А. Е. Гольберт. Совет от детства

Гольберт Артур Ефимович
            
Совет от  детства
    
      В моем школьном детстве одна учительница выгнала меня с урока только за то, что я сказал ей, точнее ответил на ее замечание: «Ну что вы?!»  Она объяснила мне, за что наказывает: «Ты меня оскорбил! Ты мне сказал, точнее недосказал,  то, что подумал, а именно: «Что Вы, с ума сошли?!» Конечно, она была права, я так «почувствовал», но до конца не осознал...
      Есть у меня подобные наблюдения, которыми хочется поделиться. Весьма вероятно, описанные ниже комментарии сам спикер (их автор) ни разу не анализировал, и эти, достаточно распространенные «словодвижения», вырывались из его уст подсознательно. Конечно, он понимал, что говорил, однако глубинных своих стремлений не осознавал...
      Лектор, рассматривая сложные, совсем  не очевидные  для аудитории, вопросы, неоднократно повторял  собственное оценочное суждение: «Все очень просто, в действительности — все очень просто...»  Внимательным слушателям почти ничего не ясно, они чувствуют себя дураками и от этого удручены,  подавлены, а у отдельных, чрезмерно мнительных  и чувствительных особей, от этого  неуместного рефрена даже развивается комплекс «неуверенности в себе»...  Что же тут происходит на самом деле? Преподаватель за счет аудитории таким образом реализуется, поднимает свою самооценку, как говорят: себе «цены не сложит». Он так замысловато хвастается: «Смотрите, пожалуйста, тема очень трудная и для всех вас непонятная. Мне же она представляется простой. А все потому, что я — талант и не чета вам,  ординарным и бездарным людям... »
       Другая крайность: рассматриваемый вопрос — весьма простой, а лектор  твердит: «Не все так просто, вопрос на самом деле сложный...»  Думающий народ разобрался в этом «сложном» вопросе сразу или очень быстро, но есть  повод под такой рефрен подумать о себе хорошо: "Да я всегда был -- не дурак, и как же, правда, я умён!" или «... ай да Пушкин! ай да сукин сын».  А на деле такой лектор вам  «бросает леща», косвенно льстит аудитории, или таким незатейливым образом заигрывает с ней...  Может быть, он даже  делает это намеренно, и у него есть  свой план...  Навряд ли, скорее  всего, ему невольно хочется этому недалёкому народу понравиться...
      Какой же детство даёт совет, или какой можно из этого всего сделать вывод? Даже не знаю. Думаю, не будет лишним лишний раз подумать: КОГДА, ЧТО и КАК сказать самому, равно как и о том, ЧТО говорят тебе. И тавтологию здесь можно считать оправданной...ом, ЧТО говорят тебе. И тавтологию здесь можно считать оправданной...


Рецензии