Ч. 1 Браво, присяжные!

Тема терроризма остаётся актуальной, увы, уже не одно столетие. Не миновала сия горькая чаша практически ни одну страну мира, в том числе и Россию. Соблазн ускорить ход истории или повернуть его в желаемом направлении не раз побуждал молодые и незрелые умы совершать отвратительные преступления во имя своих, как им казалось, всё оправдывающих святых целей.
             
1878 год... Россию захлестнула волна политических убийств. Но самое поразительное – этому способствовало поведение самого российского общества. Разумеется, не апатичной и равнодушной ко всему, кроме повседневных забот, массы, а его  мыслящей и образованной части.

В марте того года в Петербурге проходил суд над молодой женщиной, Верой Засулич. Она тяжело ранила выстрелом из револьвера генерала Фёдора Трепова, петербургского градоначальника. Покушение было местью за приказ генерала высечь политического заключённого А. Емельянова (Боголюбова).

Тот не снял перед градоначальником шапку, когда Трепов посетил дом предварительного заключения. Генерал, без сомнения, был мерзавцем. Дело приобрело широкую огласку. Симпатии общественности принадлежали молодой особе с револьвером, решившей без суда и следствия самой вынести и исполнить приговор.


Незадолго до случившегося в столице проходил «процесс 193-х», на котором судили участников «хождения в народ» за антиправительственную пропаганду, направленную на свержение самодержавия.

Хождение это ни к чему хорошему не привело и завершилось полным провалом. Народники пребывали в состоянии растерянности, решая извечное: «Что делать?»  Правительство решило не будоражить общество новым политическим процессом, а передать дело суду присяжных, как обычное уголовное преступление.

31 марта вокруг здания, где проходил суд, собралась огромная толпа студентов и прочей публики без пригласительных билетов. В зале суда – сливки столичного общества, включая министров.

Унылая речь прокурора и блестящее темпераментное выступление защитника. Председательствовал на суде знаменитый юрист Анатолий Кони. В семь часов вечера присяжные передали ему своё решение, и тот громко с пафосом объявил: «Нет, не виновна!»

 В зале разразились аплодисменты, крики: «Браво! Браво, присяжные!» Все вскочили с мест, бросились обнимать друг друга. Какой морок помутил сознание находившихся в зале сановников и генералов, неизвестно, но аплодировал даже канцлер Александр Горчаков.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/04/01/63


Рецензии
Добрый вечер. Очень интересную тему терроризма Вы подняли. Пик терроризма наступил в царской России в начале XX века. Было убито множество государственных служащих разного ранга. Подобного в СССР не было.

Доброго здоровья. С уважением,
Анатолий

Анатолий Клепов   31.01.2024 19:46     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий!
В советское время было запрещено Сталиным публиковать работы о народовольцах. Он по этому поводу высказался в духе: "Нам не нужно на их примере воспитывать народовольцев". Поэтому о народовольцах упоминалось скороговоркой. Только в семидесятые годы о них стали писать и издавать книги, например, Ю. Давыдов написал "Глухая пора листопада", "Завещаю вам, братья", "На скаковом поле, около бойни…",
"Герман Лопатин, его друзья и враги."
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   31.01.2024 20:18   Заявить о нарушении
Опечатка: не народовольцев, а террористов.

Владимир Врубель   31.01.2024 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.