Огнеборцы Глава 2 Становление

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. при Всероссийском совете народного хозяйства (ВСНХ) была образована комиссия, которая направила в советское правительство (Совет Народных Комиссаров – Совнарком) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Этот документ стал основой принятого СНК 17 апреля 1918 г. декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнём», положившего начало созданию новой системы обеспечения пожарной безопасности в России.
На основании декрета был учреждён Пожарный совет. Его председатель назывался главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнём. У него были помощник и четыре представителя от народных комиссариатов. Помимо этой руководящей верхушки в состав Пожарного совета входили четыре человека от Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих и крестьянских депутатов, четыре – от Совета рабочих и крестьянских депутатов, два – от Всероссийского профессионального пожарного союза, два – от Всероссийского пожарного общества, два – от обществ и учреждений, занимающихся научным исследованием вопросов по технике строительного и пожарного дела и по одному – от Всероссийского союза пожарных и страховых деятелей, от Общества пожарных техников, от Российского союза обществ взаимного от огня страхования, от Съезда представителей акционерных страховых от огня обществ. Ведению Пожарного совета подлежали все дела «по изысканию и применению как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием».
Пожарный совет работал в очень сложных условиях. В стране шла гражданская война, и его распоряжения «застревали» чаще всего на уровне двух столиц – Москвы и Петрограда. Поэтому пожарные обозы в провинции работали «по старинке», подчиняясь только местной власти, которая финансировала их содержание. Так было и в Балакове. Однако, так как город находился в гуще событий гражданской войны, заботы о пожарной охране отодвигались на второй план. Не случайно в архивном отделе администрации Балаковского района удалось отыскать только один документ, относящийся к тому времени.
20 марта 1918 года на заседании исполнительного комитета Балаковского Совета рабочих и солдатских депутатов была утверждена смета городского техника Ермакова в 10 тыс. 970 рублей «по приспособлению здания городской Управы под жилище служащих пожарного обоза, а также по улучшению помещений пожарного обоза». Как известно, Управа и обоз находились в одном здании. Поэтому речь шла об организации при нём «общежития» для пожарных. Из того же документа, выяснилось, что командовал огнеборцами брандмейстер Логинов, который до февраля 1918-го возглавлял местную милицию. Он просил у исполкома разрешения устроить при обозе кузницу для мелких кузнечных работ, например, выковки подков для пожарных лошадей. Исполкомовцы согласились.
Однако техническая база обоза и профессиональная подготовка пожарных оставалась не на должном уровне. Это привело к тому, что в августе 1920 года в Балакове произошло два крупных пожара, в результате чего сгорело около 60 домов – почти 3 квартала в районе улиц Красная Звезда и Вольская. Как выяснилось, причиной бедствия стал «разгул самогонщиков у весёлой вдовы Юркиной».
Всерьёз заниматься проблемами пожарной охраны начали только после окончания гражданской войны. При Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) была создана комиссия по борьбе с пожарами. Согласно её распоряжению, при населённых пунктах ввели должность пожарного инструктора. В первую очередь он должен был наладить «точный учёт как всего трудоспособного населения, так и имеющегося у населения собственного инструмента, топоров, лопат, пил, вёдер и прочее». Ему рекомендовали, по соглашению с местной властью, разделить «всё трудовое население на смены, затем на сотни, полустони и десятки, назначая сотников, полусотских и десятских преимущественно из числа грамотных бывших красноармейцев». Последние должны были осуществлять ежедневное дежурство. Инструктор же контролировал, чтобы дежурные смены прибывали к месту пожара вовремя, заботился о своевременном снабжении их водой и, по необходимости, продовольствием, составлял список участников тушения пожара для назначения оплаты за их работу, если таковая была предусмотрена.
Необходимо было наладить и финансирование пожарных служб. Для этого с 1922 года по всей стране ввели государственное обязательное страхование всего недвижимого имущества «за исключением национализированных и находящихся в ведении государства и коммунальных отделов, а также недвижимого имущества, принадлежащего на правах собственности подданным других стран». Сбором страховых взносов занимались агенства госстраха. В Балакове такое агентство находилось на ул. Октябрьской.
Но страховыми суммами, собираемыми в Балакове, местная власть не распоряжалась. Они оседали в губернском городе Самаре, и Самара не очень-то хотела с ними расставаться. В 1924 году, например, особая комиссия при Самарском губернском отделе местного хозяйства (Самгубхозе) решила почти все собранные «пожарные» деньги передать на ремонт сельских пожарных машин Самарского уезда. И тогда Балаковский исполком обратился в Самару с просьбой перевести часть средств на восстановление пожарного обоза в Балакове. В соответствующей докладной записке от 6 февраля 1924 года сообщалось:
«До империалистической и гражданской войн пожарная охрана в г. Балаково состояла из 22-х лошадей, восьми машин, девяти бочечных ходов и одним багровым. При возникновении пожара охрана выезжала с тремя машинами, девятью бочечными ходами и одни багровым.
В настоящее время пожарная охрана г. Балаково имеет в наличности 8 лошадей, 8 машин, 5 бочечных ходов и один багровый ход. Из числа 8 лошадей две совершенно не годны к несению пожарной службы, и в действительности обоз выступает на пожар только на шести лошадях, т.е. одной парной машиной, одним парным бочечным ходом и маленькой машиной, одноконным бочечным и одноконным багровым ходом.
Следовательно, конский состав пожарной охраны в период войн уменьшился на 70%, и с начала империалистической и гражданской войн до настоящего времени никаких обновлений конского состава не производилось. При наличии в Балакове 3200 домов наличие пожарной охраны в дореволюционное время можно считать слабым, а в данное время пожарная охрана города является совершенно обессиленной и не способной к выполнению своих боевых задач».
По всей видимости, к просьбе балаковцев прислушались и необходимую сумму выдали. Во всяком случае, настолько остро проблема снабжения пожарной охраны больше не поднималась. Чаще вставал вопрос о профессиональной подготовке борцов с огнём. Постановление ВЦИК СССР от 30 января 1930 г. «О службе в пожарных организациях» закрепляло за ними особый статус:
«От пожарных работников, вследствие особенностей характера их службы, может быть потребована работа, связанная с опасностью для здоровья и жизни. Они не могут прекращать своих служебных обязанностей до объявления в установленном порядке об освобождении их от должности и сдачи её. В течение срока, который они обязались прослужить, они могут быть распоряжениями подлежащих начальников переводимы, в интересах службы, независимо от их согласия, из одной пожарной организации в другую в пределах данного населённого пункта».
«В целях укрепления дисциплины», этим же документом утверждалась система наказания за неисполнение своих прямых обязанностей: 1) замечание; 2) выговор; 3) смещение на низшую должность на срок до одного года; 4) арест до трёх суток при милиции; 5) увольнение. Но это касалось только тех пожарных, которые находились на «государственной службе». Добровольные пожарные дружины и военные и военизированные пожарные организации работали по другим циркулярам.
В начале 1931 года на одном из заседаний Балаковского райисполкома квалификацию пожарных признали не удовлетворяющей необходимым требованиям и обязали брандмейстера «обратить серьёзное внимание на повышение теоретических и практических знаний работников, для чего не ослаблять систематически проводимых с ними занятий». Тогда же было принято ещё несколько важных решений.
В первую очередь, в связи с введением трёхсменной (круглосуточной) работы пожарной команды, был утверждён численный состав каждой смены – 11 человек. Таким образом, нетрудно подсчитать, что пожарных в Балакове было не менее 33-х человек.
Затем был утверждён комплекс противопожарных мероприятий: привести в порядок пожарные чаны и подъезды к реке Балаковке и озеру Линёву, откуда бралась вода; отремонтировать водокачку и водоразборные краны на улицах Пролетарской и Советской (в районе базарной площади); создать в каждом квартале противопожарные тройки, которые бы контролировали соблюдение правил пожарной безопасности. Тогда же было решено организовать трубочистное бюро, т.к. пожары нередко случались из-за неисправности печных дымоходов, и необходимо было поставить их содержание под особый контроль.
Такое бюро открыли только спустя два года – при пожарной охране. Только эта организация имела право на очистку дымоходов, дымовых и печных труб. За каждый вид работ устанавливалась такса. Выполнение их кем-нибудь со стороны наказывалось штрафом в 50 рублей. На каждом предприятии, в каждом учреждении и домовладении заводилась специальная трубочистная тетрадь, где делались соответствующие отметки. Очистка специальных печей хлебопекарен, столовых, кондитерских, сушилок, коптилок, прачечных, бань и т.п. производилась два раза в месяц; русских и голландских печей, кухонных плит, очагов, кипятильников, центрального отопления, соединительных рукавов и котлов – два раза в год; устранение завалов и гнёзд, проверка и починка дымоходов и печей, побелка и выжигание сажи – по мере поступления заявок.
И с каждым годом контроль за выполнением противопожарных мероприятий усиливался. Проводились месячники «похода по улучшению противопожарного состояния города». На всех крупных предприятиях, в жилищных конторах и жилых кварталах под наблюдением начальников пожарной охраны и районного управления милиции организовывались противопожарные ячейки, или дружины. На всех предприятиях, во всех организациях и учреждениях создавались специальные уголки, где размещались бочки с водой, огнетушители и инвентарь, необходимый для тушения пожаров.
В феврале 1933 года выходит обязательное постановление Балаковского райисполкома, которые вводит ещё более жёсткие требования к противопожарной безопасности как в городе, так и в сельских местностях:
«1. Обязать население в двухнедельный срок со дня получения на местах настоящего обязательного постановления очистить дворы, задворки и прилегающие к усадьбам улицы и переулки от соломы, хвороста, бурелома и других горючих материалов.
2. Воспретить:
А) выбрасывание золы из печек на дворы, улицы, переулки и площади;
Б) разведение огня на дворах, улицах, площадях, задворках и гумнах;
Примечание: при сушке овинов допускается разведение огня при постоянном дежурстве домохозяина и наличия достаточного запаса воды для тушения;
В) сушку льна, пеньки и других волокнистых растений в жилых помещениях;
Г) хождение с лучиной, свечой, лампой, не защищённых стеклянным абажуром, по сараям, дворам и улицам;
Д) бесцельную стрельбу из огнестрельного оружия в пределах строений;
Е) хранение масел и других горючих жидкостей в сараях, домах и подвалах более 48 кг;
Примечание: горючие вещества указанного веса допускается хранить в специальных подвалах или складах, крытых железом и отстоящих от жилых помещений не менее 100 м;
Ж) хранение сена, соломы близ жилых строений и вообще на дворах свыше двух возов;
З) молотьбу хлеба в местах, не предназначенных для этой цели, как то во дворах, на улицах, площадях.
3. Обязать каждого домохозяина не реже одного раза в летнее время и не реже одного раза в два месяца – в зимнее очищать трубы и дымоходы от сажи.
4. С 15 апреля и по 1 октября у каждых десяти дворов должны быть выставлены кадушки или бочки с водой с плотно закрытыми крышками.
Примечание: вода из кадушек и бочек не должна употребляться на другие надобности.
5. Все противопожарные мероприятия проводятся через пожарного старосту, обязанности которого возлагаются на сельских уполномоченных и исполнителей в качестве помощников первых.
6. На сельского уполномоченного, являющегося пожарным старостой, возложить:
А) наблюдение за исправным состоянием пожарного обоза и за точным и аккуратным выполнением обязанностей пожарными противопожарной охраны;
Б) наблюдение за исправным хранением гражданами инструмента, предназначенного ими для работы на пожарах;
В) наблюдение за регулярной очисткой гражданами труб и дымоходов и за исправным состоянием труб и печей;
Г) наблюдение за своевременной очисткой улиц, переулков и дворов от соломы, хвороста, бурелома и других горючих материалов;
Д) наблюдение за выбрасыванием золы в безопасное место, недопущением разведения костров вблизи строений и среди улиц;
Е) наблюдение за исправным содержанием водных источников и подъездов к ним;
Ж) руководство работой по пожаротушению, где нет пожарных команд и дружины;
З) наблюдение за осуществлением других обязательных постановлений, распоряжений по охране селений от пожаров.
7. Общее наблюдение за исполнением данного постановления возлагается на органы милиции, сельские Советы, сельских членов ОСОДМИЛ (общества содействия милиции) и страхагентов.
8. На лиц, нарушающих настоящее обязательное постановление, налагаются следующие взыскания в административном порядке:
А) предупреждение;
Б) штраф до 25 рублей;
В) принудительные работы на срок до 2-х недель».
Тогда же возник вопрос об организации в Балакове второй пожарной команды, которая бы располагалась поближе к самой дальней части города – Студенцам (ныне посёлок Дзержинского. Для неё даже выделили двор 7-й неполной средней школы, которая располагалась в здании нынешнего музея истории города. Правда, неизвестно, было ли это решение воплощено в жизнь.
Заботилась местная власть и об улучшении бытовых условий бойцов пожарной охраны. Когда мест, отведённых под жильё в здании пожарной части, стало не хватать, пожарной охране, которой в то время командовал Шапошников (имя и отчество неизвестны), было выделено ещё одно здание, которое находилось поблизости.
Все усилия по укреплению пожарной охраны оправдывались. Пожарные научились оперативно и профессионально ликвидировать очаги возгорания, не давая огню распространиться за их пределы. Так, 31 июля 1933 года в 5 часов вечера, когда только что закончился рабочий день, в Балаковском затоне загорелся плотничий цех. Огонь быстро перекинулся на здание слесарного цеха и стоящий рядом сарай. Пожарная команда затона, которая была создана незадолго до этого, сама бы не справилась с огнём. Но ей на помощь пришли городские пожарные. Вместе они сражались с огненной стихией около двух часов. Оба цеха и бОльшую часть оборудования и инструментов спасти уже не смогли, но зато им удалось отстоять жилые дома и склад с лесоматериалами.
А вот в сёлах пожарное дело ещё не было поставлено на нужный уровень. Сельские Советы слишком медленно внедряли в жизнь постановления центральной власти о создании сельских добровольных пожарных команд. Это приводило к страшным трагедиям. Одна из них произошла в с. Криволучье 20 апреля 1930 года. Три мальчика в одном из дворов решили поиграть с огнём и подожгли солому. В результате возник пожар, который, из-за неподготовленности криволучских пожарных, быстро распространился по селу. Огонь уничтожил 153 двора, из них 147 крестьянских и 6 государственных. Убытки составили 75 тыс. 870 рублей, плюс имущество на 16 тыс. 696 рублей. Без крова осталось 628 человек.
Такое отношение к пожарной службе угрожало не только населению, но и урожаю. Не случайно Балаковским райисполкомом были утверждены «Правила противопожарной охраны совхозов, машинно-тракторных станций и колхозов», выполнение которых должно было быть неукоснительным. Их нарушение каралось либо штрафом до 100 рублей, либо принудительными работами до 30 дней, а в особо злостных случаях виновных могли привлечь и к уголовной ответственности.
Помимо стандартных требований, предъявляемых ко всем населённым пунктам, правила обязывали сельскую власть более серьёзно подходить к организации пожарной охраны. Во всех совхозах, колхозах и на машинно-тракторных станциях должны были быть созданы пожарные дружины. Кандидатуры на должность их руководителей утверждались районным начальником пожарной охраны. Чётко были прописаны и требования к содержанию таких дружин:
«Для хранения пожарных машин и прочих пожарных инструментов должны быть построены общественные пожарные сараи там, где таковых не имеется.
Пожарные сараи должны располагаться на безопасных в пожарном отношении местах, по возможности, в центре селения или отдельной из его частей с расчётом, чтобы было удобно проехать во все стороны обслуживаемого района и приехать к месту пожара не позже 10 минут после получения извещения о пожаре.
Здание сараев должно быть, по возможности, выстроено из несгораемых материалов и устроено таким образом, чтобы они защищали хранящийся в нём пожарный инвентарь от пыли, дожди. Грязи и снега.
При пожарном сарае должна быть построена пожарная вышка (каланча), а если в селении имеется телефон, то пожарный сарай должен быть соединён телефоном.
Если пожарный сарай будет запираться, то ключ от него обязан держать поблизости и на определённом месте пожарный староста или начальник пожарной дружины.
В летнее время с 15 апреля по 1 ноября для дежурства в пожарном сарае должны безотлучно находиться лошади в хомутах, а также граждане, назначенные сельсоветом или его уполномоченным по очереди из числа граждан не моложе 18-ти лет и не старше 50-ти. Кроме того, на каланчах должен быть установлен пожарный караул.
Весь пожарный инвентарь и пожарные повозки должны быть в полном порядке и исправности. Пожарные повозки в сарае должны быть поставлены с таким расчётом, чтобы в них возможно было бы запрячь лошадей, а бочки должны быть всегда с водой.
В ночное время пожарный сарай должен освещаться.
В пожарном сарае на видном месте должна находиться опись пожарного инвентаря и иметься книга, куда должны записываться лица, проводившие осмотр и обследование пожарного обоза».
Наступление на нерадивых представителей сельской власти началось по всему фронту. В декабре 1934 года в балаковской газете «Социалистический труд» была опубликована статья «Зорче охранять социалистическую собственность» за подписью Ерёмина:
«Руководители некоторых колхозов и сельсоветов успокаиваются на том, что с наступлением зимы миновала и опасность в пожарах, а поэтому и не проявляют бдительности по охране социалистической собственности от огня.
За это говорит яркий пример плохой постановки противопожарной охраны в колхозе им. К. Маркса (с. Натальино). Там имеются хорошо оборудованные скотные дворы, конюшни стоимостью более 100 тысяч рублей, в них находятся сотни голов разного скота, а пожарный сарай на зимний период не оборудован.
На фермах, кроме пары вёдер, никакого противопожарного инвентаря не имеется. Отсутствуют правила внутреннего распорядка на случай возникновения пожара.
Не лучше обстоит дело и в Матвеевском сельсовете (колхоз им. Политотдела).
Пожарный сарай и машину завалили мякиной, а пожарные дрожки приспособили под колоду для корма лошадей. Бочки и багры есть, а саней нет. В случае возникновения пожара ехать за водой и везти багры не на чем.
Председатели сельсоветов и колхозов должны повысить классовую бдительность, т.к. классовые враги дают себя чувствовать на каждом слабом участке нашей работы. За это говорят поджоги в городской типографии и на электростанции.
Ближайшей задачей сельсоветов и колхозов является:
привести в порядок пожарные сараи и машины; иметь достаточное количество противопожарного инвентаря на пожарках и фермах; построить теплушки для пожарных команд и конюшни для лошадей; иметь правила внутреннего распорядка на случай возникновения пожара; организовать пожарные дружины.
Будем строго охранять социалистическую собственность!»


Рецензии