасибо!
- И вам спасибо, не болейте так больше и  будьте здоровы!
- Обязательно буду!
Тут  загорелся зеленый светофор и наши машины разъехались. Мы ехали в родильный дом, чтобы Г.И. смог помочь новой жизни.
                ________________________________________________

                П Р О Д О Л Ж Е Н И Е   С Л Е Д У Е Т


Рецензии