ОТЕЦ

     Моё поколение ещё не успело забыть всенародные праздники ушедшего в небытие Советского Союза. И одним из них, наряду с Днём Победы и Первомаем был день 7 Ноября -  годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, отмечавшийся в день совершения Октябрьского переворота 25 октября по старому стилю…
 
     Он был главным государственным праздником в СССР в 1918—1991 гг. После распада СССР в большинстве его бывших республик, ставших независимыми государствами, отказались от празднования годовщины Октябрьской революции.

     Но для меня и моего младшего брата Фёдора этот день был знаменателен другим событием: в этот день, 7 ноября 1928 года родился наш отец – Василий Фёдорович Гамаюнов!

     И в этом ноябре, будь отец жив, ему бы исполнилось ровно 90 лет…

     А как хотелось бы нам, его сыновьям, внукам и правнукам отметить этот юбилей вместе, за одним столом в родительском доме…

     Думаю, нам было бы о чём поговорить, было бы что рассказать юбиляру, было бы чем гордиться и похвастать. Да, сыновья, внуки и восемь правнуков с трудом уместились бы за праздничным столом!

     Но, к сожалению, отец не дожил до этого дня. Его нет с нами уже восемнадцать лет…

     А день 7 ноября в наших семьях, пока мы живы, будет оставаться одним из главных семейных праздников Гамаюновых.

     Мы всегда гордились своим отцом, его сильным и самобытным, хотя порой трудным и сложным характером, его трудолюбием и мастеровитостью, природной смекалкой и новаторством, его регалиями и наградами наконец. Одних рацпредложений и изобретений по усовершенствованию сельскохозяйственной техники у него было более сотни. А полученные им за трудовую доблесть ордена Октябрьской Революции, Ленина и Трудового Красного знамени говорят сами за себя. Была бы и Звезда Героя Соцтруда, согласись отец вступить в ряды КПСС (по тогдашнему статусу награды беспартийным она не полагалась...), но от предложения парторга колхоза им. Войтика отец отказался, имея на принадлежность к КПСС свою особую точку зрения. При всей своей «звёздности», как принято сейчас выражаться, отец был очень скромным и порой застенчивым человеком. Помню, как после избрания его Депутатом Александровского районного Совета, я помогал отцу прикрепить депутатский значок на пиджак, и он, собираясь на заседание Совета, жаловался мне, что эта ноша не для него:
- Не могу я с трибуны громкие слова говорить. Язык во рту как каменный становиться. Врать людям не хочу и не умею. А правду скажу – ещё и упекут туда, где Макар телят не пас…

     Как любой сельский житель он практически умел делать всё, долгие годы после смерти мамы Веры Демьяновны прожив в одиночестве. Он выращивал фрукты и овощи на приусадебном участке;разводил домашнюю птицу; выращивал кроликов и нутрий; занимался пчеловодством и виноделием; вкусно готовил пищу, пёк хлеб. Отец был и каменщиком, и плотником, и сварщиком, и кузнецом, не говоря уже о том, что основная его профессия была и осталась – механизатор. Этой профессии он отдал без малого пятьдесят лет, начав работать трактористом в далёком послевоенном 1946 году…

     Об отце, как о заслуженном орденоносце, изобретателе и рационализаторе, носившем многие годы звание «Лучший механизатор Ставрополья», часто писала районная и краевая пресса. В книге П.Захарова «На берегах Томузловки» есть глава о нашем отце – Василии Фёдоровиче Гамаюнове. А в Александровском историко-краеведческом музее имеется экспозиция, посвящённая нашему отцу.

     Воспоминания об отце всегда служили и для меня источником творческого вдохновения: ему посвящены многие мои стихи, очерки и рассказы, знакомые читателям по публикациям в районной газете «Александровская жизнь»: это поэма «Истоки», одноимённый очерк «Истоки. Размышления по поводу», повесть «Домой…», стихотворения «Кузнец», «Отечество» и другие…

     Готовя эту юбилейную публикацию я как всегда перебирал фотоархивы, перечитывал написанное и опубликованное ранее и почему-то остановил внимание на одной фотографии, где отец изображён с внуком Романом на руках. Кстати пришлось и давнее стихотворение «Сказочный сон». Думаю, что это фото и стихи понравились бы отцу…

Заснул я с книжкою в обнимку,
И снится мне престранный сон:
Купил я шапку-невидимку
В ларьке для сказочных персон.
Примерил - знатная вещица:
Пошита, словно на заказ…
И я, забыв, что это снится –
Прошёлся в шапке напоказ.

Вот и знакомая сторонка.
(Волнуюсь я, не без того…)
Хвостом вильнула собачонка,
Учуяв рядом своего.
Морозно скрипнуло крылечко,
Пахнула дверь парным теплом,
Сырым углём стрельнула печка…
Семья вся в сборе за столом.
Вот чудеса: я – в нашей хате,
Лет тридцать пять тому назад…

Подушки горкой на кровати,
Диван, с лампадой Образа,
Комод с салфетками из кружев,
Машинка «Зингер», круглый стол,
А в сковородке – скромный ужин,
Вино в стакане – граммов сто…
В кисейных юбочках оконца,
До искр плита раскалена,
И словно маленькое солнце
Её чугунная спина.
Гудит огонь в печном застенке,
Отец, смешно ерша усы,
Качает внука на коленке…

Ах, счастья детского часы -
Неповторимо безмятежны!
И всё, как будто бы вчера.
Коснусь усов колючих нежно,
Тайком.
Пожалуй, мне пора…
Отец, внучка схватив в охапку,
Прижал, усами щекоча.
А я, в порыве сдёрнув шапку,
Проснулся.
Ночь.
Луны свеча…

     В этот день 7 ноября 2018 года мы, как заведено,соберёмся за семейным столом, зажжём поминальную свечу, вспомним всё доброе и скажем:
- Мы помним и любим тебя, отец!

Кисловодск– Александровское


Рецензии
Замечательный рассказ о замечательном отце замечательного сына.

Петр Панасейко   11.11.2021 10:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.