Наместник. Глава 14

          Опять я остался в стороне от главных событий, но дел у меня не убавилось. Король обязательно приедет со свитой. Где мне размещать уйму народу, привыкшего к хорошему жилью?
          Успокоил Рожан:
          – Раньше весны Степан не появится, а к тому времени мы подготовимся. Только где строить?
          Действительно, в нашей резиденции людей много, завод к весне дымить начнет. Возле прииска ветряки шумят, дробилки грохочут, да и солдат полно. К тому же к некоторым из них семьи приехали.
          Решили мы заняться вплотную крепостью в среднем течении золотоносной реки. Строить из дерева можно и зимой, главное – фундамент до морозов закончить. А дома здесь ставят на сваях из берсы – местного хвойного дерева, которое практически не гниет. Вкопать в землю столбы – основание готово.  С этим справились мои ветераны, а после того как выпал снег, им на помощь пришли солдаты Рожана.

          Посыльные привозили письма Кати. Жена писала о внуке, сделавшем первые шаги, о том, что накопилось много дел, что все остальные живы и здоровы. О событиях в королевстве я узнавал от людей, которые привозили товар для торговли с туземцами и с нами. А они рассказывали, что в стране зверствует королевская стража, вдоль дорог стоят виселицы, а на городских площадях рубят головы. Степан наводил порядок, уничтожая других претендентов на трон и их союзников.

          В начале зимы вернулся Поран.
          – Пока флот вокруг острова шел, на заводе зажигательные снаряды делали, – рассказал он. – А потом мы их загрузили на корабли и отправились к соседям. Проплыли вокруг Ларгаса и спалили все, что на берегу увидели. Теперь у них ни флота, ни портов не осталось.
          Казалось бы, агрессор получил по заслугам, но какая выгода от этого нашему государству? Разумеется, в ближайшее время Ларгас не нападет на королевство, и у соседей уйдет немало времени и денег на восстановление сожженных портов, складов и жилых домов. Мы ослабили конкурента и теперь будем вместо них торговать с материком.

          Однако в чем мы пересекались? Барас продавал медь, бронзу и изделия из этих металлов. А у ларгасцев практически нет запасов медной руды. Чугун на Барасе весь остается на местные нужды, та же история со сталью. У соседей дело обстоит так же.
          Ларгас добывает и вывозит серебро, на Барасе его почти нет. Если вдуматься, соревновались мы только в судостроении.
          С какой целью соседи вообще напали на нас? Чтобы убить слишком умного короля? Однако что-то мне подсказывает, что Степан не глупее своего отца.
          Зачем воевали? Кажется, я ничего не понимаю в политике.

                *   *   *

          Насколько я понял, взаимоотношения между мужчинами и женщинами в королевстве мало отличаются от земных традиций. Кто-то из девушек ждет единственной любви и игнорирует остальных мужчин. Некоторые девицы не прочь познакомиться поближе с понравившимися парнями и легко с ними расстаются. Иногда мужчина и женщина создают семью и заводят детей, а иногда просто встречаются.
          Иллидо – женщина привлекательная, и взгляды мужчин нередко задерживались на ней. Однако управляющую заводом интересовала работа, и я решил, что зря посчитал ее нескромной особой, не привыкшей обходиться без многочисленных кавалеров.
          Впрочем, на одного мужчину Иллидо все-таки обратила внимание. Ее избранником оказался мой казначей. Чем очаровал белобрысый орленок яркую женщину – не знаю, но они сблизились. Ван сначала просто ходил к ней в гости по вечерам, потом стал оставаться на ночь и в итоге переселился в ее жилище.

          Через неделю казначей вернулся в свой домик.
          – Поскандалили, – невозмутимо пояснил Ван.
          Дней через десять он вновь перебрался к Иллидо, а через неделю вернулся обратно. Перемещаться подобным образом орленок продолжил и в дальнейшем.
          – А ты не пробовал просто не уходить? – спросил его Пухлян.
          Мой бывший казначей и нынешний заместитель из толстяка давно стал большим и сильным мужчиной, однако лицо у него не изменилось: кожа не потеряла румянца и гладкости, а ресницы вокруг больших глаз по-прежнему вызывали зависть многих женщин.
          Удивление на его мальчишечьей физиономии было неподдельным. Видимо, такие взаимоотношения с противоположным полом не укладывались у Пухляна в голове.
          – Зачем? – спокойно ответил Ван. – Женщина должна сама делать выводы.

          Ближе к весне на денек приехала Катя. Позже меня посетила Алло. Я так и не построил для себя большое благоустроенное жилье, но и моего маленького домика оказалось достаточно. По крайней мере, ни жена, ни королева не проявили недовольства. Впрочем, Алло уже не королева, а мать короля.
          Мои женщины продолжали приезжать по очереди, и я понял, что доволен своей жизнью. Все-таки я скучал по Кате и Алло. Вот еще бы детей и внуков увидеть.

                *   *   *

          Едва начал таять снег на полянах, приехал Капитан с Эно и маленькой дочерью. Прибыл мой бывший заместитель не один, а с несколькими товарищами. такими же крепкими мужчинами с военной выправкой.
          – Сняли меня с должности, – доложил Капитан. – И друг мой больше королевской стражей не командует. Хоть свою преданность мы и доказали, но ларгасцев все-таки проморгали. Теперь мы в береговой охране: друг по ту сторону гор, а я здесь. Король Степан решил еще одну службу создать. Так что я теперь командующий береговой охраной Северных земель и твой подчиненный.
          Наверное, дело не только в том, что Степан повелел организовать береговую охрану. Думаю, доказывая свою верность, Капитан и его подручные пролили немало крови. Палачи нужны, но их никто не любит – вот король и сослал этих людей куда подальше.
          Впрочем, Капитана я всегда рад видеть. А если он подчиняется мне, я заполучил небольшую, но собственную армию.

          Бывших королевских стражников прибывало все больше и больше, а жилья для них мы не приготовили. Конечно, были дома, которые мы построили для короля и его свиты, с крышей, дверями и окнами. Только печи в этих жилищах пока не выложили. Кирпич мы запасли, а глину развести – дело не такое уж и долгое, но в мороз печи класть не будешь. А ведь готовый очаг надо еще и просушить, прежде чем пользоваться.
          Однако солнышко светило все ярче, люди заселялись в неотапливаемые строения – как смогли, мы разместили всех. Даже дом, построенный для короля, остался свободным.

                *  *  *

          Потихоньку все наши поселения получили свои названия. Сложились они сами собой – я тут не при чем. Крепость, Завод, Прииск – всем ясно и понятно, о каком поселке идет речь. Нашу резиденцию со складами и выросшими рядом домами называют Конторой. Имя крепости и домов в среднем течении золотоносной реки – Страж. Так и говорят: "Поеду в Страж".
          А вот деревни лесовиков сохранили свои прежние названия, и, если вспомнить русский язык, звучат они порой смешно: Ряба, Диря, Бакя.

          Приехал Николаевич.
          – Степан хотел меня министром промышленности назначить, но я отказался, – поведал друг. – Мне без конкретного дела тошно. Только совсем отвертеться не удалось, и я теперь смотритель всех королевских заводов и всех предприятий Алло. Завод рядом со столицей теперь мой, и я делаю на нем все, что захочу. Степан обещал денег давать столько, сколько я попрошу. Только одних денег мало – нужна сталь. Ты когда на восток продвигаться будешь?
          – Не знаю. А тебе что там нужно?
          – Понимаешь, мы слишком мало выплавляем чугуна, и, соответственно, нам не хватает стали. Потому и металл дорогой, что спрос превышает предложение. Дело в угле. Железная руда у нас своя, месторождение в семидесяти верстах восточнее столицы. А уголь возим с островов: триста верст по морю, да пятьдесят по суше. Вот если бы ты занял перевал, что в сотне верст восточнее, то путь по морю сократился бы в десять раз. А может, по эту сторону гор тоже железная руда есть.

          Понять Николаевича несложно: руда и уголь рядом – ставь большие печи и плавь чугун. Только друг слишком размечтался, ведь мы от Крепости на восток только на десять верст продвинулись, а дальше живут племена, с которыми пока дружбы нет. Да и занять перевал мало, потому что нужно в этом месте еще проложить дорогу к морю, найти гавань и построить порт.
          Так что неизвестно, когда желания Василия осуществятся. Нам бы до соседнего перевала добраться, о котором в свое время мне Алло толковала. Он тоже восточнее, только до него от крепости верст тридцать по прямой будет. А может, все-таки собрать войско побольше и пройти по предгорьям? Небольшие пушки навьючить на лошадей, набрать гранат – и вперед! Деревьев нет, засаду устроить непросто – ведь дойдем!

          Однако я на этом перевале не был ни разу. А прежде чем там воевать, надо хотя бы посмотреть. Может, действительно стоит разведать?
          – Надо Порана попросить, – посоветовал Капитан. – Твоей земли по ту сторону гор нет, я тоже из береговой охраны – мы с тобой на перевале никто. А королевского стражника везде пропустят.
          В отличие от Капитана, Поран своей должности не лишился. Шпионов Ларгаса в Северных землях так и не обнаружили – значит, стражник со своей задачей справился.
          Поран жил тихо и незаметно. Небольшой дом в Конторе, три помощника, тоже неяркие мужики – все среднего роста, светло-русые, с простыми открытыми лицами. Правда, всех четверых на месте было не застать: безопасники свой хлеб отрабатывали честно и постоянно где-то пропадали.

                *  *  *

          – Плохое место, – сказал Поран, когда вернулся. – После перевала до самого леса идет долина, а по обеим сторонам скалы. С них дорога простреливается все пять верст, а наверх забраться несложно. Построишь крепость у леса – лесовики на пути к ней засады устраивать будут. Сначала надо с местным народом разбираться, а потом с перевала сходить.
          Продвинуться на восток мы не смогли, зато западнее вышли к морю.
          В низовьях золотоносной реки жило племя Мира, весьма многочисленное и воинственное. Нередко отдельные туземцы из их деревень добирались до залива, где мы построили порт. Впрочем, там они вели себя мирно, потому что это место считалось ничейной территорией.
          Река, на которой мы уже поставили две крепости и организовали прииск, впадала в очень большой, но мелкий морской залив. Из-за многочисленных отмелей и скалистых островков корабли туда не заходили, зато в мелкой воде во множестве водилась рыба и росли съедобные водоросли. Племя хозяйничало в заливе, добывало и продавало дары моря.
          Однако еще западнее жило другое большое племя, которое промышляло там же. Мирно поделить залив соседи не смогли, началась война, и соплеменники обратились к Миру за помощью.

          Наводить порядок отправилась сводная команда: береговая охрана в полном составе, три сотни солдат, мои ветераны.
          – Подошли к первой деревне, пальнули из пушек и отправили Мира на переговоры, – рассказал Капитан. – На этом война и закончилась. Там залив огромный – еще пяток таких племен прокормит, а эти недоумки  поделить угодья не смогли.
          Благодаря посредничеству наших вооруженных сил, залив поделили. Нам же выпало следить за соблюдением договоренностей.
          – Крепость на берегу залива наметили, – доложил Капитан. – По поводу поста на одном мысе договорились. Думаю, и на другом со временем сделаем.
          Большой залив не вдавался в сушу, а образовывался двумя каменистыми полуостровами, выступавшими в море. Получалось, что именно эти скалы были береговой линией, которую Капитану предстояло охранять.

          Казалось бы, все просто:  пришли, навели порядок и заодно обозначили свое присутствие, чтобы потом прибрать к рукам новые земли. Только переговоры с аборигенами длились четыре дня, а перед походом мы долго совещались.
          Конечно, все и так понимают, что королевству нужны новые земли и новые люди. Однако Рожан, например, предложил собрать команду побольше и отдал в поход все легкие пушки.
          Да и Капитан провел переговоры с блеском. Чем он хуже меня? Думаю, он был бы хорошим наместником. Всю работу за меня сделали другие.

          Да, я когда-то слышал, что у хорошего руководителя сотрудники все делают без него. Просто нужно правильно подобрать подчиненных. Только Рожан и армия сами по себе – ими король командует, а Капитана, Пухляна, Вана и Порана мне назначили.
          Что скрывать: я наместник, потому что мы с Катей попали в постель к Алло. Такие вот дела. Только теперь я отвечаю за все, что происходит здесь, в Северных землях, принадлежащих королю. Спрашивать тоже будут с меня.

                *   *   *

          Люди, сопровождавшие Степана, разъехались в разные стороны: одни отправились на строящийся завод, другие – в порт, третьи – на прииск. Поэтому в поселок Страж, стоявший в среднем течении золотоносной реки, добралась совсем небольшая команда, и мы легко всех разместили. Если честно, я боялся, что свободных помещений окажется мало. Мы не прекращали строить новые дома, но к Капитану приезжали новые люди и занимали жилища.
          Некоторые из сопровождавших отправились вниз по реке, чтобы взглянуть на место, где будет стоять новая крепость. Степан разместился в выделенных ему покоях и начал беседы. Король вызывал людей по одному и подолгу говорил со всеми. Рожан, Капитан, Пухлян, Ван, Поран – все провели немалое время наедине со Степаном, и каждый вышел от него с довольной улыбкой.

          – Золота отсюда идет много, – сказал мне Степан. – На Северные земли я трачу раз в двадцать меньше. Так что денег я вам добавлю. Только все они пойдут на армию и береговую охрану. А на остальное, дядя Сержан, зарабатывай сам.
          В отличие от всех остальных, я вышел от короля задумчивым. Повзрослел Степан, стал серьезным и расчетливым – наверно, правители и должны быть такими.

          До мелководного залива путь неблизкий – спутники короля, бывшие там, вернулись только  к вечеру следующего дня. Степан закончил переговоры, обул высокие кожаные сапоги, взял медный лоток и отправился мыть золото. Кажется, это занятие понравилось ему намного больше, чем обычные королевские дела. Думаю, в душе он остался тем же вихрастым пареньком, который когда-то ухаживал за моей дочерью.

          – Никакой разницы нет, – успокоил меня Пухлян. – Были бы деньги, а как ими воспользоваться, мы придумаем.
          – Но мне нужны дороги, – возразил я. – Причем тут армия и охрана.
          – Дороги будут идти к сторожевым постам, принадлежащим военным и пограничникам. Значит, Рожан и Капитан будут договариваться с артелями и платить им деньги. А тебе достанутся дороги.
          Кажется, мой заместитель преподал мне урок и объяснил, как должен работать чиновник. Наверно, на Земле происходит то же самое, просто я об этом не задумывался.
          И Рожан, и Капитан согласились с Пухляном.
          – Дело солдата – защищать людей и оборонять свою землю, – заявил тысячник. – Надо ставить маленькие крепости в предгорьях западнее и восточнее.

          Интересно заговорил Рожан, а почему – я знаю. На прииске у него теперь работают не только гражданские люди, приехавшие из-за гор, но и местные лесовики. Нашлись среди туземцев люди, которые смогли отказаться от привычной жизни и заняться золотодобычей.
          А ведь именно об этом говорил покойный ныне Гурчан. Он надеялся на людей из Северных земель.
          Думаю, пузатый тысячник опять обставил меня, ведь я не смог взять на службу ни одного лесовика. Да и ветеранов у меня стало меньше: многие ушли в артели. Заводилами тут стали не отставники, а их друзья и родственники, приехавшие позже. А следом за ними и мои подчиненные потянулись на вольные хлеба.

          Только тут возникла небольшая сложность. У ветеранов имелись ружья, и расставаться с ними отставники не хотели. Мне оружие тоже не требовалось, ведь народу на службе поубавилось. Два ружья на человека – зачем столько? Однако отдавать нельзя, потому что вооружение – королевская собственность.
         Надоумил меня Поран:
         – Надо оставить им ружья, но пусть пообещают, что в случае надобности они пойдут с нами воевать.
         В том, что отставники меня не обманут, я был уверен. В общем, договоренность устроила всех, но потянулись мужики, не служившие у меня. Все они просили выдать им ружья.
         После недолгих раздумий я начал их отправлять к Порану. Решение оказалось верным.
         – Я прошение в стражу отправил, – сообщил безопасник. – Думаю, ружья скоро подвезут. А выдавать их будем только тем, за кого трое проверенных мужиков поручатся.
         Начальство Порана просьбу подчиненного одобрило и повелело ему создать запасной отряд, обязав его проводить сборы и тренировки. Как всегда, инициатива оказалась наказуемой, но Поран нисколько не расстроился. Может, ему захотелось заняться чем-нибудь новым, или он решил, что это поможет его карьере.


Рецензии