Хлопотушка

Наверное нет людей, которым не нравилось бы пребывание один-на-один с Природой. Если же есть таковые, то понять их не могу. Потому, что очень люблю свою дачу!
Маленький, построенный по собственному усмотрению домик-флигелёк, ровная бетонированная дорожка к нему от калитки, делящая на две части пять соток нашей земли (с великими потугами приватизированной!). Слева — сад, справа — огород, и цветы: вдоль дорожки, возле домика, возле забора и вообще в самых неожиданных местах, где оставался хотя бы клаптик свободного пространства.

Ранней весной среди пожухлых, высушенных зимними морозами прошлогодних перьев шнит- и батун-луков начинают пробиваться из земли нежные молодые, ярко-зелёные пёрышки. Сначала робко, неуверенно, страшась возврата холодов, ночных заморозков, а то и снежных заметелей, но с наступлением плюсовых температур быстро и уверенно формируя кустики-островки первой витаминной зелени.
Следом пробивают плотный, утрамбованный снегом и талыми водами грунт острые верхушки листиков тюльпанов, свёрнутые в тугой пучок. Это потом они развернутся, раздадутся вширь, обретут ярко-зелёную окраску. А сейчас им надо собрать все силы в единый порыв, натужиться аж до тёмно-серой зеленоватости, чтобы от луковички, всю зиму глубоко сидящей в земле, пробиться  к солнцу, к теплу, к жизни!
И хотя бываешь на даче почти ежедневно, но совершенно неожиданно вдруг замечаешь то там, то там, на ещё чёрной земле яркие, солнечные «личики» одуванчиков.
Радуешься первым признаком пробуждения и почему-то каждый год удивляешься: как быстро всё вокруг покрывается зелёным ковром трав!

Но не только дачная флора была предметом моих мечтаний.
Очень, очень хотелось завести курочек.
Так что, обретя в своё распоряжение главное богатство в жизни человека — время, я организовала обустройство курятника. Это оказалось не так уж просто: ведь надо в сарайчике сделать насест, чтобы курочкам было где спать, гнёзда — нести яйца, и вольер — гулять на свежем воздухе. И только потом можно покупать курей.
Покупали их в разное время в разных местах.
И вот, шесть курочек начали осваивать новое для себя жизненное пространство.

А я, оставив все дела, часами сижу возле вольера - с любопытством наблюдаю за ними. И делаю совершенно сенсационные для себя выводы!
Почему-то считала, что куры глупые (наверное помня выражение «куриные мозги»). Оказывается, у них есть свой иерархический уклад, свои вкусы, правила поведения и привязанности.
«Сборная команда» в курятнике через несколько дней привыкания начала выстраивать определённую систему отношений. Лидирующую позицию заняла большая коричневая курица. Характер у неё оказался прескверный! Первой подходила к кормушке, сердито отгоняя остальных, выбирала всё, что ей нравилось, бесцеремонно рылась клювом в содержимом кормушки, ухитряясь разбрасывать его в разные стороны.

А подавала я своим «девочкам»-курочкам каждый день не менее четырёх «блюд»: витаминный салат (рвала и секла топориком траву); зерно (пшеницу); варёную пищу (варила вместе с пищевыми отходами какую-нибудь кашу, приправляя её толчёными пересушенными костями, измельчённой яичной скорлупой, мелом) и обязательно ежедневно ставила свежую воду.

Всем курочкам я дала имена.
Курица-лидер — Королева, самая красивая стройная коричневая курочка - «Мисс Курятник», взлохмаченная и какая-то бестолковая — Растяпушка, две беленькие, которых мы купили позже и которые держались отстранённо от других — Белоснежка и Снегурочка.
Последней мы купили и пустили в вольер небольшую курочку-подросточка. Почему-то куриное общество начало её преследовать, прогонять от кормушки, выклёвывать из неё перья и даже безжалостно клевать в голову. Бедная курочка забивалась в дальний угол, угнетённо приседала там, застыв в неподвижной обречённости, терпеливо снося издевательства куриного сообщества.

Конечно, я не могла терпеть такую несправедливость, хотя вначале думала, что новенькая всё-таки ознакомится и найдёт своё место в куриной иерархии.
Но, увы! Поняв, что всё может закончиться плачевно, что куры её просто заклюют до смерти, я стала по утрам забирать её из курятника. Мне было так жалко бедное беззащитное существо, что я часто носила её на руках, а присаживаясь отдохнуть, брала на колени и всё время ласково разговаривала с бедной маленькой курочкой. Она поворачивала головку из стороны в сторону, внимательно глядела на меня то левым, то правым глазом и даже отвечала: -Ко-ко-ко.
Приступая к работе я привязывала её за ножку к забитому в землю колышку, ставила водичку и еду.
Постепенно курочка подрастала, набирала вес, пёрышки становились пушистыми, светло-коричневыми. Обрела уверенность, но по характеру оказалась спокойной, хлопотливой, даже можно сказать хозяйственной. Поэтому я назвала её — Хлопотушка.
Теперь привязывала редко, со двора она не уходила, да и преодолеть плотный забор было непросто.

Самым интересным занятием для меня и для неё была перекопка земли.
Увидев в моих руках лопату, Хлопотушка со всех ног бежала следом, а когда я начинала копать, то даже мешала, лезла прямо под лопату, с нетерпением ожидая, когда переверну ком земли, чтобы выхватывать оттуда всякую живность. В основном это были дождевые черви, но иногда попадались личинки майских жуков, медведки, проволочники.

- И как ты всё видишь? - изумлялась я, видя, как ловко выволакивла Хлопотушка прямо из-под лопаты огромную шуструю медведку и, отбежав на протоптанную между грядок утрамбованную дорожку, начинала клювом долбить её в голову, а убедившись, что добыча уже не шевелится и не сможет причинить вреда, заглатывала её целиком.
- Ко-ко-ко,- отвечала мне Хлопотушка на своём курином языке, где отсуствие слов возмещается оттенками громкости, интонаций и отчётливости звучания.
Наверное, она считала меня лучшей подружкой и, словно тень, сопровождала всюду.
- Она у тебя что, дрессированная? - удивлялись соседи.- Это ж надо! Никогда такого не видели!
Иногда я пускала её в вольер, оставаясь рядом, и радовалась тому, что куры воспринимали подросшую, набравшую сил Хлопотушку спокойней, хотя от кормушки прогоняли,  позволяли только доедать то, что осталось.
Но она всё ещё не доверяла обидчицам и поев, уходила и тихо сидела в своём уголке.

Как-то жарким июльским днём, устав от работы и нещадного зноя, мы с мужем, привязав Хлопотушку к верёвочке во дворе под деревом, отдыхали, наслаждаясь прохладой затенённой комнаты в дачном домике.
Когда, уже после обеда, я вышла во двор, то под грушей не обнаружила курочки. На земле сиротливо лежала расклёванная верёвочка.
Сначала я обошла весь свой участок:
- Цып-цып-цып! Хлопотушка! Цып-цып-цып! Хлопотушка! - звала ее, но напрасно.
Обошла всех соседей, но мою курочку никто не видел.
- Наверное кто-то уже суп из куриного бульйона доедает, - пошутил сосед с дальней дачи.
Вернулась опечаленная. Ну что поделаешь? Жалко, но... Всяко бывает в жизни. Надо смириться.

Курочка появилась во дворе уже под вечер. Как ни в чём не бывало ходила возле колышка с верёвочкой.
- Хлопотушка! - бросилась я к ней, взяла на руки и, убедившись, что она цела и невредима, даже расцеловала в гребешок свою любимицу. - Где же ты была? Я так волновалась, искала. Разве так можно?
- Ко-ко-ко, - тихонько и даже как-то ласково ворковала курочка привычно сидя у меня на руках.
- Что же с тобой делать? Придётся тебе, дорогая, осваиваться в вольере. «Девочки» уже не обижают, так что привыкай.
И правда, через несколько дней Хлопотушка уже не сидела в углу. Обследовала вольер, греблась в подстилке, только к кормушке по-прежнему подходила в конце трапезы.

Как-то, зайдя в курятник, я увидела её сосредоточенно сидящую в гнезде. Тут же побежала к мужу:
- Ты знаешь, кажется Хлопотушка начала нестись! Сидит в гнезде! Надо проследить, снесёт ли яйцо? Утром я все собрала, гнездо было пустое.
Работая в саду, мы всё время поглядывали на вольер. Хлопотушка там не появлялась.
- Наверное сидит в гнезде, - комментировал муж. - Не ходи туда, не беспокой её. Подожди, пока выйдет в вольер,- остановил, угадав моё намерение побежать в курятник.
Наконец Хлопотушка уверенно вышла к «девочкам», распушила пёрышки и, отряхнув, аккуратно сложила их и уверенно  направилась к кормушке.

Поздней осенью, подняв старую ванну, в которой летом держим воду для полива, мы обнаружили там испорченное куриное яйцо.
- Странно. Откуда оно взялось? - удивился муж
Я тоже удивилась, но какая-то неясная догадка заставляла думать и думать об этом.
- Послушай! А ведь это Хлопотушка снесла его, - осенило меня. - Помнишь, летом, когда она расклевала верёвочку на ножке и исчезла! Мы все дачи оббегали, а она в это время, найдя укромное местечко под ванной, решила обустроить там гнездо. Если бы не «поселили» в курятник, могла бы нанести много яиц и цыплят вывести!
- Да, - подтвердил муж, - такое у нас в селе нередко бывало. 

А я подумала, что напрасно люди считают курей глупыми. Иногда полезно бывает просто внимательно осмотреться вокруг, чтобы понять, что в Природе всё устроено разумно.

12.03.2017


Рецензии
Да, в природе всё разумно! А любовь к жизни позволяет человеку сделать для себя много интересных открытий и достичь чего-то такого, что очень удивляет окружающих. Спасибо, Людмила.

Марина Репина 2   21.05.2020 04:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Мариночка.
Мы, люди, возомнили себя "Венцом творения" и наделали много бед Природе. Но ничто не остаётся ненаказанным. Возможно и коронавирус есть ответом на нашу глупость.

Людмила Киреева-Силенко   22.05.2020 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.