Страсти по Кедрограду
Идея Кедрограда особенно ценна в нашей стране, где даже революции и реформы совершают по традиции сверху. Идея особенно ценна в Сибири, где кедр ценят не за красоту, исключительно за орехи. Эти орехи я всегда не любил. Не за вкус, конечно, как символ первобытной отсталости сибиряков. Попав после вуза в деревню, в отдаленный уголок, я удивлялся налаженности первобытного промысла кедровых орехов. От нашей деревни на запад, за прекрасную речку Шегарку, можно было проехать сотни верст и не встретить ни одного человека. Именно туда, в глухую тайгу, как и сотни лет назад, по осени уходили шишковать мужики, возвращались и снова уходили зимой, чтобы вывезти на санях, по замерзшим болотам, мешки с очищенными орехами. А потом целый год щелкали эти орехи, как и сотни лет назад, мужики и бабы, сидя на лавочках у ворот, усеивая землю бурой скорлупой. С щемящим сердцем я читал письма дочери Цветаевой Ариадны Эфрон, наверное, не менее талантливой, чем мать, из Туруханска. Сослали ее на поселение в дикую страну и оставили без работы и жилья. С трудом она устроилась техничкой в школу. Поднимала вечерами тяжелые парты. Из парт с грохотом сыпалась скорлупа кедровых орехов, забивалась в щели в полу и не было сил ее всю убрать. А когда, почти в то же время , когда строили Кедроград, нашли в тайге семью Лыковых, староверов, бежавших от цивилизации, читал я очерки Пескова с таким же настроением. Жили Лыковы в дикости, в грязных сараях и устилала толстым слоем земляной пол в этих сараях все та же бурая скорлупа кедровых орехов! Кедр - символ первобытной архаики, собирательства и низкой культуры. Всегда с недоумением смотрел я на нашего учителя истории, когда он хвалился очередной найденной самодельной теркой для шелушения шишек, будущим экспонатом школьного музея. О варварстве красноречиво свидетельствует и этот кедр на фото, увиденный мною на Телецком озере, увешенный цветными тряпками.
Кедроград был символом модернизма. Это была инициатива безвестных студентов, романтиков, уехавших из огромного благоустроенного города на Алтай, в места, где нет ни дорог, ни жилья. Впрочем, для студентов край этот показался благословенным. Никогда не видели они бадановой тайги, не видели розового моря цветущего рододендрона весной и оранжевых полян жарков в начале лета. Они приехали в тайгу и стали вести лесное хозяйство по последнему слову науки. Деревья рубили только переспелые, подсекали стволы кедра как у тропической гевеи и собирали живицу, продукт, содержащий множество важных веществ, они заготавливали не менее ценную хвою кедра. Они организовали охотничье хозяйство. Кедр и соболь - неразлучные друзья, об этом еще новгородцы знали. Они собирали в тайге ягоды и лекарственные травы. И, конечно, они пытались наладить сбор орехов по последнему слову техники, изобретали новые механизмы. Увы, урожай кедровых орехов в лесу непостоянен, а деньги рабочим платить нужно каждый месяц. Но министерство требовало выполнения плана по выходу древесины, рубили все больше, а потом и рубить нечего стало. Исчез Кедроград.
Исчез Кедроград, но не исчезли пока кедрачи в Сибири. Когда-то Петр Первый издал указ по охране мачтового леса. Сибиряки без всяких указов охраняли кедровые леса возле поселков. Нравятся мне названия сибирских припоселковых кедрачей: шегарский, базойский, протопоповский, богашевский. Такие кедрачи в народе любили, охраняли всем миром, собирали шишки только с земли и в определенное время, запрещали добычу ореха колотом и шестами, вырубали другие породы, больные деревья. И урожай орехов в кедрачах был в два раза выше, чем в дикой тайге. Сегодня кедрачам стало плохо, сокращается их площадь как шагреневая кожа. Не любит тонкокожий кедр даже легких низовых пожаров. Пожары, весенние палы, свирепствуют в Сибири. Стучат колоты в кедровые стволы и редко найдешь в кедраче дерево с неповрежденной корой. Нападают на ослабленные деревья короеды, шелкопряды и трутовики. Где же выход? Многие ученые работают с кедром. Научились выращивать ткани кедра в пробирках, создавать саженцы из каллуса. Кедр не скрещивается с сосной, но отлично приживается на сосновом подвое. В нашем Искитимском районе в селе Елбаши создано целое хозяйство кедров на подвоях, Привои, веточки с элитных деревьев, привозят с гор Алтая и Саян, и дают такие деревья орехи гораздо раньше диких. Местные жители на приусадебных участках озабочены больше не выращиванием огурцов, а прививкой кедров и в нашем Экологическом музее в гимназии хранится целый пакет кедровых орехов – подарок одного из жителей-энтузиастов поселка. Даже дачники стараются посадить у себя на участке не просто сосну, а кедр.
Не всегда еще сбываются мечты романтиков. Не построили люди Город Солнца. Пала Парижская Коммуна. Исчез Кедроград. Но кто-нибудь подхватит эстафету, станет человек будущего частью природы, как мечтают экологи. И построят молодые ученые в глухой алтайской тайге город и снова назовут его Кедроградом.
Свидетельство о публикации №218111700762
видела кедры на ДВ. Но самую полную информацию получила позже из серии книг "Звенящие кедры России". Там много спорного, но и достоверные факты.
Собирать орехи не околотом, а людьми с чистыми помыслами, масло отжимать не металлическими приспособлениями, а деревянными. И пр.
Интересная работа получилась, много примеров, строчки дышат тревогой за очень достойное дерево, читатели разделяют тревогу.
Иринья Чебоксарова 14.01.2019 09:15 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 14.01.2019 10:00 Заявить о нарушении