От чего спасает Евангелие. Гнев Божий

(из конспекта проповеди)

Вступление (ко всему циклу и к первой проповеди)

Об этом цикле проповедей в целом. Почему важно проповедовать о Евангелии

Я планирую говорить в ближайшие недели цикл проповедей о Евангелии, основываться он будет в основном на послании Римлянам, но буду обращаться и к другим текстам.

В этом цикле я буду говорить не к необращенным, а к членам церкви, имея в виду даже более зрелых верующих со стажем. Я вижу проблему в том, что о Евангелии с кафедры мы говорим в основном (или даже только) во время призывных собраний. Т.е. по умолчанию подразумевается, что оно нужно для прихода в церковь, для принятия спасения.

Дальше с кафедры много говорится о духовном росте, о дисциплине христианской жизни, о служении и т.п. Но акцента на том, что уже будучи членами церкви с каким-либо опытом, мы продолжаем спасаться только по благодати благодаря жертве Христе, обычно не делается. И на фоне проповедей о том, как свято мы должны жить, служить Богу и угождать Ему, может показаться, что от этого зависит наше спасение.

Я не хочу этими проповедями принизить значимость и роль нашей активности, но даже говоря об этом, хочу подчеркнуть значение благодати – без Божьей помощи мы не способны ни на что доброе.


Примерный план цикла проповедей о Евангелии

Первая проповедь: от чего спасает Евангелие и перед какой опасностью мы окажемся, если не примем Евангелие (необращенные), или примем, а затем оставим, либо примем, но поймем его неправильно, искаженно. Гнев Божий (1:18) как Божья реакция на грех – в вечности и уже сейчас (1:24,26,28 – это нынешние проявления гнева Божьего, т.е. «благословения наоборот»). Наша тотальная испорченность и греховность, нужда в спасении и в Иисусе Христе каждого человека, в том числе ДВР. Грех: все люди являются грешниками и нуждаются в спасении (1:18-3:20). Тот, кто отвергает Евангелие или понимает его неправильно, встретится с этими вещами, от которых оно спасает.

Вторая проповедь: кого спасает Евангелие. Грешников. Сознающих свою испорченность. Тоже по первой части послания Римлянам.

Третья проповедь: как спасает Евангелие. Оправдание: Бог решает проблему вины за грех, давая прощение верующим в Иисуса Христа (3:21-5:21). Новое положение (оправдание, прощение, во Христе)

Четвертая проповедь: для чего спасает Евангелие (и продолжение ответа на вопрос «как»). Освящение: Бог делает оправданных праведными и способными не грешить, но ходить в обновленной жизни (6:1-8:39). Новая жизнь (практическая праведность)

Пятая проповедь: жизнь по Евангелию в семье, общине, обществе, государстве. Практическая часть послания Римлянам, главы 12-16. О воспитании и отношениях в семье, основанных на Евангелии (жить дома по благодати и любви, по принципам, по которым к нам относится Бог, готовность к жертве, прощению, еще: использовать несовершенства детей и супруга для проявления любви Божьей или разговора о принципах спасения). Может быть, по этому разделу будут дополнительные проповеди о жизни в обществе на основании принципов Евангелия.

Еще, скорее всего, будут отдельные проповеди о том, как Христос принес Евангелие и осуществил спасение, о конкурентах и противниках Евангелия (законничество и вседозволенность, особенно хочу остановиться на законничестве, собственно, ради этого пункта издалека и замыслил этот цикл, тем более, в послании Римлянам о спасении своими усилиями сказано достаточно), как проповедовать Евангелие себе, Евангелие в Ветхом Завете, может быть, что-то еще.


Организационное

Если у вас будут вопросы или вы пожелаете высказать какую-то свою мысль или попросить, чтобы в следующей проповеди я постарался что-то уточнить или раскрыть получше, я предлагаю такой вариант: напишите записку и передайте ее сюда на кафедру либо напишите мне среди недели.


Анафема искажающим или забывающим Евангелие

Ко всему этому циклу проповедей я хочу сделать такое вступление. В Новом Завете дважды провозглашается анафема. Второй раз – искажающим Евангелие благодати (Гал.1:6-9, причем дважды в одном тексте):

«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Уже в первые десятилетия после того, как Сам Иисус Христос проповедовал Евангелие, появились первые искажения Благой Вести. Эти искажения тогда были связаны с акцентом на то, что человеку надо сделать для своего спасения, с упором на дела закона, с возвращением в недра иудаизма, к учению фарисеев, с которыми вел диспуты Христос.

У нас есть яркий и наглядный пример срабатывания анафемы. Евреи периода ВЗ и начала новозаветной эпохи неправильно проповедовали Слово Божье или не проповедовали его вообще, поэтому и сами были отлучены. «Как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали?» (Рим.10:14). Почему язычники не слышали, почему они не поверили?

Потому что Израиль не выполнил своей задачи проповеди окружающим народам. В Ис.52:15 написано, что царям «не было говорено». Это обвинение в адрес Израиля, они не исполнили своей миссии, не понесли Слово Божье всем народам. «Кто поверил слышанному от нас?» (Ис.53:1). А кому вы сказали?

Если неправильно понимать порядок и принципы спасения, если неправильно учить этому других – ты ставишь себя под анафему, отлучаешь себя от Христа. Оставаясь при этом проповедником и/или многоопытным членом церкви. Израиль уже прошел этим путем. Об этом предупреждает Павел в послании Галатам (как раз написанном по поводу опасности уклонения в законничество).

Считается, что темы о Евангелии важны для необращенных и приближающихся, мол об этом надо говорить на евангелизационных богослужениях. Павел проповедовал и напоминал Евангелие членам церкви (в посланиях Римлянам, Коринфянам, да по сути в каждом своем письме). Мы входим в общение с Богом по благодати и остаемся в общении с Ним на условиях благодати. Нет другого пути к Отцу, кроме Иисуса Христа (Ин.14:6; Дн.4:11-12).


О послании Римлянам в целом

Я планирую в этих проповедях опираться в целом на послание Римлянам. Однако это не будет текстовые или экспозиционные проповеди. Мои проповеди будут тематическими, но я постараюсь следовать логике, которая прослеживается в послании Римлянам. Почему я опираюсь именно на это послание?

Павел пишет, что планирует идти благовествовать в Испанию (Рим.15:23-24), его путь в таком случае будет пролегать через Рим. Он готовит почву, рассказывая римлянам свое понимание пути спасения, сути Евангелия и благовествования Христова, чтобы римская церковь (если ее члены будут согласны с ним и его взглядами) могла стать для Павла опорной точкой в будущем миссионерском путешествии.

Поэтому разбирая послания Римлянам, можно узнать понимание Павлом сути Евангелия.


О сегодняшней проповеди. Почему важно говорить о гневе Божьем

И последняя часть моего вступления, это будет уже предисловием к моей сегодняшней теме. Чтобы лучше увидеть ценность Евангелия, надо понять, от чего оно нас спасает.

Евангелие – это Благая Весть или хорошая новость. Хорошая новость о чем? О спасении. О спасении от чего? Обратимся к посланию Римлянам. Сразу после стихов о Евангелии, о благовествовании Христовом (Рим.1:15-17) Павел пишет, от чего именно оно нас спасает, какую нашу проблему оно решает:

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). Павел пишет о гневе Божьем. Вот почему тема моей первой проповеди – гнев Божий. Эта тема проходит в послании и дальше:

• Каждый греховный поступок необращенного человека не проходит бесследно, но наполняет чашу гнева Божьего: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5).
• Спасение, принесенное Господом, заключается в избавлении от этого гнева, Иисус спасает от гнева Божьего: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим.5:9).

Первая часть послания Римлянам показывает, что все человечество (как иудеи, так и язычники) проклято и заслуженно находится под Божьим гневом за свои грехи (1:18-3:20). А дальше Павел объясняет, как жертва Христа решает этот вопрос и как нам принять это Божье решение.

Поэтому дальше я буду проповедовать о гневе Божьем. И мое переживание – не стать прямо сейчас похожим на проповедника из книги про Поллианну, который проповедовал про гнев Божий и это выглядело так, словно он запугивал слушателей. С другой стороны, мое дело – сообщить о библейской истине, составной части Евангелия, и не рассказав о том, от чего Евангелие нас спасает, это сделать невозможно – рассказ будет неполным и ущербным.


Иисус – проповедник гнева Божьего

Гнев – это реакция Божьей святости на грех. Где нет греха, нет и гнева. Когда Бог противостоит восставшим против Него людям, Он делает это не равнодушно или бесстрастно, но с гневом. Иначе Он перестанет быть Богом ревнителем. Если Бог вообще на самом деле не гневается, то непонятно, зачем нужно умилостивление.

В ВЗ о гневе Божьем говорится примерно 580 раз. Т.е. если мы просто прочитаем подряд все стихи, где сказано о гневе или ярости Божьей, нам понадобится почти пять часов.

В НЗ о гневе Божьем говорится меньше. Но важно обратить внимание вот на что: Иисус говорит об аде и геене огненной больше всех других проповедников и пророков в Библии.

Есть знаменитая проповедь Джонатана Эдвардса «Грешники в руках разгневанного Бога». Это очень образная и яркая проповедь, в ней много сравнений и пугающих картин. Например, Эдвардс сравнивает грешника с отвратительным пауком, которого кто-то держит над огнем, и все, что удерживает этого паука от уничтожения, это доброта и милосердие того, кто его держит.

В некоторых университетах США эта проповедь даже включена в программу курса американской литературы. Эту проповедь прочитали многие американские студенты, и почти все они сочли ее варварской. По их мнению, в этой проповеди происходит запугивание и манипулирование сознанием.

Но нельзя сказать, что ад был основной темой проповедей Эдвардса, он проповедовал и писал на самые разные библейские тексты. В этой проповеди Эдвардс подражает Иисусу, Который тоже проповедовал на самые разные темы, но иногда предупреждал и об опасности попасть в ад. Эдвардс говорил об аде не подробнее и не более пугающе, чем Иисус.


Три неправильных понимания гнева Божьего

Так уж пошла моя подготовка к этой проповеди, что я захотел сказать не только о том, как правильно понимать истину о гневе Божьем, но и о возможных отклонениях от правильного понимания. Или о возможных затруднениях. Сначала скажу о том затруднении, которое всерьез встало передо мной, когда я рассуждал над этой темой.

А. «Бог ненавидит грех, но любит грешника». Как согласуются любовь Божья и гнев Божий?

На этой неделе я много думал над вопросом, как согласовать библейские тексты о том, что Бог возлюбил мир и любит всех людей в нем, с текстами о том, что Бог гневается на грешников.

• Как вы понимаете: прямо сейчас Бог любит грешников?
• А Он гневается на них прямо сейчас?

У меня на оба вопроса ответ утвердительный, но как согласовать одно с другим?

«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). Жизнь вечную – получаем уже теперь. И гнев Божий на грешнике пребывает – уже теперь. Как это страшно: осознать, что Бог на тебя гневается прямо сейчас. Мы привыкли говорить необращенным, что Бог их любит. Но ситуация здесь непростая.

В книге Дональда Карсона «Любовь в трудных ситуациях. Трудное учение о любви Бога» я нашел ответ на этот вопрос. Карсон пишет, что мы христиане часто повторяем такой распространенный штамп: «Бог ненавидит грех, но любит грешника». Карсон пишет, что в этих словах есть доля правды: действительно, Бог испытывает к греху только ненависть, но нельзя сказать, что к грешнику Он испытывает только это чувство.

Если посмотреть библейские тексты, то можно заметить, что это привычное нам выражение (Бог ненавидит грех, но любит грешника) как минимум неточно, и лучше его не использовать. Только в первых пятидесяти псалмах четырнадцать раз повторяется мысль о том, что Бог ненавидит грешника, гневается на лжеца и т.д. Согласно Писанию, Божий гнев пребывает как на грехе (Рим.1:18), так и на грешнике (Ин.3:36):

• Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1:18)
• Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36)

Нам трудно совместить эти два стиха по той причине, что из своего опыта мы знаем, что любовь и гнев не могут присутствовать в человеке одновременно. Либо любовь вытесняет гнев, либо гнев – любовь.

Ближе всего к состоянию, в котором мы проявляем и гнев, и любовь, мы находимся тогда, когда реагируем на непослушание своего собственного ребенка. Но и тогда гнев родителей почти или практически всегда несовершенен, я скажу об этом чуть позже. И в любом случае, мы не считаем гневающегося человека любящим.

Но у Бога все не так. Божий гнев – это не безудержная, слепая ярость. Это очень эмоциональная, но при этом совершенно разумная и волевая реакция Бога на преступления против Его святости. Его любовь порождена Его совершенствами, а не привлекательностью того, кого Он любит. Поэтому Божий гнев и любовь могут быть одновременно направлены на одного человека или группу людей, и в этом нет логического противоречия.

• Бог по причине Своего совершенства должен гневаться на грешников, п.ч. они совершают преступление против Него.
• И по причине Своего совершенства Он должен любить людей, Свои творения, п.ч. такова Его природа.


Б. «В Ветхом Завете Бог больше гневался на людей, а в Новом Завете Он стал больше любить нас»

Я хочу затронуть еще два заблуждения или неточных понимания природы Божьего гнева.

Во-первых, верующие иногда думают, что в ВЗ Божий гнев проявляется гораздо более ярко, чем Божья любовь, а в НЗ, хотя там и есть стихи о Божьем гневе, но Бог как-то смягчается и проявляет больше доброты, чем в предыдущую более мрачную эпоху. Мол ВЗ – это больше про гнев Божий, а НЗ – больше про любовь Божью. И даже так: в период ВЗ Бог больше гневался, а теперь Он проявляет к нам больше любви. Теперь Божья любовь изливается более обильно, чем Его гнев. Все-таки Иисус учил любить врагов и подставлять вторую щеку.

На самом деле, Бог не изменяется. Божий гнев не изменился. Божья любовь не изменилась. Может быть, описанное мной выше понимание распространилось по той причине, что в ВЗ Божий гнев проявлялся прежде всего в земных, временных и поэтому более заметных для земного наблюдателя формах: голод, эпидемия, осада, война, убийство. Наше внимание обычно сосредоточено на том, что происходит здесь и сейчас, и поэтому эти образы оказывают на нас большее воздействие, чем учение НЗ об излиянии Божьего гнева в вечности.

Но на самом деле в НЗ об аде чаще других говорит именно Иисус, Который учил, что надо подставлять вторую щеку. Т.е. гнев Божий не стал более мягким и его не стало меньше. А Божья любовь не возросла и ее не стало больше. Природа Бога не изменяется. Этот гнев в полной мере принял на Себя Иисус Христос. Гнев Божий не изменился, как не изменилась и Божья любовь. (Мы даже увидим чуть позже, что в конце времени Божий гнев изольется на грешников в такой мере, в какой не изливался на людей никогда).

Обе эти темы – о Божьем гневе и о Божьей любви – раскрываются в Библии все подробнее и все конкретнее, и нам трудно понять, как они согласуются друг с другом, пока мы не доходим до Евангелий. Смерть Иисуса Христа на кресте – это наивысшее откровение о Божьем гневе. И это же есть наивысшее откровение о Божьей любви.

Единственный выход, единственный способ непротиворечивого выражения одновременно гнева Божьего и любви Божьей – крест, на котором Иисус умер за нас, вместо нас. Это средоточие Евангелия.

• Хотите увидеть Божью любовь? Посмотрите на крест.
• Хотите увидеть Божий гнев? Посмотрите на крест.


В. «Бог Отец гневается на нас, а Бог Сын умилостивляет Его. Отцу присущ гнев, Сыну – любовь»

Еще одно неточное понимание природы Божьего гнева, о котором я хочу сказать, касается того, Кто именно в Троице гневается. Я заметил, что мы тяготеем к такой картине: Бог Отец разгневан на наши грехи, и чтобы умилостивить Его, чтобы принести нам спасение, за нас жертвует Собой любящий Бог Сын.

Я опять хочу сказать, что здесь есть и немалая доля истины. Да, в послании Евреям Христос показан как Первосвященник, Который ходатайствует перед Отцом за нас. В 1Ин.2:2 сказано об этом же – о ходатае Христе, который заступается перед Отцом за нас.

Но есть опасность: можно получить ограниченное представление о Боге Отце, Который только гневается, пока за нас не заступится Христос, и о Боге Сыне, Который только любит погибшее человечество, не испытывая совершенно гнева относительно наших грехов.

Нельзя забывать при этом,

• во-первых, текстов о том, что это Бог Отец послал в мир Сына спасти нас, и Бог Отец сделал это по любви к нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16), т.е. нельзя сказать, что Бог не желает спасать мир, а Сын склоняет Его на Свою сторону: Бог Отец Сам посылает Сына в мир по любви к этому миру, поэтому тексты о первосвященническом служении Христа говорят не о независимых действиях Сына, о Которых Отец не знал или которые Он одобряет нехотя, пораженный жертвой, которую Сын принес по Своей инициативе. Нет, в этом замысле Отец и Сын действуют вместе;
• и во-вторых, нельзя забывать текстов о том, что Бог Сын тоже гневается на грешников: в конце От.6 говорится о людях, которые хотят укрыться «от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (От.6:16).

Бог Отец и Бог Сын одной божественной природы, поэтому праведный гнев и безграничная любовь одинаково присущи Им Обоим.

Подытожу эти несколько цепочек рассуждений так. Если мы представляем себе Бога отдельно от идеи пламенного праведного гнева, уделяя больше внимания теме Божьей любви, у нас складывается ограниченное и неполное представление о Боге. И наше богословие сразу становится искаженным, в нем смещаются акценты, а какие-то истины отходят на задний план или выходят из поля нашего зрения.

Если мы будем помнить истину о гневе Божьем, в наших глазах вырастет значение двух важных вещей: 1) серьезность греха и 2) ценность жертвы Христа.

Дальше я хотел бы говорить о величине Божьего гнева. Почему он настолько большой? Потому что настолько велика серьезность наших грехов. Настолько сильно на глубинном, сущностном уровне Бог несовместим с грехом.


Природа Божьего гнева

О гневе Божьем в Писании сказано много. Здесь я коснусь только двух особенностей Божьего гнева, но они очень важны.

А. Бог гневается совершенно справедливо

Бог гневается справедливо: «не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев?» (Рим.3:5-6).

У всех нас бывают ситуации, когда мы раздражаемся. Иногда это бывают настолько сильные вспышки, о которых можно сказать: это уже гнев. И наверное, об очень редких таких вспышках или вообще ни об одной из них мы можем сказать, что это была вспышка совершенно праведного гнева.

Обычно после того, как мы бываем в гневе, к нам приходит сожаление и стыд о том, что мы вышли из себя и что-то сделали не так.

Это касается и тех ситуаций, о которых я говорил выше, когда родители недовольны непослушанием своих детей: казалось бы, родители любят своих детей и они отвечают за их воспитание, т.е. это именно они должны как-то отреагировать на их неправильное поведение, и естественно при этой реакции выразить недовольство непослушанием, но даже в этих ситуациях к нашим чувствам примешиваются раздражение и греховная злость.

Представьте себе ситуацию. Вы находитесь в гостях. Или на брачном пиру. Ваш ребенок радуется, веселится и начинает понемногу шалить. А потом он делает что-то совсем некрасивое – кричит, роняет лавки, но он не замечает, что делает что-то не так, он продолжает носиться с криками. Окружающие оборачиваются сначала на него, а потом смотрят на вас, ожидая вашей реакции.

Вы подскакиваете к ребенку, хватаете его за руку, больно сжимаете эту руку и шипите ему на ухо, что сейчас за углом он получит. Вы отходите с ребенком за угол и приходите в себя. В вашем сознании стоит вопрос: что именно так сильно опечалило вас только что – неправильное (хотя если задуматься, то совершенно естественное) поведение вашего ребенка или то, что он выставил вас перед окружающими в нежеланном вам свете?

Не знаю, узнаете ли вы себя в этом моем рассказе. На самом деле, я рассказал вам про себя. У меня такое случалось не раз и не два – когда я сердился на своих детей, а потом соображал, что мотивы моего гнева – неправедные, несправедливые, на самом деле, я переживаю не об их неправильном поведении, а о своей репутации.

Бог гневается не так. Бог гневается совершенно справедливо. В основе Его гнева – глубокое, глубинное несогласие с грехом. В Его гневе нет таких мотивов, как желание хорошо выглядеть в глазах наблюдателей.


Б. Бог способен сдерживать Свой гнев

Бог не только гневается по праведным причинам, но Он гневается праведным образом.

• «Он, милосердный, прощал им вину, не хотел Он их истребить, много раз удерживал гнев, Своей ярости не давал разгореться» (Пс.77:38, РБО). «Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей» (Пс.77:38, Синодальный перевод).
• «Ради имени Моего Я умерю пока Свой гнев, ради славы Моей воздержусь, не уничтожу тебя» (Ис.48:9, РБО).

До сих пор Бог главным образом умерял, удерживал Свой гнев. Удерживал – значит не проявлял его вовсе. Умерял – значит проявлял, но не во всей степени, не в полной мере.

• Бог способен терпеливо ожидать: может быть, грешник воспользуется Его милостью и обратится к Нему, исправится.
• Бог способен выразить Свой гнев в точно отмеренном объеме. Ведь если Он сразу изольет на нас весь Свой гнев, нас просто сметет с земли в один миг.

Другими словами, Бог управляет Своим гневом: «не до конца гневается, и не вовек негодует» (Пс.102:9).

Мы обычно не способны к этому. Если мы раздражаемся, то наше недовольство быстро нарастает, не останавливаясь на приемлемой отметке, и выплескивается наружу, больно задевая ближних и принося им лишние страдания.

Нам тяжело даются обе эти вещи: и удерживать гнев, и умерять его нам сложно. Но программа преображения в образ Христов включает в себя и эти пункты, недаром Павел пишет про чувствования Христовы, которые могут и должны в нас проявляться.


Величина Божьего гнева

А. Иллюстрация: Большой каньон и воды потопа

Я расскажу одну иллюстрацию, чтобы нам стала немного более понятна величина Божьего гнева.

В глубине Большого каньона есть особое место. Стоя на этом месте, вы увидите два километра горизонтальных слоев камня, поднимающихся вверх. Все эти камни и слои были нанесены туда водой. Примерно половина этих слоев была нанесена во время потопа.

В самом низу всех этих слоев есть прослойка, о которой ученые говорят, что между ней и верхним слоем – полтора миллиарда лет. Ее называют «скала творения». Выше – все, что связано с потопом.

Потоп был судом, обрушившимся на мир. Бог уничтожил почти все живое, кроме тех людей и животных, кто остался в ковчеге. Когда стоишь внизу и видишь над собой эти многие сотни метров, то поражаешься гигантскому объему Божьего суда. Это было мощное разрушение. Оно погребло сотворенную землю под километрами наслоений. Подумайте о весе всех этих камней и горных пород.

Такие же слои можно увидеть в Непале, в Германии, в Израиле, в Южной Африке, в Китае, в Австралии. Эти слои встречаются во всем мире. Когда стоишь в Большом каньоне, видишь только маленькую часть всего этого. Вес всего этого непостижим, если иметь в виду именно все подобные слои по всему миру, оставленные потопом. Две мили вертикальных скал по всей земле.

Весь этот вес был произведен Божьим судом. Божий суд, который обратился на поколение, которое жило во времена Ноя. Подумайте, насколько более великим и могущественным будет суд Божий, который обрушится на нынешнее поколение.

А теперь только попробуйте представить вес всех грехов всех людей, когда-либо живших на земле... Этот вес был возложен на нашего Спасителя Иисуса Христа. Представьте себе, как весь этот вес сокрушил бы вас, если бы вы оказались в слое под двумя километрами горных пород в Большом каньоне. И это было бы очень маленьким весом по сравнению с тем, что понес на Себе Иисус Христос.

Смерть Иисуса Христа связана с гневом Божьим. Такое большое наказание говорит о величине гнева Божьего.


Б. Иллюстрация: цельное вино и неразбавленный гнев Божий

Я привел недавно два текста (из псалма и из книги пророка Исайи) о том, что Бог способен удержать и умерить Свой гнев.

В Библии есть образный и очень яркий текст на эту тему. В От.14:9-11 написано, что грешники будут пить вино ярости Божьей, вино цельное, приготовленное в чаше гнева его. Что означает выражение «вино цельное»?

Чтобы понять это, надо знать кое-что о винодельческой практике древнего мира. Когда в древности делали вино, в нем обычно содержалось около 15% спирта. Иногда больше, иногда меньше, ведь это был не продукт дистилляции, где можно точно контролировать процент содержания алкоголя. Вино бродит, поэтому количество образующегося в нем спирта зависит от содержания сахара, температуры, сорта винограда и т.д., но в среднем в вине обычно было 15% спирта.

В древности также было принято разбавлять вино водой, причем доля воды могла колебаться. Иногда вино разбавляли в соотношении 1:10 (одна часть вина к десяти частям воды), а иногда в соотношении 1:3. Почти все столовые вина, потребляемые в древности, были разбавленными.

Теперь нам понятнее, о чем говорит Иоанн, когда использует выражение «цельное вино». Это значит, что раньше Господь «разбавлял» свою ярость и гнев. А теперь Он будет изливать Свой гнев в полную меру. Все проявления Божьего гнева, которые были в истории до этого – потоп, вавилонское пленение, египетские казни, болезни, войны, Холокост – все эти страшные наказания были разбавленным вином Божьего гнева. Придет момент, когда Бог изольет Свой гнев в полную силу.

Страшно подумать: потоп – это всего лишь разведенное вино ярости Божьей… Холокост при всех его ужасах – разбавленный гнев Божий… Как будет ужасен цельный, не удерживаемый и не умеряемый гнев Божий!

Как много заплатил Иисус за тех, кто избежит ада! Глубина страданий и мучений Христа, о которых у нас нет даже отдаленного представления, – это глубина страданий и мучений, заслуженных нами. Понимая это, с какой благодарностью мы будем смотреть на крест и вспоминать о страданиях Христа…


Заключение. Два призыва

А. Призыв к обращенным

Это один из выводов или практических призывов моей проповеди. Когда мы будем молиться, давайте будем благодарить Иисуса за принятый Им на Себя гнев Божий. Мы по природе чада или дети гнева, как пишет апостол Павел. Это наш удел, и от этого нас спас Иисус. Мы продолжаем быть спасенными от гнева Божьего по Божьей благодати, благодаря Евангелию.

Мы всегда будем обычными нищими, которые рассказывают другим нищим, где найти хлеб. Мы навсегда остаемся осужденными, которые получили прощение и теперь желают, чтобы его нашли и другие.

Если мы останемся без Христа, то между нами и гневом Божьим не будет Защитника, взявшего этот гнев на Себя. Если не останется цены за наши грехи, если мы начнем уповать на другое средство спасения, помимо крови Иисуса Христа, то мы окажемся лицом к лицу перед разгневанным Богом.


Б. Призыв к необращенным

Другой призыв обращен к тем, кто не встал явно, открыто и сознательно на сторону Иисуса Христа. Перед вами стоит выбор: всю жизнь бояться мнения людей, которые неспособны причинить вам большого вреда, либо подчиниться и в благоговении трепетать перед Тем, Кто совершенно справедливо может погубить в геене и тело, и душу.

При переходе в вечность состояние людей придет в окончательную форму. Так можно истолковать знаменитый текст в От.22:11: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». Кто-то перейдет на новое небо и новую землю – и его состояние уже не изменится. Праведный будет творить правду еще. Он останется теперь уже навсегда таким, какой он есть на момент перехода – праведным. А кто-то перейдет в ад, попадет в геену огненную – и там навсегда останется таким, какой он уже есть – нечистым. Он тоже обретет окончательную форму.

Изменить свое состояние можно сегодня, но не в вечности. Ад наполнен людьми, которые не хотят там находиться, но они не способны полюбить Бога, они будут ненавидеть Его всю вечностью. Непрекращающийся грех стал их второй или уже первой натурой, если бы их внезапно переместили на небеса, они бы возненавидели небеса с их сосредоточенностью на Боге и прославлении Его.

Вот почему Библия призывает нам «бежать от будущего гнева» (Мф.3:7). Сейчас это можно сделать. Придет момент, когда от Бога Судьи будут бежать все, но не найдется им места, где скрыться от Него.


18.11.2018


Рецензии