Почему Екатерине II не понравился портрет Рослина

    Александр Рослин.Портрет Екатерины II.   1776 - 77  Национальный музей Швеции.
     Портрет Екатерины II, Федор Степанович Рокотов, 1780-е.Эрмитаж.

    Шведские искусствоведы говорят о Рослине, как, возможно, о самом важном художнике своей нации.

    Рослин довольно часто предъявлял повышенные требования к сходству в портретной живописи. В его портретах можно найти более широкий спектр типов лица, чем это характерно для искусства XVIII века, и иногда физиономическая точность Рослина кажется даже слегка чрезмерной.

     Картины Рослина кажутся современным глазам проницательными, точными и индивидуализированными намного выразительнее, чем многие портреты других художников восемнадцатого века.

    Иногда склонность Рослина к точности приводила его до беды, как с его государственным портретом Екатерины II в 1776 году (Санкт-Петербург, Эрмитаж).

      Дело в том, что шведский художник оказался слишком правдив. Екатерина привыкла к тому, как её изображали российские художники: и помоложе, и порумяней, и соблазнительней.

Императрица была глубоко разочарована картиной и утверждала в письме к барону Гримму:«Он изобразил меня шведской кухаркой и сделал на 20 лет старше»

      Всё же художнику выплатили обещанную сумму и сказали до свиданья. Но история портрета на этом не кончилась. Императрица велела позвать … Рокотова и поручила русскому художника заново написать портрет. Сохранив весь антураж шведского портрета, скопировав платье и интерьер, Рокотов заново написал лицо императрицы, изобразив её такой, какой она привыкла себя видеть.

      Впрочем и в изображение платья художник внёс некоторые коррективы: вместо глухого платья с воротником он изобразил довольно глубокий вырез, а заодно сделал более пышным бюст императрицы.

       Приверженность Рослина к правдоподобию требовала большего времени на исполнение, что лишало его прибыльных комиссионных.

          Высокий уровень, установленный Александром Рослином, был одним одной из причин, по которым позже критиковали более известных художников. Когда в 1785 году журнал «General de France» оценивал таланты молодой Элизабет Виже-Лебрён, лучшей похвалой ей была «победа над Рослином», поднятие портретной живописи на новые высоты. Вероятно, он был превзойдён, но его достижения достаточно значительны, чтобы уделять его творчеству сегодня более пристальное внимание.


Рецензии