Мотивировать себя - вечно бежать по дороге неудовл

Тезисы

Мотивировать себя - вечно бежать по дороге неудовлетворенности к неврозу.
Чтобы жить удовлетворенно не нужно делать что-то, мотивируя себя.
Видеть счастье в чём-то - упускать счастье.
Желание психологической удовлетворённости - помеха на пути к психологической удовлетворенности.
Желание достигнуть результата - помеха на пути достижения результата.

Психология мотивации(научная область психологии) говорит нам о том, что у всех человеческих поступков есть мотивация, что с описательной точки зрения выглядит правдободобно. Мотив представляет из себя опредмеченную потребность(Теория деятельности А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).  Например, жажда — это потребность, утоление жажды — это цель, а вода — это мотив. Движение к мотиву - мотивированное действие по достижению цели(удовлетворению потребности).

Таким образом, представление "я делаю это потому, что если у меня будет это, то буду удовлетворён в этом " - является осознанием своей мотивации. То есть, я понимаю, для чего это делаю. А мысль "если у меня будет это, то я буду удовлетворён в этом, поэтому я буду делать так, чтобы у меня было это" - является  мотивированием себя.

Так что не так с мотивированием? Почему осознание собственного мотива может мешать, а мотивирование является путём неудовлетворенности до перекрёстка "невроз"?

Стоит сразу отметить, что дело столько не в осознавании мотива(оно может даже помочь увидеть некую искусственность), а в наличии желания, представления о том, что счастье и удовлетворенность нужно получить через какой-то объект.

В случае с базовыми потребностями(1 ступень пирамиды Маслоу) никакого подвоха ожидать не стоит: "если у меня будет вода, то я удовлетворю жажду, поэтому я совершаю деятельность по поиску воды или буду её совершать". Что плохого в этом осознанном мотиве? Да и мы то так не думаем, не правда ли? Мы просто осознаем сухость слизистых оболочек и идём пить. Мы осознаём, что телу холодно, одеваем более тёплую одежду. А мысль "чтобы жить, мне нужен кислород - поэтому дышу" или "буду дышать", то это повод лишь посмеяться, потому что звучит абсурдно и очень редкий человек задумывается настолько об этом.

Начиная со второго уровня пирамиды Маслоу(безопасность и стабильность), мотивировать себя  для удовлетворения потребности - саботировать удовлетворение. Почему? Природой данных потребностей по большей части является психологический компонент(несомненно, у которого есть физиологическое исполнение), и пытаемся удовлетворить мы в данном случае чувство неудовлетворенности, которое возникло в следствие веры в мысль "мне нужно это", "мне не хватает это".

Искать удовлетворение этих психологических неудовлетворенностей во внешних предметах, внешней деятельности, социальных статусах, а также внутренних "богатств" - значит находить удовлетворение и терять его, потому что после достижения удовлетворения, возникает новая мысль "мне нужно" и удовлетворение утрачивается.  Поэтому психологические потребности выглядят ложно.
Или же это значит свернуть на дорогу становления невротической личности: испытывать тревогу, страх и неудовлетворенность и в конце концов получить "я хочу, но не могу", "я хочу, но боюсь" и "я хочу, но запрещаю себе".

Почему это так? Под "удовлетворенностью этим" (из определения осознанной мотивации) всегда скрывается просто счастье и удовлетворенность. Мы стремимся к счастью и удовлетворенности, а не к предмету содержащему счастье. Другими словами, мы уже удовлетворены психологически, но верим мысли, что испытываем нехватку. Проведите простой эксперимент. Подумайте, какими бы вы были без мысли "мне нужно быть счастливым" или "мне нужно быть удовлетворённым"?

Получается, что мысль "мне нужно быть счастливым и удовлетворенным" или "мне нужен  объект счастья",  только создают неудовлетворенность.
Из этого выходит: чтобы удовлетворялись психологические потребности выгоднее не задумываться о том, что у тебя есть нехватка.

Можно рассмотреть это на примере потребности в отношениях(3 ступень пирамиды)
Если содержание мыслей человека будет "если у меня будет другой человек, который будет любить меня, то я буду счастлив, поэтому надо найти другого человека\надо стараться поддерживать текущие отношения\ надо стараться понравиться в момент первых встреч, ведь если этого не будет\ я это потеряю  - буду несчастным"

Какие ощущения могут возникнуть от таких мыслей, какое поведение возникает? От этих сплошных "надо", которые множат другие "надо"("надо быть привлекательным", "надо стать лучше" и т.д.) не одна ли суматоха, тревога и неудовлетворение? Это становится миссией, которую нужно выполнить решая необходимые задачи для достижения цели, а эти "надо" прибавляются и прибавляются. Помогает ли тревога и страх чувствовать себя удовлетворенным? А в удовлетворении потребности? Думаю нет.

Данные условия хороши чтобы начали появляться признаки невротической личности: "Я хочу отношений, но я недостаточно хорош, не достоин отношений таким, каким являюсь сейчас и испытываю тревогу в процессе отношений, что мешает и мне и партнёру, поэтому отношения разваливаются".  В конце концов. появляется крайняя форма "я хочу, но не могу" "я хочу, но запрещаю себе", "я хочу, но боюсь", "поэтому и пытаться не буду". (Стоит сказать, чтобы читатель не примерял на себя ярлык "невротик", если узнаёт у себя признаки невротизации, потому что невроз - это тяжелое психологическое состояние, проявляющееся внешне в крайней социальной дезадаптации и тяжелых эмоционалных состояниях, и симптомами проявляющиеся в теле, а некоторые признаки невротизации(например. страх и тревога) обладают практически все люди.

То есть, мы видим, что человек не может удовлетворить эту потребность, когда его действия  - это результат установки\мотивации её удовлетворить.  Желание удовлетворенности мешает чувствовать удовлетворенность сейчас и получать желаемое,  не правда ли абсурдно и интересно?

Рассмотрим вариант, когда у человека нет мотивации. У него нет мысли "Мне нужно быть любимым, счастливым, удовлетворенным". Как ощущает себя такой человек? Просто представьте, если бы у вас не было мысли "мне нужно быть счастливым и удовлетворенным" какими бы вы были? Удовлетворёнными?

Этот человек может осознавать, что он уже счастлив, а может и нет, просто живёт удовлетворенно, и  у него нет тревоги, страха. Человек встречает девушку\парня и ему не нужно счастье от отношений, но отношения происходят, потому что людям нравится общаться и люди счастливы. Человек получает удовольствие от процесса. У другого человека не возникает представления, что он должен дать что-то этому человеку, он ничего не требует и выглядит удовлетворенно, ему ничего не нужно, что притягивает.

Или возьмём вершину пирамиды потребностей.  Потребность быть самореализованным. Самореализация - расскрытие потенциала человека во внешнем и внутреннем мире. Можно привести как аналогию семя, которое вырастает в цветок. Удобнее всего говорить о самореализации на примере человеческой детельности. Если деятельность человека - это расскрытый благоухающий цветок, то  его задатки - это семя. То, что  человеку приносит радость и интерес становится делом жизни. Тогда человек существует в гармонии с самим собой и с деятельностью, которую он осуществляет.

Что у  личности с признаками невротизации на этот счёт? "Я знаю, что у меня получается лучше всего, но я не делаю это, потому что, когда я делаю это, мне страшно и у меня не получается, потому что "не могу" сильнее "я хочу". Я не достаточно хорош, у меня не получится, поэтому я даже не буду пытаться, буду заниматься, чем придётся".

Почему так случилось? Потому что была мысль "мне нужно быть самореализованным(чтобы быть счастливым)", "чтобы быть самореализованным, надо заниматься любимым делом" из которой возникали другие "надо". Каким-то "надо" он смог соответствовать, каким-то нет и в итоге пришёл к неудовлетворенности и подавлению желаний.

Но если нет мысли "мне нужно быть самореализованным(счастливым)"? Человек просто делает что-то из интереса и это становится его делом жизни, его самоактуализацией.  Он уже самореализован на тот момент, и из этой реализации он становится более успешным в своём деле. Не из не хватки, а из удовлетворенности.

Таким образом, мотивировать себя нет необходимости и даже вредно. Представление о том, что удовлетворенность в каком-то объекте - ложно. Мысль "мне нужно" отдаляет вас от объекта желания и чувства удовлетворенности.  Вы уже удовлетворены, но верите, что это не так.


Рецензии