Наглядный урок литературы
Накануне, уроком раньше, Ольга Петровна, учительница, красиво с выражением, почти как в ТЮЗ’е, прочла им рассказ Чехова А.П «Ванька » . Как ей показалось половина класса, особенно девочки, приняли историю Ваньки очень близко к сердцу. Им было жаль этого сироту, работающего у грубого и бессердечного сапожника Аляхина. Обсуждение рассказа продолжалась и на следующем уроке после перемены.
-Точно бы наших налоговых инспекторов напустила бы я на этого Аляхина,- громко в голос сказала Юля Дрёмова, после прихода Ольги Петровны в класс.
- Да не налоговых, - начала спорить с ней Дашка Грезова, - для него самый раз сгодятся коллекторы. Эти быстро глотку перегрызут любому должнику.
- А с чего ты решила, что Аляхин должник?
-Ну не должник, так алкоголик. Он же сапожник. А у нас дома дедушка про папу иногда говорит: « пьёт как сапожник».- вмешался в разговор Рафик Турищев.
-Папа всё может- сказал Ванька Жуков,- и откусил приличный кусок бутерброда,- Рафик, а твой дедушка случайно не в деревне живёт и письма ты ему на деревню не посылаешь, как Ванька?
- Жуков, ты что с ума сошёл? У моего деда планшет. Я ему СМСки посылаю. Я даже, когда с мамой за границей отдыхаю, с дедом только по СКАЙПУ беседую. Письма писать- это сложное дело.
-Я так и думал,- ответил Ваня, пережёвывая колбасу. Увидев из окна класса, во дворе школы уныло шагающую на работу учительницу математики старших классов с её длиной, как колбаса, таксой на поводке, он вдруг встрепенулся:
- Во, математичка ползёт со своим кобельком по кличке Вьюн. – громко, почти прокричал Жуков.
Ольга Петровна, тихо сидевшая за своим классным столом, вдруг подняла вверх руки и на весь класс громко произнесла:
- Вот что значит, дети, сила искусства. Я вам только на прошлом часе прочла рассказ Антона Павловича, а Жуков уже заговорил его словами. Да, там фигурирует собака по кличке Вьюн.
- Ольга Петровна,- возразил Ваня,- во-первых я точно знаю, что у ней кличка Вьюн. Просто она раньше вас прочла А.П. Чехова. А во-вторых, у математички не просто собака, а кобелек, также как у Чехова в рассказе.
- Откуда ты знаешь пол собаки, да ещё сверху, с третьего этажа- тихо спросила Юля Дрёмова, которую уже в третьем классе интересовали вопросы секса и полового созревания.
- Проще простого,- ответил Жуков бодро, я же вижу, как он задней ногой подпирает фонарный столб, чтобы тот не завалился на него, когда кобелёк справляет малую нужду.
-Ладно, дети, пол собаки не так актуален в рассказе Чехова, как поведение людей,- заметила Ольга Петровна, пытаясь изменить направление обсуждения,- вспомните о селёдке.
-Какой селёдке?- дожёвывая колбасу, спросил -Жуков.- У нас дома дядя Жора говорит, что селёдка самоё то для водочки. Лично для меня «лучшая рыба- это колбаса». Между прочим, цитата тоже от дяди Жоры.
- Твой дядя Жора, ну, просто Константин Макарыч, дед Ваньки Жукова- заметила Дашка Грезова.
- Да нет у нас деда. Нет его ни с маминой, ни с папиной стороны. «Хватает нам одного дяди Жоры»-как говорит папа, потому что дядя Жора- мамин близкий друг и её коллега по работе.
Вдруг неожиданно вмешалась Ольга Петровна:
- Мы что обсуждаем: рассказ Чехова А.П. или дядю Жору?
Класс замолчал. Ольга Петровна своим педагогическим нутром почувствовала, что, если она сейчас, в данный момент, не перехватит инициативу у через чур активных членов третьего «А» и не вернёт обсуждение в соответствующее литературное русло, обсуждение произведения обрастёт такими подробностями, после которых комментарии с летающими аистами, приносящими в клюве детей покажутся просто наивными, беззубыми рождественскими картинками. Её щёки даже порозовели, когда перед глазами всплыли фотографии, ходившие по СМАРТФОНАМ молодых педагогов, во время последнего посещения, ресторана «Семейный досуг» молодёжным крылом педсовета.
- Прошу внимания,- начала Ольга Петровна,- Антон Павлович написал рассказ в 1886 году и в этом же году опубликовал его в «Петербургской газете» (, № 354 от 25 декабря ) в разделе «Рождественские рассказы» за подписью А. Чехонте.
- Ольга Петровна,- дожёвывая бутерброд прокричал Ваня ,- видно Чехову стыдно стало за моего полного тёзку, потому он и подписал А.Чехонте. Это же надо отправить письмо без адреса. «На деревню дедушке». Совсем у него крыша поехала. Кто так в эпистолярном жанре письма отсылает?
Ольга Петровна посмотрела на отдельных представителей третьего «А» и на весь класс в целом, который был занят сегодняшними, насущными, ежедневными делами: кто полулежал на парте, делая вид, что внимательно слушает её, но присмотревшись было видно, что каждый был занят своим, сугубо личным делом. Судьба чеховского Ваньки их уже так остро не трогала их, как на предыдущем уроке.Эффект новости уже прошёл:чеховский Ванька был классу не интересен.
- Ребята, - вдруг срывающимся голосом начала Ольга Петровна свою речь,- прошло 132 года, как Антон Павлович написал свой рассказ. Для истории нашего государства это, можно сказать ничтожный отрезок времени, мгновение, но как изменилась Россия. Вот перед нами сидит сегодняшний Ванька Жуков и никто не заставляет его качать люльку с ребёнком, никто ему в лицо не тычет селёдкой, и никто не имеет права его пальцем тронуть, потому, что он живёт и учится в свободной стране и его защищает масса организаций, начиная от Конституционного суда и кончая опекунскими советами.
- А как насчёт армии и росгвардейцев на случай нападения внешних врагов? - уточнил Ванька Жуков.Вообще-то он готовил себя к дипломатической карьере.
- Эти в первых рядах.Они быстро наведут порядок, если им прикажут,- заметила Ольга Петровна.
- Ну тогда я спокоен. – сказал Ванька и достал из ранца бутылку газировки.
01.10.2018
Свидетельство о публикации №218111901637