Все для фронта

В феврале 2017 Г. состоялась встреча ученых-репатриантов из стран СНГ с представителями управления оборонных исследований и разработок (МАФАТ), Израиль.

Во встрече приняли участие гендиректор Министерства обороны Уди Адам и гендиректора Министерства по делам репатриантов. Присутствовали и уже «интегрированные» русскоязычные ученые, например - ректор Ариэльского университета профессор Михаил Зинеград... Некоторые уже сотрудничают с управлением оборонных исследований и разработок, а также с оборонной промышленностью.

Конкретным достижением встречи было предложение ученым-репатриантам, предполагающим у себя наличие оригинальных и инновационных идей, отправлять свои предложения на конкретный адрес сотрудника Министерства по делам репатриантов. Этот сотрудник передает поступивший материал в «Форум» - некой группы из числа интегрируемых и интегрированных ученых-репатриантов, которые выделят достойные передачи в МАФАТ.

Генеральный директор Министерства обороны Уди Адам обнадеживающе отметил: «У Министерства есть различные потребности и перед ним стоит множество задач. Мы будем рады, если данный форум сможет помочь нам».

Уди Адам –  генерал-майор запаса, командовал Северным округом обороны Израиля. Но, в контексте нашего исследования возможностей выявления и актуализации действительных творческих потенциалов и наработок русскоязычных ученых-репатриантов, особо существенным являются определенные детали его образования. Он получил степень бакалавра в области психологии и социологии в Университете Бар-Илан, а затем учился в Школе военных исследований в Париже, где получил степень магистра стратегических исследований.

Обладание степенью магистра стратегических исследований означает, http://sir.spbu.ru/obrazovanie/master/si/, углубленное изучение существующих в современном мире военно-политических проблем; обладание знаниями и навыками аналитической и практической работы в национальных и международных структурах, деятельность которых связана с решением военно-политических проблем разного уровня. Конкретнее:
 
• владение категориальным аппаратом исследований в сфере военной стратегии, оборонной политики и политики в сфере международной безопасности;
• базовые навыки планирования и осуществления проектной деятельности;
• знание принципов стратегического анализа;
• стратегическое прогнозирование;
• информационно-аналитическая работа в сфере оборонной политики;
• знание ключевых проблем политики обороны и безопасности;
• начальные знания о технических аспектах развития современных вооружений и военной техники;
• осведомленность в национальном и международном законодательстве в сфере нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями...

Непосредственно перед назначением гендиректором Министерства обороны в 2016 г., Уди Адам руководил IMI Systems (ранее именовалась Israel Military Industries). Государственная корпорация, которая специализируется на разработке, маркетинге и внедрении систем, доказавших свою эффективность, для наземных, воздушных, морских и внутренних требований современного боя. Это - «Боеприпасы малого калибра», «Ракетные двигатели» и так далее.

Естественно, в среде русскоязычных ученых-репатриантов имеют место и воспитанные советским опытом межличностная карьерная конкуренция с попытками оттеснения и подавления одним другого, перехватом чужих идей и связей и т. п. Но, многое и обнадеживает.

Ректор Ариэльского университета профессор Михаил Зинеград продуктивно работает над содействием инновационной деятельности, в частности – со стороны русскоязычных специалистов-репатриантов. В университете есть профильное Управление - The Authority for Research & Development с функцией - помощь исследователям в инициировании, организации и управлении исследованиями, получившими внешнее финансирование или имеющими внутреннее финансирование. В частности, оказывается помощь в формировании первичных материалов к установлению деловых связей.

Компания при университете - Ariel University Research and Development Company, Ltd. – практически осуществляет продвижение перспективных коммерческих и общественно значимых проектов.

Михаил Зинеград подчеркивал и описывал, насколько сложна работа по продвижению инновации, как для помогающей организации, в данном случае – университет, так и для самого автора инновации и его команды.

2. К разработке учебного кейса для инноваторской команды

Учебным кейсом для подготовки к пониманию потенциального «покупателя» ноу-хау военного характера может послужить обсуждение материалов индийских сайтов. (раз уж в главках «У дверей концерна» и «Не черный ящик» оттолкнулся от эпизода с созданием израильской ракеты, продолжу рассматривать «ракетный» пример). Индия и сама производит ракеты, и закупает их в других странах. Потребность в ПРО Индия оценивает с точки зрения угроз со стороны Пакистана – вплоть до пакистанской ракеты с ядерным зарядом, со стороны Китая, других государств или вооруженных формирований. Содержание и актуальность компонент этого спектра угроз предопределяет заинтересованность Индии в приобретении ракетного вооружения.

Схема отношений, вверху - над текстом, показывает две конкурирующие линии в оснащении кораблей ВМФ Индии ракетами, https://www.youtube.com/watch?v=9eiq-bNFtYQ.

Слева – совместная работа India's Defence Research & Development Organisation Министерства обороны Индии с группой израильских организаций и компаний (Israel's Administration for the Development of Weapons and Technological Infrastructure; Israel Aerospace Industries; Elta Systems; Rafael и др.) создали ракетную установку ПРО "Барак-8". Установке предназначена для оснащения боевых кораблей.
В апреле 2018 г. в СМИ было объявлено, https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5241078,00.html, - «… военные точно знают, чем будет воевать ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) в 2030 году.
ЦАХАЛ анализирует возможность оснащения флота ракетами большого радиуса действия для атаки удаленных целей». Речь идет о расстоянии в сотни километров. В Израильском ВМФ этими ракетами оснащается ракетные катера класса «Саар 5», в Индии - эскадренный ракетоносец класса «Кальката».

Сначала дальность полета ракеты была 70 км, потом была достигнута дальность 90 км и в 2014 г. сообщалось о достижении 100 км.

Справа - совместная работа специалистов индийских ВВС и российского КБ Сухого по модернизации ракеты, запускаемой с истребителя-перехватчика Су-30, под корабельную пусковую установку. Итог - ракетный эсминец, флагман индийского флота «Раджпут» послужил испытательной платформой для крылатой ракеты «Брахмос». Дальность полета до 290 км. Высота крейсерского полета до 15 км. Боевая нагрузка 200-300 кг.

В апреле 2017 г. в интернете обсуждался еще случай конкуренции израильской ракеты «Barak-8» и российской ПРО С-400, Здесь можно выявить множество образцов разнородных критериев сопоставления:

• S-400 - может сбивать почти все, что летает в диапазоне 400 км. Система Barak-8 AMD может обрабатывать цели только в диапазоне ~ 100 + 50 км. Таким образом, для превосходного воздушного покрытия более широкой зоны предпочтительна S-400.
• Для защиты нефтеперерабатывающего завода, корабля или военной базы Барак-8 хороша. Но, чтобы защитить город типа Нью-Дели или Мумбаи, нужны дальность и мощь S-400. 
• Благодаря диапазону обнаружения угроз на расстоянии до 600 км, Индия с S-400 может легко держать под контролем базы Китая и внутренние базы Пакистана, даже путем развертывания системы глубоко внутри индийской территории. Возможности Барак-8 в этом отношении, пока, не известны.
• Система S-400 может использовать различные типы ракет в соответствии с потребностями. Система Барак 8 использует только ракеты типа «Барак-8» - одного типа для всех своих мест использования. Ракета Барак может быть приравнена только к вариантам ракет 9M96 / 9M96E2 в системе S-400.
• Индийские системы противоракетной обороны (BMDS) уже используют многие российские компоненты. S-400 можно легко интегрировать в существующие индийские системы. Большинство специалистов уже знакомы с российскими системами. Для освоения Barak-8 необходима напряженное обучение; интегрирование в систему индийских ПРО здесь сложнее по сравнению с системами S-400.
• Индия была крупнейшим импортером советского оружия и это поддерживало некоторое военно-политическое союзничество. Сейчас Россия пытается оживить свою экономику за счет продуктивности военно-промышленного комплекса; при этом, проявляет интерес к проведению совместных военных учений и к продаже оружия Пакистану. Для Индии будет разумным тратить деньги на хорошего друга и удерживать его при себе.

В итоге, поэтому покупка системы противоракетной обороны S-400 была тщательно рассчитанным шагом Индии, отвечающим ее дипломатическим, геополитическим и геостратегическим интересам.

3.Заключение

Сформированный мною материал это, даже, еще не концепция рабочей учебной ситуации (study case) – только проверка возможности формирования тренировочного средства для подготовки команды продвижения изобретения, ноу-хау или иного творческого продукта. Одному автору трудно, практически – невозможно, одному потянуть всю продвиженческую и внедренческую работу. Но, и команда должна быть не группой с жестко отграниченными функциями каждого участника, а именно командой с глубоким взаимопроникновением понимания и согласования в работу друг друга. Автору научной или изобретательской идеи тоже придется соучаствовать в проработке «рыночных», «политических» и пр. аспектов проекта продвижения и внедрения. Для ученых и специалистов советской выучки здесь могут иметь место психологические и навыковые проблемы.


Рецензии