Глава 5. Мы жили по соседству...

   

                МЫ  ЖИЛИ ПО СОСЕДСТВУ...

      Детское население   Берелева состояло из меня и соседской Гальки. Был, правда, ещё Стасик, сын фельдшера Галины Яковлевны, но тот был уже старшеклассник и нашей компании почти не касался. Галька была из тех девчонок, что называют бедовыми, она сопутствовала мне во всех детских играх до той поры, пока наша семья не переехала в Завал. Вместе с ней мы начали ходить в начальную школу. На дружбу с ней я был, можно сказать, обречён, размолвки у нас случались редко, а у них в доме я проводил, пожалуй, больше времени, чем в своём.

     Личностью по-своему примечательной была Галькина мать. В колхозе она числилась скотницей и слыла в округе бабой бестолковой, с чудачествами. От кого она родила Гальку – покрыто мраком. А знали её как Манюшку Берелевскую, и это имя было своеобразным символом. Про непутёвых говорили: «Ты - как Манюшка Берелевская».  С Манюшкой жила её мать Прасковья, старая, но еще довольно бодрая и деятельная. Так про них и говорили - Манюшка да Паранюшка, хотя бабка такой известностью, как дочь, не пользовалась.

       Прасковья и руководила в доме - Манюшка ей беспрекословно подчинялась и благодаря матери, наверное, избегала многих глупостей. Особенно это проявлялось, когда случались в деревенской жизни скандальные моменты. Как-то после сильнейшего ночного урагана утром обнаружилось, что у Манюшки в огороде сломано несколько яблонь. Недолго думая, она заявила, что яблони подпилил мой брат Алексей. Но Прасковья её урезонила, заметив, что на деревьях никаких следов от пилы не видно. В целом же отношения наших семей были вполне дружественные, а моя мать даже была крестной матерью у Гальки.

     Всякие казусы с Манюшкой случались нередко и сразу же становились известны всей округе. То у неё деревенское стадо разбежится, то она ведро в колодце утопит, и вся деревня потом его полдня выуживает. Однажды она чуть не влипла в любовную историю. Рассказал об этом колхозный шофер Костя. Он привозил Манюшке какой-то груз, машина забарахлила, и он уже в сумерках пошёл домой в соседнюю деревню пешком. Но известный женолюб Костя решил воспользоваться моментом.   Уже стемнело, когда он вернулся и заявил, что у перелеска столкнулся со стаей волков и спасся чудом, кидая в них зажженные спички. Получалось, что выход один -  переночевать у Манюшки. Однако Прасковья сразу разгадала тайный замысел похотливого водилы.

- Ты, Коська-чёрт, не ври, - без обиняков заявила она соискателю ночлега.  – Какие здесь могут быть волки, да ещё летом?  Иди-ка, милый, домой.

- Так и сорвалась у меня ночь  с Манюшкой, - со смехом заканчивал свой рассказ шофёр.

        Как-то утром меня разбудило известие, что Галькину мать чуть ли не насмерть забодал колхозный бык. Наскоро одевшись, побежал к соседнему дому. Подбежал к крыльцу и замер. В растерзанной одежде с отрешённым взглядом на ступеньках сидела Манюшка. Со страхом заметил, как из-под неё на землю капает кровь…
 
        Оказалось, что бык напал на неё, когда она выгоняла свою корову в деревенское стадо. Мощным ударом он сбил её с ног и начал катать по земле. Прежде чем разъярённое животное отогнали, Манюшка получила несколько ран от острых рогов. Пострадавшую отвезли в больницу, но, к счастью, ничего серьёзного у неё не обнаружили, и в тот же день вернули домой.

      Не скажу, что она была злой женщиной – скорее вздорной. Гальку за прегрешения лупцевала почём зря, но ко мне относилась вроде бы вполне доброжелательно. Впрочем…

      Между любыми матерями всегда идёт явное или скрытое соперничество - чьи дети лучше, у кого способней. Манюшка, стремясь выставить свою Гальку в лучшем свете, иной раз не прочь была изподтишка «опустить» меня в глазах других.

     Один случай мне запомнился. У нас в школьном подвале решили завести кур, планируя обеспечивать яйцами интернат, где содержались учащиеся из дальних деревень. Каждый школьник должен был принести по несушке. А случай произошёл, когда курятник был уже укомплектован и начал давать продукцию.

       Как-то Манюшка по пути подвозила нас с Галькой домой на подводе после занятий в школе. Ехали мимо перелеска, и вдруг я увидел в зарослях кустов одинокую курицу. Дорога проходила в нескольких сотнях метров от школы, и мне в голову не пришло, что это может быть курица, убежавшая из подвала. Меня обуял охотничий азарт. Соскочив с телеги, бросился ловить несушку. Весь исцарапался, но всё же поймал и, довольный добычей, привёз её домой.

     Поступок мой вполне мог остаться незамеченным. Всё-таки курица – не корова. Но уже на следующий день Манюшка разнесла весть, что я поймал школьную курицу. Выходит, она прекрасно понимала, откуда в кустах могла взяться домашняя птица, но меня не надоумила. Вскоре о моём «подвиге» узнали и в школе и, пристыдив, обязали курицу вернуть. Пришлось матери тащить мою добычу в школьный курятник. Мне было стыдно, а другим смешно.   
 
         Вообще, из-за малонаселённости Берелева соседей выбирать не приходилось, надо было уживаться с теми, которые были. И, насколько помню, каких-то крупных конфликтов между односельчанами не возникало. Там, где требовались совместные усилия, договаривались и делали дело сообща. Вместе, к примеру, косили сено, обеспечивая скотину на зиму, по очереди пасли немногочисленное деревенское стадо или нанимали пастуха со стороны.

       Наша с Галькой компания увеличилась, когда к ней присоединилась Нина, внучка других соседей – Александровых. Городские родители оставляли её у бабушки Ольги и дедушки Саши на лето и на зиму. Она пробыла в деревне несколько лет и даже начала ходить отсюда в школу. С Ниной мы сдружились, и мои детские интересы переместились в их дом. Потом подрос её брат Женька, и наша дружба стала ещё прочней.

        У Александровых три взрослых замужних дочери жили в Питере. После появления в доме внуков у пожилых супругов началась новая жизнь. Сильно обновилась она и у нас с Галькой. Быт этой семьи был несравним с бытом Манюшки-Паранюшки. Тут одни игрушки чего стоили! Какое было наслаждение проехать несколько метров по избе на трехколёсном велосипеде! Из-за этого велосипеда мы с Галькой не раз ругались. А потом у Женьки появилась детская гармошка с десятком кнопок и я, уже будучи первоклассником, бежал из школы, предвкушая игру на ней…

     Только теперь задумался: какой же терпимостью нашим соседям надо было обладать, чтобы безропотно сносить это моё ежедневное пиликанье! Как, впрочем, и вообще, постоянное присутствие в доме чужих детей.  Конечно, своим покоем семья жертвовала ради внуков, обеспечивая им товарищей по играм в лице нас с Галькой.
 
      А ещё у Александровых был радиоприёмник! Назывался он «Родина". Красивый, даже пахнущий как-то по-особому, с горящим красным глазком посередине, он среди деревенского быта смотрелся как знак какого-то чудесного, неизвестного мне мира. Затаив дыхание, я слушал какую-нибудь радиопостановку, и мне представлялось, что все герои живут там, внутри этого лакированного ящичка, давая о себе знать миганием красного глазка.  Моё детское воображение оживляло звучащий текст почти до ощущения реальности.

       Мальчишеского общества мне в деревне не хватало. В свои ребячьи игры   я   вовлекал девчонок. Мать прочитала мне книжку о чапаёнке Мите, и я «заболел» Чапаевым.  Заставлял маму читать книжку снова и снова и, в конце концов, выучил её наизусть. Когда заканчивалась последняя, трагическая страница, меня охватывала тоска. Героические эпизоды меня преследовали, хотелось повторить их в жизни, и я «мобилизовывал» Гальку. Нина тогда ходила в первый класс, и мы устраивали засаду, поджидая её из школы. Подпустив «вражескую цепь» на близкое расстояние, я командовал: «Гранатами – огонь!» - и в Нину летели куски палок.

    Готовясь к сражениям, я заставлял подружек   вооружаться «винтовками» - выдернутыми из забора тычинами. Утром объявлялась тревога, мы занимали позиции, ходили друг на друга в атаки. Одна из них кончилась тем, что я острой тычиной проткнул Нине верхнюю губу и у неё остался шрам на всю жизнь. Даже не помню, как к этому отнеслась бабушка Ольга. Очевидно, посчитала неизбежными «боевыми потерями»...

               
 Назад к Главе 4:
http://www.proza.ru/2018/11/18/1480 

Далее к Главе 6:
http://www.proza.ru/2018/11/18/1498


Рецензии