Философ и отшельник

В древние времена жил задумчивый и набожный юноша, больше всего возлюбивший мудрость. Днем он читал книги, много размышлял, вел споры со стоиками и платониками, а ночью – молился как Соломон, чтобы Господь даровал ему два сокровища – знание и разум. Возмужав, он отправился странствовать по свету, чтобы учиться у мудрецов всего мира и постигать их думы и притчи, аллегории и загадки. В поисках разгадок тайн жизни и смерти пытливый философ проводил бесчисленные часы в Александрийской библиотеке, казалось бы, уместившей в себе мудрость всех книг мира, кропотливо изучал писания эллинов и иудеев, гностиков и халдейских звездочетов, и даже ездил в загадочную Индию. Но ничто не принесло покоя и утешения его страждущему духу и не заполнило зияющую пустоту его сердца.
По неисповедимой воле Божественного Провидения он посетил град Иерусалим, поэтически названный библейскими пророками львом Господа и белой лилией Востока.
Задумался философ: «Иерусалим – один из самых древних и самых загадочных городов мира, вобравший в себя громоподобный голос пророков и лживые речи фарисеев, богодухновенную проповедь апостолов и безумные крики торгашей, слезное покаяние апостола Петра и подлое предательство Иуды. Иерусалим – это образ нашей души и нашего мира со всеми его тайнами и чудесами, со всем его добром и злом, светом и тьмой. Этот город и свят и мерзок. Иерусалим свят, ибо сюда пришел Богочеловек Иисус Христос – Спаситель мира, чтобы взойти на Голгофу и искупить грехи рода человеческого, примирить Бога и человека, соединить небо и землю. Иерусалим мерзок, ибо это город лжецов и лицемеров, смеющихся над Божественной Истиной, преступников и богоубийц, превзошедших демонов во злобе – распявших Мессию, пригвоздивших Сына Бога Живого к позорному Кресту. Иерусалим – это собирательный образ нашего мира, но он же – символ человеческого сердца со всем его добром и злом, низостью и благородством, любовью и ненавистью, верой и неверием. Неужели этот город, где Христос победил смерть и искупил грехи мира, не поможет мне разрешить мою духовную муку и обрести истинную мудрость?»
В Иерусалимском храме философу посоветовали посетить одинокого отшельника, молящегося за мир и стяжавшего дар духовного рассуждения.
После продолжительной беседы с ним, богоискатель, потрясенный смиренномудрием седовласого старца и величием его кроткой речи, спросил:
– Я изучил диалоги Платона и писания Плотина, общался со стоиками и путешествовал в Индию, но никогда мне не приходилось слышать таких мудрых речей. Откуда у тебя эта премудрость, ведь за всю жизнь ты, быть может, не прочел ни одной книги, кроме Священного Писания?
 Отшельник ответил:
– Всех книг на свете не прочтешь, а путь к истинной мудрости – смирение и любовь. Весь зримый мир есть тень и символ мира незримого. Смотрю я на землю с ее горами, садами, морями и звездами на небесах, и вижу книгу притч, написанную перстом Создателя, и в книге этой Господь и дает верующим в Него обрести премудрость, превосходящую разумение мудрецов мира сего.


Рецензии