Улица Кольцевая на карте Заречья

По воспоминаниям Софьи Марышевой, 1953 года рождения, г. Череповец.

Наша улица Кольцевая была, наверное, одной из самых необычных в старом Заречье. Вы думаете, что она располагалась рядом с каким-то транспортным кольцом? Говорят же, например, «трамвайное кольцо» - и старожилы вспоминают старое трамвайное депо на перекрестке улиц Металлургов и Сталеваров, где первоначально трамвай, шедший по маршруту «Завод-Фабрика обуви», делал «кольцо», то есть движение начиналось в обратном направлении. Или одно время автобус второго маршрута разворачивался перед деревней Питино – на теперешнем перекрестке Архангельской – проспекта Победы, и это тоже мы называли «кольцом двойки». Так вот, наша улица сама была в форме вытянутого кольца, и находилась она в современном 16 микрорайоне.
Сейчас уже трудно сказать, как планировалась в Заречье деревянная застройка, как выделялись земельные участки. Улицы, бывшие на месте 16 микрорайона, в основном шли параллельно старой дороге на Богослово (теперешний проспект Победы, который до 1975 года назывался улицей Гоголя) или перпендикулярно ей. И вдруг –Кольцевая, возникшая по какой-то причуде!
В настоящее время сохранился скверик с северной стороны дома № 4 по ул. Тимохина. Этот скверик был на южной стороне улицы Кольцевой. От скверика с двух сторон она спускалась вниз, в сторону железной дороги. Пересекала улицу Лермонтова в двух местах. Наш дом № 49 стоял в самом низу Кольцевой - фасадом на юг. Сзади дома были сад и огород, к которым примыкали участки домов, выходивших фасадами на улицу Краснодонцев.
Краснодонцев была самой последней улицей в деревянной застройке. Она начиналась примерно от нынешнего перекрестка Тимохина-Краснодонцев и шла в сторону Архангельской, была она небольшой улочкой. Севернее Краснодонцев был пустырь – заросший высокой травой луг - до самой железной дороги.
Сейчас ближайший ориентир того места, где стоял наш дом, это детский садик на ул. Краснодонцев, 36. Дом наш построил дед, Марышев Иван Васильевич, вместе с моим отцом. Семья деда после войны переехала в город из деревни Стояново. Жили сначала на съемной квартире на ул. Социалистической, 110. Мой отец, Александр Иванович (1926 -2002), был младшим сыном и жил, будучи уже женатым, с родителями.
Я родилась еще на Социалке. Потом построили свой дом. Жили дружно: дед, бабушка Дарья, мои родители и мы с сестрой Ниной, которая родилась через год после меня. Какое-то время жил еще бабушкин племянник Николай, и всем хватало места.
Во дворе дома был свой колодец. В саду росли ягодные кусты, яблони, выращивались овощи. Мама варила варенье ведрами – вот сколько в хорошие годы было ягод – красной и белой смородины, крыжовника,солила огурцы, квасила капусту, делала серые щи. Раньше все засолки делались не в бачках и банках, а в деревянных кадках, которые стояли в сенях – «на мосту».
Жить в деревянном доме было непросто. Нужно заготавливать дрова, топить печи, носить воду. Особенно мы жалели маму, когда ей приходилось полоскать белье на улице зимой, без перчаток. Воду поднимали с колодца, в основном, мы с сестрой. Так что нам пришлось сполна испытать трудности полудеревенского быта.
Мама, Юлия Алексеевна (1928-1988), была из деревни Питино, вернее, родилась она в Городище, а в Питино семья переехала до войны из зоны затопления. Работала она на фабрике «Красный ткач», которая была совсем рядом. Отец работал в РСУ металлургического завода маляром. Уже в городских квартирах, в которых мы потом жили, он красил двери и косяки «под дерево» - было очень красиво и оригинально. Кроме того, отец знал плотницкое и столярное дело. Все мог сделать своими руками, даже красивую мебель. Помню, дома у нас стоял самодельный красивый буфет, который сделали отец со своим другом дядей Митей. Буфет – это комбинированная мебель: внизу – стол, вверху - шкаф. И в столе, и в шкафу были полки для посуды и продуктов. Очень удобная, компактная вещь для кухни.
Рядом с нами на Кольцевой жили Брянцевы, Кульковы, Вихаревы – слева, Тарасовы, Воробьевы, Холостовы, Столяровы - справа. Напротив – Полыскины, Рыбины, дядя Петя Захаров. Интересный факт: во всех ближайших к нам домах жили женщины по имени Анна, я насчитала их пять человек. Поэтому, когда дома говорили: "Пойду к Нюре", обязательно надо было уточнять фамилию, к какой Нюре, то есть к Анне.
На соседних улицах жили многие мои одноклассники. На улице Луговой жила Света Смирнова. Эта улица шла параллельно улице Гоголя – от Суворова почти до скверика на Кольцевой. Выше ее была улица Свердлова. Она была длиннее Луговой – от бывшей фабрики «Рассвет» до улицы Архангельской. Кстати, сохранился единственный деревянный дом от старой улицы Свердлова - № 3. Стоит сразу же за забором котельной, которая за «Рассветом».
Света недавно вспоминала, как по улице Свердлова часто проходила военная техника в «военный городок» около Ирдоматки, причем, не только колесная, но и гусеничная, с зачехленными пушками. Стекла дрожали в домах даже на соседних улицах.
Наш дом снесли в 1970 году одним из первых. Хорошо помню, что к этому времени за нашим домом уже были выстроены красные «пятиэтажки» по Краснодонцев, 44 и 46.
Мы получили квартиру не так далеко от прежнего места жительства – на улице Беляева, 9 - в «китайской стене», как сразу же люди прозвали этот длинный дом в виде ломаной линии. Сейчас он почти незаметен за деревьями и другими домами, появившимся на улице Беляева.

Подготовила к публикации Е. Булатова.


Рецензии