Есть женщины в русских селеньях

  Отец Николая был купцом, сейчас бы сказали – бизнесменом. Закупал у охотников рябчиков, да и другую дичь и поставлял в рестораны, говорили, даже к царскому столу. Послал он однажды сына по этим делам в Архангельскую область, там у него были охотники знакомые.
   
А Николай, как увидел дочь охотника Михаила Татарского, Серафиму, так и забыл, зачем приехал. Красавица она была необыкновенная! Глаза синие, брови чёрные, коса русая ниже пояса. Высокая, статная. 

 Было ей в ту пору всего семнадцать лет. Отец не хотел выдавать её замуж – помощница в хозяйстве, мать умерла рано, а ещё трое сыновей, младше её.
Но Николай, хоть и не по душе был Серафиме, сумел сманить её Питерской городской жизнью. Дала она согласие. И жених, пока не передумала, срочно увез её в Питер. Обвенчались. Родня мужа нарадоваться не могла на такую красавицу и умницу. Честно говоря, они в душе понимали, что не достоин их Николаша такой невесты. Задирист был, да и к рюмке пристрастился рано.

Вначале души не чаял в жёнушке, а потом попробовал показать, кто в доме хозяин. Да не на ту напал! Серафима такой отпор дала, что больше пикнуть не смел. Родились дети: четверо сыновей и одна дочь. И всё бы ничего, да грянула революция.
Николая вскоре убили – могли и красные, и белые, больно задирист был. Похоронив мужа, Серафима решила уехать из голодного страшного Петербурга к отцу в село.

Как она добралась – одному Богу известно! Одна, с детьми!  Встретили её хорошо. Дом большой, всем места хватило. Рыбы и дичи, ягод и грибов в избытке. Не бедствовали.
Замуж больше не выходила, хоть и сватались к ней.

Но дети росли, после школы надо дальше учиться. Разъехались, кто куда.
Семьями обзавелись, детьми. А у дочери беда: в тридцать седьмом арестовали мужа, как "врага народа". Из квартиры в 24 часа выселили.
А у неё четверо детей. Хорошо, добрая душа, учительница, приютила. Вот бабушка и решила ехать к дочери, помочь в трудную минуту. Всю войну вместе пережили, хватили лиха. Сыновья воевали, старший погиб на фронте. А вскоре умерла и его жена. Бабушка и моя мама взяли в свою семью его младшего сына, вырастили, как родного. Помню, как он, уже взрослый, плакал, когда бабушка умерла. Любил её очень, как и мы все. 

Так и жила с дочерью до конца дней своих. Самые светлые воспоминания из детства о моей бабушке. Сколько сказок она знала, историй разных! Помню её в круглых очках в тонкой оправе, любила она читать - газеты, книги. Умерла в здравом уме и твёрдой памяти. Мне было тогда шесть лет. Как пусто стало в доме без бабушки!
Вечная  память  Серафиме Михайловне, моей любимой бабушке! 
Хочется закончить словами Наума Коржавина:

Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд.
А кони всё скачут и скачут,
А избы горят и горят…


Рецензии
Про женщин всегда приятно узнать что-то новенькое. Тем паче - столь высокохудожественно и по-народному. Не то что наш брат писатель-журналист.

Юрий Николаевич Горбачев 2   28.01.2023 08:23     Заявить о нарушении
Рассказ был написан на конкурс Говсиевича. Светлая ему память!

Эмма Татарская   28.01.2023 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 62 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.