Рома

   В этом рассказе я хочу рассказать об одном оригинальном сотруднике нашего института. Впервые  я его увидел в далёком 1985 году. Ростом он был больше двух метров, очень широк в плечах, к тому же чаще всего его видели на велосипеде, да и лицом он был далеко не красавец. Так что не заметить его просто было невозможно.
    В этом же году я попал вместе с ним на плодоовощную базу, на разгрузку вагона с картошкой, пришедшего из Белоруссии. Тогда инженеров отправляли уборку картошки в колхоз, на стройку в виде подручного для переноски тяжестей, ну и конечно для разгрузки вагонов. А что ещё делать квалицированному инженеру? Разгрузили вагон с картошкой и по домам, а за это ещё получали отгул. Так что инженеры особенно не возмущались, да и что толку возмущаться, есть разнарядка сверху и её всё равно нужно выполнять. Так что отвертеться не получится. Но в эту ночь всё пошло не так как было всегда. В вагон загрузили помимо обычных мешков с картошкой, высотой около метра и примерно по пятьдесят килограмм каждый, ещё и мешки по полтора метра высотой и весом более ста килограмм. Не иначе грузили какие то шутники, и где они их только нашли такие на нашу голову. Вытаскивали из вагона мы эти мешки вчетвером, а вот высыпать этот мешок в контейнер уже не получалось. Нужно было развязать мешок, опрокинуть его в контейнер и вытряхнуть содержимое. С обычными мешками всё получалось, хоть и тяжело, но вдвоём осиливали. А вот с этими гигантами никак не получалось. Перевернуть то в контейнер мы их могли, а вытряхнуть не получалось, хотя мы становились на край контейнера, но всё равно не хватало роста и сил. Вот тут то и пришёл на помощь Рома. Он просто становился на край контейнера и просто брал мешок за углы и высыпал содержимое. У него это получалось просто и естественно. Когда попадались обычный мешки Рому не привлекали к этой процедуре и он просто сидел в сторонке. Кстати сказать работать на пользу общества особым желанием не горел.  А когда мы доставали огромный мешок, тут уж просили помочь Рому. Так что мы были очень ему благодарны, ведь сколько бы мы провозились с разгрузкой и представить трудно.
    А близко познакомился с Ромой в то время, когда закончилась перестройка, и начался период полной неразберихи. Работы в институте практически не было, официальную зарплату не платили, заставляли писать отпуск за свой счет, но и работать не запрещали. И вот специалисты, а их было в институте много, начали создавать свои законные и полузаконные предприятия. К этому времени начали появляться богатые граждане и им уже не хотелось ездить на отечественных автомобиля. И они начали приобретать иномарки по тем временам за очень большие деньги, а обслуживать их было негде, да и запчастей к ним тоже не было. Вот тут то и пригодились специалисты нашего института. Здесь  могли обслужить и отремонтировать любой автомобиль и подобрать запчасти от другого авто. Мы тоже организовали маленькую компанию по ремонту и обслуживанию кондиционеров. Вот тут то и пришел к нам Рома.
    Это был весьма оригинальный человек. Но и странностей у него хватало. А в общем, как и все большие люди, он был очень добрым и отзывчивым человеком. В институте его знали все, и в этом не было ничего удивительного, хотя в институте работало более двух тысяч человек. Рома отличал от всех остальных сотрудников тем, что рост его составлял два метра четыре сантиметра. Он был самым высоким человеком в нашем институте. Так что когда он заходил на территорию института, об этом знали все, кто был на площади. Да и как не заметить такого великана. Да и в плечах, как говорят, когда хотят подчеркнуть богатырское сложение, был «косая сажень».  Ну сажень или нет, а аршин в плечах был точно.  Следует сказать и его могучих руках.  Хоть и у меня рука не маленькая и не слабая, но когда я подавал ему руку для рукопожатия, чувствовал себя ребёнком, настолько его рука была огромной. Да и сила в его руках была соответствующая. Да и весил он более ста двадцати килограмм, и это тоже было для него проблемой, но об этом чуть позже. Особо следует отметить и размере его обуви. То, что размер был большой, мы понимали, но насколько, помог оценить один эпизод. Вообще поиск обуви было для него большой проблемой. В магазинах тогда такого размера просто не было. Поэтому ему приходилось шить обувь на заказ. А стоило это не мало. Для этого ему приходилось ездить в Яхрому, где в обувной  мастерской были сделаны, также под заказ, обувные колодки изготовленные по слепку с его ноги. И по ним ему шили обувь. Проходилось ездить из Москвы по два или три раза, пока подгонят обувь по колодке и  по ноге. Так что шить часто ему не позволяло финансовое состояние. Так что обувь он носил очень аккуратно. И ремонтировать обувь приходилось тоже часто.
Так вот о случае, который позволил оценить размер его обуви, как говорится, воочую. У него в очередной раз отклеилась подошва на одном  ботинке. После работы он остался ремонтировать этот башмак.  Он, как полагается, зачистил, намазал клеем, взял две доски длинной полметра, зажал ботинок в тисках и ушёл домой. Приходил он позже остальных, так что когда мы пришли на работу, то увидели эту странную картину, ботинок, зажатый между досок в тисках. Все собрались посмотреть на эту картину. И было на что, такого мы не видели никогда. Даже не поленились и замерили длину этой туфли - сорок два сантиметра. Для сравнения, обычный сорок второй размер – всего двадцать девять сантиметров. Так что обувь у него была тоже богатырская.
    Ещё  Рома был большим поклонником велосипеда. Ездил на велосипеде он практически круглый год и в любую погоду. Ни ветер, ни дождь, ни холод, ни снег не являлось причиной отказаться от поездок на велосипеде. Единственно, что заставляло отказать от поездок, это нерасчищенные зимой дороги. А ездил он, практически, через всё Москву. Жил он на Ферганской улице недалеко от платформы Ждановская, ныне Выхино, и ехал на Большую Академическую. Следует сказать, что не весь путь он ухал на велосипеде, часть он проезжал на электричке. И так каждый день. Следует сказать, что у нас в институте таких фанатов велосипедов было несколько человек.
     Одним из них был Замойский,  про которого даже сняли документальный фильм. Он также ездил на велосипеде круглый год. Исколесил весь Советский Союз. А фильм был снят из-за одного эпизода в его жизни. В Лужниках было два трамплина, большой и малый. Ныне оба трамплина разобраны, и новое поколение уже и не знает, что там были трамплины, горнолыжники и даже проводились соревнования. Так вот следует отдать должное смелости или безрассудству, этого человека, пусть каждый решает сам. Замойский поднялся на вершину большого трамплина с велосипедом, сел на него, и, разогнавшись, прыгнул с него, как это делают лыжники,  и приземлился на горку приземления. Вот этот эпизод и попал в фильм. Такого я больше не слышал и не видел никогда, чтобы с горнолыжного трамплина прыгали на велосипеде. Но это было.
Рома с трамплина не прыгал, но то тоже совершил не менее отчаянное путешествие. Он с компанией таких же отважных и отчаянных велосипедистов зимой переехал по льду Каспийское море. Даже представить такое путешествие я не мог. А они не только придумали, но и осуществили. Выехали они с полуострова возле Махачкалы и доехали до полуострова возле Актау. Это самый короткий путь через Каспий. Но и этот короткий путь больше двухсот километров. Сейчас даже представить себе трудно, как на такое можно решиться, без связи, тогда мобильной связи не было и в помине, а вдруг промоина, или велосипед подведёт. Да и шипованной резины не было, а кругом лёд. Кто тогда придёт на помощь? И, тем не менее, эти велосипедисты тронулись в путь и доехали до другого берега и очутились в Казахстане. Как они ехали и какие были трудности, он не распространялся, просто говорил, что переехали.
    Кроме проблем с одеждой и обувью была ещё большая проблема с велосипедом. Ведь все велосипеды, даже самые прочные рассчитывались на вес сто килограмм. А Рома весил намного больше. Так что ни спицы, ни шатуны не выдерживали этой свалившейся на них нагрузки. Он пробовал велосипеды разных марок, искал особые велосипедные запчасти.  Как-то раз приходит Роман на работу, а рука забинтована. Оказывается, он на свалке нашёл раму с кареткой от старого немецкого велосипеда довоенного производства. А там была очень прочная каретка из круповской стали, на настоящих подшипниках, а не как сегодня на насыпных. Вот он и решил отломать каретку от рамы, да видно сил не рассчитал, или рама оказалась не совсем прочной, но она сломалась раньше, чем он рассчитывал, и как, результат, травма руки. Но он всё равно пришёл на работу счастливый и принёс эту желанную каретку. Каретка была ржавая, почти не крутилась. Но сталь была очень прочная, и после промывке в керосине была почти как новая. Он заботливо почистил и  промыл все детали, смазал и отрегулировал. И вопреки всем нашим скептическим замечаниям каретка стала крутиться плавно и бесшумно. Вот тебе и изделие возрастом в  полвека. После этого он вырезал из своего велосипеда штатное изделие и  вварил на него столь почтенный экземпляр. И проблем у него с шатунами и кареткой больше не было. И таких случаев с ним было не мало.
    Как-то раз рабочий день уже начался, а Ромы нет. Час нет, два нет, и вот появляется Рома на велосипеде, а на багажнике двухстворчатый шкаф.
На простой вопрос,
      - Ты где был?
   Получили довольно странный ответ,
     -Едут, а на тротуаре стоит он. А не как не мог проехать мимо.
   Сий ответ заинтриговал, кого же он там встретил.
     - Кто он?
      -Шкаф, я его погрузил на велосипед и привёз.
    Кто то, когда то видел, чтобы платяной шкаф перевозили на велосипеде? А Рома смог.  И не просто вез на велосипеде, но и сам на нём ехал. Да что шкаф, он металлический лёгкий сейф перевозил на велосипеде.
    Была у него особая страсть, он собирал всё об автозаводе ГАЗ.  Материала в институте было много, и Рома вначале всё притаскивал на своё рабочее место. Стол быстро стал обрастать кипами бумаг, и вскоре на столе осталось место только для листа бумаги, да и Рому за столом уже было невидно. Тогда Рома просто пересел за другой стол и история повторилась. И начальник поставил ультиматум, чтобы этой макулатуры не было. По правде сказать, ценного в этом архиве было немного. Но были и очень интересные материалы. Это, по сути, был современный Плюшкин. И он начал переносить свой архив домой. Но родители знали об этой особенности сына и тоже поставили ультиматум, всё хранить только в своей комнате. И очень скоро комната превратилась в огромный бессистемный архив. А что из этого получилось, мы узнали потом. Как то заинтересовались некоторыми материалами по конструкции автомобиля из семейства Газ. Рома тут же отозвался, есть такой в его архиве. Мы попросили его принести эти материалы, на что получили очень странный ответ.
    - Мне нужен домкрат.
    - Как домкрат, зачем он тебе?
    - Да материалы у меня под кроватью?
    - Так отодвинь её и достань.
     -Отодвинуть невозможно, можно только поднять.
    Оказывается, у него в комнате остался только проход к кровати и к столу, а всё остальное пространство занимали кипы бумаг, лежащие в больших стопах. Пришлось выдать ему домкрат, чтобы приподнять кровать.
    Следующим эпизодом была покупка машину. Это было уже после перестройки. В стране появились состоятельные бизнесмены, и они уже могли позволить покупать себе иномарки, а свои автомобили отечественного производства стали продавать по довольно доступным, для простого человека, ценам. К этому времени и мы начали заниматься малым бизнесом. Хотя это и бизнесом назвать было сложно. Просто ставили кондиционеры на отечественные автомобили Волга и УАЗ. В этом помогало то обстоятельство, что специалистов в области кондиционирование было, как говорится, по пальцам перечесть. А мы делали, пожалуй, на то время лучшие кондиционеры. Так что заказов хватало. Хоть не большой, но доход был, и слесари, к которым относился и Рома получали соответствующую зарплату. Вот и Рома решил купить себе машину. Начал примерять машины под свой богатырский рост и сложение. Попробовал влезть в Москвич, и Жигули и понял, что это автомобили не для него. Двери узкие, потолок низкий и сиденье находилось близко к рулю. Попробовал примерить под себя Волгу, тем более что мы на них ставили кондиционеры и они всегда были под рукой. Помещаться то он помещался, а вот подстроить под себя не получалось. Так, что ездить согнувшись уму не хотелось. Попробовал УАЗ, но в нём он головой упирался в потолок. Совсем было потерял надежду. Больше то и отечественных машин не было. И вот он в один день приходит с улыбкой на лице, нашел нужную машину. А мы никак не могли понять, какая же машина ему подошла, ведь при нас он пробовал сидеть во всех машинах. Оказывается ему подошёл старый горбатый запорожец, который мы и в расчёт не брали. А у этого автомобиля двигатель был сзади, сиденья поэтому низкие, дверь большая, ведь он был двухдверный, в отличие от других. Хоть по внешнему виду этот запорожец и выглядел меньше других, но Рома, как это  ни странно, в нём поместился и чувствовал вполне комфортно. Да и стоил он меньше чем все остальные.  Одним словом он его купил.
    С работой ему было тоже не просто. Кондиционеры мы ставили на различные отечественные автомобили, в том числе и на грузовые. Мы сразу поняли, что на монтаж кондиционера на легковые автомобили допускать Рому нельзя, он просто не поместится, хотя он об этом и просил. И вот пришла грузовая машина. Решили уважить его просьбу и позволили установить кондиционер. Работа по установке была не очень сложной, и молодые ребята, после окончания  школы, без опыта работы пришедшие работать, уже через две недели самостоятельно вели монтаж.  А Рома был с высшим образованием, с опытом работы. Рома подошёл к машине и первым делом начал снимать пассажирское сиденье. Оказывается, он даже в грузовой кабине не мог работать, просто ему не хватало места. После этого случая окончательно стало ясно, что к монтажу его допускать просто нельзя.
    Но была и работа в которой он был просто незаменим. Тогда мы начали делать системы отопления на полуторку, выпуск которой начался в Брянске. Там была одна деталь - воздуховод, длинной немного менее двух метров. Деталь довольно объёмная, но лёгкая. И у этой детали после склейки нужно было обработать на наждаке переднюю кромку. Такую деталь нам приходилось обрабатывать за три или даже четыре приема.  Нам просто не хватало длинны рук. И вот тут то и был нужен Рома. Он брал воздуховод за края, длинна рук позволяла, и за один раз проходил на наждаке всю длину. У него получалась эта операция в два раза быстрее, чем у нас.
Как полагается, пришло время слесарям покупать новую рабочую одежду. Фирм, которые торгуют одеждой, было много. Но они, как правило, торговали ходовой, то есть одеждой среднего размера. Но Роме нужна одежда пятьдесят восьмого размера. И мы никак не могли ему найти. Вышли тогда на оптовую базу у которых оказалась одежда всех размеров, даже очень больших, так что весь коллектив будет ходить в единой форме. На вопрос об обуви очень больших размеров тоже получили утвердительный ответ. Приехали на базу, и как  они говорили, нашли одежду всех размеров, даже для Ромы.  Дошла очередь до обуви. Принесли всю заказанную для других сотрудников. Дошла очередь для обуви для Ромы.
    -А очень большая обувь у вас есть?
    - Есть все размеры, ведь мы оптовая база. Снабжаем всю страну.
    - А пятьдесят первый у вас есть?
   И тут мы увидели удивление у продавца, а его вопрос дал ответ на все наши сомнения.
    -Разве такой бывает?
    Так что обувь Роме мы так и не купили. И пришлось ему работать в своей обуви.
    Несмотря на все его странности, Рома был очень грамотным и трудолюбивым работником. Очень редко когда он спорил или не соглашался.  Но время шло, началось сокращение штатов в нашем институте и Рому уволили, а, следовательно, и у нас он работать уже не мог. Потом я его встречал за пределами института. Рома работу по специальности так и  не нашел и работал просто сторожем на стройке.


Рецензии