Глава 7. На берегах вёксы

 

                НА   БЕРЕГАХ   ВЁКСЫ

      Я учился в третьем классе, когда началась наша эпопея по переселению в Завал. Помню глухую осень, когда в деревне появился плотник дядя Коля Соколов, которого мы наняли для постройки нового дома. Его решено было собирать в Завале из старых бревен, но в урезанном виде, без пятой стены. И вот застучали топоры, начали снимать с нашего старого дома дощатую обшивку. Когда упали отодранные от стен первые доски, обнажив столетние бревна, меня охватило тоскливое чувство утраты. Милый дом, обитель моего детства, уходил в небытие…

        Нелегко далось нашей семье переселение. Не хватало денег, брат занимался стройкой, а у матери скудные доходы были только от работы в колхозе. К счастью, в деревне стояла пустующая изба, хозяйка которой уехала в город к сыну. В ней мы и прожили две зимы, пока наш старый дом Алексей по бревну перетаскивал с помощью лошади.

         На разборку дома ушло больше месяца. Непросто было двум плотникам разобрать такое огромное сооружение. Уже начались первые заморозки, когда однажды утром я пришел на наше развороченное подворье. Среди заиндевелых остатков бревенчатых стен слышалось жалобное мяуканье. Наша кошка бродила в развалинах, не понимая, что произошло и куда ей теперь деваться. Я с трудом поймал ее, принес в наше новое жилище, посадил на кровать, и она, моментально освоившись, свернулась калачиком и умиротворенно замурлыкала…

    Деревня Завал стоит на Вёксе, единственной реке, вытекающей из Галичского озера, как Ангара из Байкала. Своё необычное название деревня, видимо, получила в те далекие времена, когда население строило укрепления, пытаясь защититься от набегов казанских татар. Весело и задорно смотрятся дома на взгорье вдоль реки. По склонам к болотистой низине Мокруше спускаются огороды. Домов и всего-то два с половиной десятка, но разве сравнишь Завал с Берелевом. 
      
     Ах, Завал! Это был уже совсем другой мир. Завал - это таинственная жизнь реки со стайками голубоватых мальков, трепещущих на поверхности воды, песчаный пляж, звенящий детскими голосами. Это ребячье общество, новые товарищи…  Переселение в эту деревню сразу подняло мою детскую жизнь на новый уровень, дало толчок моему развитию. Я научился плавать, ездить на велосипеде, играть в волейбол. Общение с приезжавшими на лето из Ленинграда сверстниками тоже в какой-то мере расширяло мой мальчишеский кругозор.
      
  С Завалом связаны самые нежные воспоминания о детстве.  О щедрых летних днях, настоенных на знойном аромате цветов и трав. О чистом бездонном небе над деревней… Всё детство, кажется, состояло из таких дней, потому и зовётся золотым.

      В летние каникулы меня часто оставляли за няньку при двухлетнем ребёнке жены Алексея. Привязанный к нему, как невольник на цепи, я с завистью смотрел на свободных ровесников, с тоской сознавая, что время проходит мороком. Сколько событий за день совершалось в деревне без меня! Только в конце дня я освобождался от нудной своей обязанности и устремлялся наверстать упущенное. Помню ласковые вечерние сумерки, звенящие девичьим смехом и голосами, пробуждающими в моей ребячьей душе первую влюблённость. И застрявшие почему-то с той поры в памяти волнующие строчки из прочитанной  восточной сказки:
 «Там, как лотос, девушки нежны…»…

               
     Назад к Главе 6:
http://www.proza.ru/2018/11/18/1498

Далее к Главе 8:
http://www.proza.ru/2018/11/18/1507


Рецензии