Глава 10. Нет села без дурачков

         


                НЕТ СЕЛА БЕЗ ДУРАЧКОВ

         Не знаю, как насчёт праведников, но без дурачков село действительно никогда не стояло. Иногда в округе дурачков бывает несколько. В наших краях типичным представителем этого неистребимого племени был Саша Фрол, слоноподобный субъект диковатой внешности, с трудом изъяснявшийся, побиравшийся по деревням с торбой. Его имя за десятилетия настолько укоренилось, что стало абсолютным синонимом слова «дурак». Была ещё бабёнка неопределённого возраста - Шура-дура, обретавшаяся также много лет в районе железнодорожного посёлка и вокзала. Среди парней бытовала частушка:


                Задушевный мой товарищ,
                Ты - душа и я – душа.
                Давай полюбим Шуру-дуру,
                Больно девка хороша!


     Вообще, деревенская молва охотно зачисляла в дурачки тех, кто резко отличался своим поведением от других. Скажут про кого-то, что он немного – «того», или что у него «не все дома» - и приговор готов. Но дурачки, были разные и по манере поведения, и по способу существования. Были такие, придурковатость которых проявлялась периодически.  Они жили, почти как и все, где-то работали, имели постоянное пристанище. Явно слабоумных, с «закидонами» считали убогими, сообща подкармливали и старались не обижать.

    Самым известным дурачком у нас в округе был Витя-Ваня, пришедший откуда-то с Вологодчины и проживший у нас много лет. Говорят, что когда его спросили, как зовут, он ответил: «Витя». Потом помолчал и вместо отчества добавил: «Ваня». Иванович, значит. Так к нему и приклеилось – Витя-Ваня. Хотя была у него и фамилия – Горбунов.

    Слабый на голову, был он великий труженик, летом нанимался пасти скотину, зимой ходил по деревням, пилил и колол дрова. Это давало ему доход, позволявший оплачивать постой и кормёжку у разных хозяев. Человек он был смирный, безобидный. У него была навязчивая идея  – составление «планов». Понять что-либо в его «планах» нормальному человеку было невозможно, но составляя их, Витя-Ваня, видимо, ощущал себя деятелем крупного масштаба.

     Когда мы жили в Берелеве, он несколько месяцев квартировал в доме у Гальки. После очередной получки накупал тетрадей, письменных принадлежностей и брался за «планирование». Нам с Галькой всё это было интересно, мы клянчили у него бумагу и карандаши, пытались даже выманить авторучку. Но у Вити-Вани в чём-то были твёрдые принципы, и он на наши уловки не поддавался. Зимой мы выходили с ним кидаться снежками. Витя-Ваня был для нас удобной мишенью, но когда мы его сильно допекали, -  злился, вынуждая нас с Галькой спасаться бегством.

      Как-то весной в колхозе проводили собрание по поводу проведения очередного ленинского субботника. С трибуны народ агитировал уполномоченный из района. В конце его речи из зала последовал ехидный вопрос: «А Вите-Ване на субботник тоже надо выходить?» Не поняв юмора или не расслышав, уполномоченный ответил: «Все, товарищи, выходят! Как Витя, так, товарищи, и Ваня». В зале грохнул смех, сведя на нет всю серьёзность момента.

     Витя-Ваня жил и работал по деревням до старости. Общими усилиями ему даже выхлопотали пенсию, а закончил он свою жизнь, насколько мне известно, в доме престарелых.

      Наверное, дурачки на селе нужны, у них своя роль. Кто-то из них за малое вознаграждение помогает по хозяйству одиноким старикам, которым не по карману нанять полноценного работника. Кто-то просто напоминает   о том, что есть в мире люди ущербные, нуждающиеся в сочувствии. Ну, а те из «нормальных», кто не способен на снисхождение, на великодушие, кто, может быть, сам втайне страдает комплексом неполноценности – те, глядя на дурачка,  самоутверждаются, лелея мысль: «А я-то намного умней»…

               
     Назад к Главе 9:
http://www.proza.ru/2018/11/18/1513   

Далее к Главе 11:
http://www.proza.ru/2018/11/18/1527


Рецензии