Пророчество схиигумена Иеронима Верендякин, 1932-2

«Пророчество» схиигумена Иеронима (Верендякин, 1932-2001) – правда или вымысел?
[статья из серии по истории пророчеств].

    12.11.2018 на сайте газеты «Благовест» появилась статья Антона Жоголева под названием «Старец схиигумен Иероним Санаксарский за двадцать лет предсказал развитие событий вокруг «Украинской автокефалии»:
    «Было это уже настолько давно… что диву даюсь, как это и вспомнил. Зимой 1996 года меня пригласили в самарскую Нероновку. В большой и гостеприимный дом протоиерея Иоанна Державина († 1999) приехал тогда «с апостольским визитом» набиравший в ту пору уже всероссийскую известность духовник Санаксарского монастыря схиигумен Иероним (Верендякин, † 2001). Мне захотелось ещё раз увидеть старца, и я на ночь глядя отправился в путь. Уже в сумерки прибыли в Нероновку вместе с протоиереем Евгением Шестуном (ныне Архимандрит Георгий). Нас рассадили за очень большой стол, в центре которого на особом хозяйском кресле восседал отец Иоанн Державин. Рядом с ним сидел старец Иероним Санаксарский. Меня батюшка Иероним почему-то решил посадить рядом с собой, и даже угостил чаем из… своего стакана. То ли исцелял, то ли как-то вот приближал к себе… Словно бы чувствовал, что мне в дальнейшем предстоит писать о нём книгу…
    Далеко за полночь затянулись и трапеза, и духовная беседа. Много интересного услышал я в ту ночь. До сих пор жалею, что не поисповедался тогда у схиигумена Иеронима, хотя возможность такая была. Но сейчас не время описывать вновь эту уже мной вполне подробно описанную встречу. А вот одна деталь той ночной беседы не вошла «ранее» в публикации.
    Важная, как оказалось, деталь!!!
    Когда старец Иероним давал мне пригубить чай с лимоном из своего стакана, он вдруг заговорил на тему очень далекую и от Нероновки, и от Санаксар, и даже от Самары. Заговорил он о Константинопольском Патриархе! Говорил в своей особенной, несколько сказовой старчески-духовнической манере. Так говорят простые люди, но наделенные духовной властью. И что-то особенное было в его словах…
    Приведу их по памяти, стараясь сохранить даже особенности речи старца:
    «Ветер валит могучие дубы! – так начал тот разговор отец Иероним. – Первыми в бурю падают самые высокие деревья! Нам даже и помыслить трудно, какие испытания обрушивает враг нашего спасения на таких особо вознесённых людей, как Патриархи! Помыслить трудно, какому злу приходится им противостоять! И потому не нужно их так уж осуждать за то, что не все выдерживают такой натиск. Вот и Константинопольский Патриарх, как же ему трудно устоять под ударами такой силы! Какой мощный шквалистый ветер обрушился на него… Вот если и не устоит он, заколеблется, даже падёт… И нам ли его осуждать… Русская Церковь может одна остаться, и одна она может вести нас ко спасению... Никто и не нужен Русскому Православию! Но до последнего будет Московский Патриархат стараться сохранять каноническое единство со всем Православным миром. И уж когда совсем невозможно будет это единство сохранять, когда Константинопольский Патриарх духовно падет, как могучий дуб в ураган, тогда только останемся мы одни – светить всему миру…».
    Как-то примерно вот так вот он мне это тогда сказал. И не только мне, а и тем, что были в ту минуту рядом. Прошло двадцать два года с той поры. И вот вчера стало известно, что Константинопольский Патриархат пошёл на антиканонические деяния – «снял» анафему с бывшего митрополита Филарета (Денисенко), объявившего себя украинским Патриархом, пошёл на контакт с раскольниками и уже готов дать томос об автокефалии украинским раскольникам…
    Вот мне и вспомнились слова мудрого старца Иеронима! Тогда я их всё-таки не опубликовал в «Благовесте», не дерзнул, ведь всё-таки так говорить о Патриархе Константинополя мог лишь старец, но не я, простой журналист. Да и время, конечно же, не пришло тогда. А сейчас вот вспомнилось. Старец Иероним ещё когда всё это предвидел! Подождём развязки».
 *    *    *
    Казалось бы очередное рядовое пророчество «патриотического содержания» в режиме «он-лайн»:
    «Никто и не нужен Русскому Православию! Но до последнего будет Московский Патриархат стараться сохранять каноническое единство со всем Православным миром. И уж когда совсем невозможно будет это единство сохранять, когда Константинопольский Патриарх духовно падет, как могучий дуб в ураган, тогда только останемся мы одни – светить всему миру…»!!! – неожиданно вызвало «взрыв эмоций».
    «Дождались!!!, даже старец Иероним предвидел – только мы будем светить всему миру...», и снова в рядах «стоящих в истине» начался кошачий концерт и ликование!!!
    Однако у «пытливого» читателя к «данному пророчеству» могут возникнуть вопросы, так как исходит оно от Антона Евгеньевича Жоголева, который является редактором той самой газеты «Благовест».

    [Историческая справка.
    Газета «Благовест» выходит с 1991 года в Самаре.
    На её главной странице в интернете написано, что с февраля 1993 года газета выходит по благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия.
    Данная информация не соответствует действительности, никакого благословения Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского получено редакцией газеты не было, да, и братия Темниковского Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря о «литературной деятельности» Антона Жоголева ничего не знает и благословения на издание его «Воспоминаний» не давало, о чём наместник монастыря (с 24 декабря 2010) Иннокентий (Руденко) неоднократно делал заявления.
    С 2008 года издателем и учредителем газеты «Благовест» является  некая общественная благотворительная организация «Алексиевское Братство», о котором мало что известно].

    Хотя в «Православной энциклопедии» о схиигумене Иерониме ничего не сказано, однако приведём его краткую биографию.
    [Иероним (Иван Яковлевич Верендякин, 1932-2001), схиигумен, насельник Темниковского Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря, родился 14 сентября 1932 года в селе Ичалках Ичалковского района Мордовской АССР в семье крестьянина.
    Окончил восемь классов средней школы, трудился плотником, электриком, грузчиком, а с 1974 года – сторожем Иоанно-Богословского собора в городе Саранске. По воспоминаниям самого батюшки, он еще в детстве хотел стать священником.
    6 апреля 1975 года был рукоположен во диакона, а на следующий день – во иерея, епископом Пензенским и Саранским Мелхиседеком (Лебедевым). Назначен настоятелем Покровской церкви села Спасского Рузаевского района.
    В 1979-ом переведен на служение священником в Иоанно-Богословский собор в Саранске.
    В 1983-ем переведен настоятелем Никольской церкви в селе Колопино Краснослободского района Мордовской АССР.
    В 1987 году возведен в сан протоиерея.
    В те годы правящий архиерей Пензенской и Саранской епархии Серафим (Тихонов) отзывался о нём так:
    «Скромный и исполнительный. Любим прихожанами. Образ жизни ведёт безупречный».
    В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна написали прошения епископу Серафиму о благословении постричь их в монашество. 
    27 апреля 1990 года был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. Постриг в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии совершил архимандрит Модест (Кожевников). 
    В том же году назначен также настоятелем Никольской Церкви в селе Старое Синдрово Краснослободского района, оставаясь и настоятелем Колопинской церкви...
    В 1991-ом ко дню святой Пасхи возведён в сан игумена патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
    Недолго служил настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старо-Шайговского района Мордовии.
    24 мая 1991 года определён насельником Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 3 декабря того же года он был назначен братским духовником. 
    19 декабря 1992 года пострижен в великую схиму с наречением имени в честь блаженного Иеронима Стридонского. Постриг совершил наместник монастыря, архимандрит Варнава (Сафонов). 
    Кроме послушания братского духовника схиигумен Иероним был ещё и духовником Свято-Тихвинского Куриловского женского монастыря и других монастырей Мордовии, Михаило-Архангельского женского монастыря Симбирской епархии.
    В последний год жизни тяжёло болел. Скончался 6 июня 2001 года. Погребён на братском кладбище Санаксарского монастыря, у алтаря Воскресенского храма].
*    *    *
    Начало «славы» схиигумена Иеронима, – как старца, для широкой Российской публики положила статья Антона Жоголева «Батюшка Иероним» от 17.01.2009 в газете «Благовест». Ту первую информацию о старце православная аудитория встретила с радостью, настолько всех тогда уже утомили горы «благочестивых» статей о «благодатных» старцах и старицах, периода Советского Союза. Казалось, что каждый новоявленный «исследователь» старчества в первый период «Багряного Зверя» (1917-1990) первым делом пытается поделиться своими понятиями благочестия со всем мирозданием и заявить о своих духовных прозрениях, через уста «своего визави».
    Авторы бесчисленных брошюр о старцах и старицах (1993-2005) делились с читателями «воспоминаниями» неких «духовных» сыновей и дочерей, при этом как «под копирку» постоянно повторяя ставшие «крылатыми комментарии» к нескольким воскресным Евангельским чтениям. Такая картина не могла не удручать серьёзных читателей и поэтому многие воспринимали «примитивизацию» православной литературы о «старчестве» со скорбью.
     Статья Антона Жоголева в тот период отличалась тем, что была написана от первого лица, о своих встречах со старцем. Никаких «пророчеств» от старца Иеронима в первом сочинении Антона Жоголева приведено не было, всё ограничилось «бытовыми воспоминаниями» самого старца.
    Такая ситуация сохранялась до конца 2013 года. Первое упоминание о «пророчествах» отца Иеронима прозвучало 30.12.2013 в статье «Пророчества Иеронима Санаксарского о России». Автор пожелал остаться неизвестным (подписался как «Очарованная душа»). Затем появилось множество публикаций и постов на посещаемых православных ресурсах о якобы «пророчествах» отца Иеронима в режиме «он-лайн».
    Это вынудило меня написать статью ««Завещание» схиигумена Иеронима (Верендякин, 1932-2001) – правда или вымысел?»: http://www.proza.ru/2017/08/25/200
     До сих пор имя Антона Евгеньевича Жоголева, как популяризатора «пророческого наследия» старца Иеронима, не звучало, но «червь тщеславия» где-то в душе похоже рос!!!
    Все, кому не лень, пишут о «пророчествах» отца Иеронима в режиме «он-лайн», а он открывший старца для широкой Российской публики – молчит!!!
    И вот похоже прорвало:
    «Было это уже настолько давно… что диву даюсь, как это и вспомнил...»!!!
    Действительно, 23 года «не вспоминалось», а теперь вдруг неожиданно «вспомнилось», да ещё в каких подробностях, приятных для самого изысканного «патриотического» слуха:
    «Никто и не нужен Русскому Православию! Но до последнего будет Московский Патриархат стараться сохранять каноническое единство со всем Православным миром. И уж когда совсем невозможно будет это единство сохранять, когда Константинопольский Патриарх духовно падет, как могучий дуб в ураган, тогда только останемся мы одни – светить всему миру…»!!!
    Уже первая фраза «диво-дивного пророчества»: «Никто и не нужен Русскому Православию!», – говорит о том, что рассчитано оно для тех, кто ленится читать Отечественную историю пророчеств и разучился думать.
    А теперь вопрос: Мог ли старец Иероним, сказать что-либо подобное?
    Ответ может быть только один: Нет!!!, ибо данный текст не соответствует Православному церковному духу и монашеским канонам. Для православных монахов, так сложилось исторически, главное – молитва за весь мир, ежедневная молитва о соединении всех, а участие в политике – это не их монашеское дело. Нельзя требовать от православных монахов быть политиками. Те, из монахов или священников, которые пошли в политику, все очень быстро оказались в «расколе», далеко за примерами ходить не надо.
    Иерархическая дисциплина и дисциплина богословская были разработаны в Отечественной истории пророчеств как раз для того, чтобы не дать возможность «шальным визионерам» или пророкам «на час» в режиме «он-лайн» оболванить верующих, которые серьёзно изучают последовательность пророчеств. Настоящим исследователям пророчеств довольно рано пришлось научиться говорить – «нет» некоторым «энтузиастам» по данной теме. Отечественная история пророчеств сегодня уже имеет свой догматический и канонический строй последовательности пророчеств для того, чтобы постараться не допустить насыщения себя «пророческими» текстами не апостольского понимания, для того, чтобы не дать превратить последовательность пророчеств в игрушку сиюминутных страстей, надежд и разочарований.
    Отечественная история пророчеств призвана защищать «крупицы духовных знаний» о Будущем от самоуверенного невежества журналистов, пишущих по приказу властей, и от «стоящих в истине». Там, где Отечественную историю пророчеств отвергают, там «эстетствующие интеллектуалы» создают антихристианский или даже прямо языческий фольклор, а интеллигенция – утопии (утопии старообрядческие, экуменические, обновленческие, теургические, оккультные...).
    Поэтому приходиться признать, что статья Антона Жоголева под названием «Старец схиигумен Иероним Санаксарский за двадцать лет предсказал развитие событий вокруг «Украинской автокефалии»» – это, конечно, «фейк»!!!
    Ничего подобного старец Иероним Санаксарский не говорил, да и не мог сказать.
    Хотя конец статьи Антона Жоголева настораживает:
    «Да и время, конечно же, не пришло тогда. А сейчас вот вспомнилось. Старец Иероним ещё когда всё это предвидел! Подождём развязки».
    Похоже Антон Жоголев ещё «не всё вспомнил», и скоро Российский читатель узнает о «новых» пророчествах от старца Иеронима Санаксарского в режиме «он-лайн»!!!
*    *    *
ДТН.


Рецензии