О мажорах былых времен - Степан Микоян

     Из цикла «Отцы и дети».

     *  *  *

     «Мажор» - современный сленг, употребляемый для названия молодых людей из среды «золотой молодежи» (от фр. jeunesse doree), чью жизнь и будущее устраивают и определяют их влиятельные родители.

     Во время Великой Отечественной войны многие сыновья высокопоставленных советских государственных и военных деятелей, войсковых командиров стали в единый солдатский строй, чем заслужили уважение современников и потомков. Они так же, как и дети рабочих, крестьян и интеллигенции воевали, получали ранения и погибали.

     Это всенародное единение и стало одной из главных, определяющих причин победы над врагом.

                *  *  *

     «Сын за отца не отвечает!» - эти крылатые слова руководителя Советского государства И.В. Сталина (в период с 1924 по 1953 гг.), во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Верховного Главнокомандующего, были известны в Советском Союзе почти каждому.

     Однако, каждый из сыновей известных в стране людей, ушедший на фронт защищать Родину от немецко-нацистского нашествия, прекрасно понимал, что проявление им трусости, или малодушия, может нанести непоправимый урон авторитету семьи, авторитету отца, или доброй памяти о нем. А для некоторых их них принадлежность к особенному социальному сословию стала злым, фатальным роком в судьбе.

     О том, как воевали «мажоры» 1940-х годов, осталось достаточно много свидетельств. Об этом рассказывают подлинные документы военного времени – наградные листы, боевые характеристики, воспоминания современников, навсегда запечатлевшие личный вклад каждого из этих воинов в общее дело победы над врагом.      

     Это достаточно объективные страницы жизни молодых людей, которые, несмотря на свое «особое» происхождение, одели шинели и ушли воевать, в полной мере разделив судьбу сверстников своего поколения…
 
                *  *  *

     Гвардии капитан МИКОЯН Степан Анастасович, 1922 г.р., 12-й гвардейский истребительный авиационный полк (318-я истребительная авиационная дивизия ПВО, 1-я воздушная армия ПВО, Центральный фронт ПВО), командир звена, армянин. Место рождения: г. Тбилиси, Грузия. В 1940 г. добровольно вступил в ВВС РККА*.

*Звание и должность указаны по состоянию на май 1945 г.

                *  *  *

     Старший сын Анастаса Ивановича Микояна – революционера, партийного и государственного деятеля, члена Политбюро ЦК ВКП(б) с 1935 г., заместителя председателя Совнаркома с 1937 г., наркома внешней торговли в 1938 -1949 гг., – Степан Анастасович Микоян родился 12 июля 1922 г. в столице Грузии г. Тифлисе (с 1936 года – Тбилиси).

     До 1926 г. семья Микоян жила в Ростове-на-Дону, затем, в связи с назначением Анастаса Микояна на ответственную государственную должность, переехала в Москву.

     С сентября 1937 г., после окончании 7-го класса, Стенан Микоян продолжил обучение во 2-й Московской артиллерийской спецшколе, где получил первые навыки боевой подготовки.

     В 1940 г., после получения среднего образования, вместе со своим другом Тимуром Фрунзе (см. статью «О мажорах былых времен – Тимур Фрунзе»), поступил в Качинскую военную авиационную школу им. А.Ф. Мясникова, которую окончил в августе 1941 г. Присвоено воинское звание «лейтенант».

     После переобучения в 8-м запасном ИАП был допущен к полетам на истребителе ЯК-1, и продолжил службу в качестве летчика-истребителя 11-го ИАП Московской зоны ПВО. Присвоено воинское звание «старший лейтенант».

     16 января 1942 года в районе Истры, в 13-м боевом вылете, самолет лейтенанта Микояна был атакован, и по ошибке сбит советским истребителем ЯК-1* (*Летчик-истребитель Герой Советского Союза Михаил Родионов, сбивший Степана Микояна, погиб 3 июня 1942 г. при попытке посадить поврежденный самолет, после совершенного двойного воздушного тарана немецкого бомбардировщика).

     Степан Микоян сумел посадить горящий самолет, но получил сильные ожоги рук и лица, которые надолго вывели его из строя.

     После выписки из госпиталя, с сентября 1942 по январь 1943 г. служил на Сталинградском фронте, в должности летчика-инспектора боевой подготовки Инспекции ВВС РККА. Участвовал в боевых вылетах, и принимал участие в воздушных боях в составе 434-го ИАП (в это же время в полку служил, и 18 сентября 1942 г. не вернулся с боевого задания, его младший брат Владимир МИКОЯН). Присвоено воинское звание «капитан».

     В феврале 1943 года в составе 32-го гвардейского ИАП (434-й ИАП стал гвардейским и сменил нумерацию на 32-й гв. ИАП!) был направлен на Северо-Западный фронт, откуда был переведен в 12-й гвардейский ИАП Московской зоны ПВО, на должность командира звена.

     В Великую Отечественную войну гвардии капитан Степан Микоян совершил более 50 боевых вылетов на самолетах Як-1, Як-7Б и Як-9, провел (согласно данным наградных листов) 5 воздушных боев с самолетами противника. На боевом счету летчика-истребителя Степана Микояна числится, в общей сложности, 7 групповых побед.

     После войны окончил ВВИА имени Жуковского и перешел на летно-испытательную работу в НИИ ВВС имени В.П. Чкалова.

     Испытывал 102 типа и модификации летательных аппаратов, включая МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24.

     С 1978 года – заместитель генерального директора по летным испытаниям НПО «Молния». Участвовал в создании и испытании космического корабля многоразового пользования «Буран», руководил работами по орбитальной летающей модели «Бор-4».

     С 1992 года – в отставке.

     Генерал-лейтенант авиации (1980), заслуженный летчик-испытатель СССР (1963), кандидат технических наук (1980).

     За освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза (1975).

     Награжден орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны I степени, четырьмя орденами Красной Звезды, медалями.

     Жил в Москве. Умер 24 марта 2017 г., в возрасте 94 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
 
               *  *  *

Из представления к ордену Красного Знамени:

     «…Капитан МИКОЯН, находясь на фронте Отечественной войны с декабря 1941 г. по январь 1942 г., и с сентября 1942 г., произвел на самолете ЯК-1 четырнадцать боевых вылетов, общей продолжительностью 13 боевых часов, из них: на прикрытие своих войск – 12, прикрытие ж.д. станции – 1, прикрытие аэродрома – 1 боевой вылет.

     Участвуя в 3-х воздушных боях, имеет сбитыми в группе 6 самолетов противника, из них: 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

     Отличительная черта тов. Микоян – беспримерное мужество, хладнокровие, готовность прийти на выручку к товарищу, и непримиримая ненависть к врагу.

     На Сталинградском фронте участвовал в двух длительных воздушных боях. Капитан Микоян всегда был там, где требовалось не допустить воздушного противника к объекту, или выручить товарища из тяжелого положения.

     За проявленную отвагу, бесстрашие в боях с фашизмом и личную храбрость капитан Микоян достоин награждения орденом Красного Знамени*.

     Начальник Инспекции ВВС РККА полковник В.СТАЛИН. 11 ноября 1942 г.».

*Указом Президиума ВС Союза ССР от 23.11.1942 г. награжден орденом Красного Знамени.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682524, д. 580, л. 204.

                *  *  *

Из представления к ордену Красной Звезды:

     «…Летает на всех высотах до потолка самолета, и в сложных метеоусловиях. Имеет 46 успешно выполненных боевых вылетов, провел 2 воздушных боя, сбил в паре один самолет противника.

     Участвовал в героической обороне Сталинграда, за что награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».

     Вдумчивый, инициативный офицер, проявляет много старания в обучении и воспитании своих подчиненных. Лично дисциплинирован, требователен, пользуется авторитетом среди подчиненных товарищей. Готов выполнить любое задание.

     За период боевой работы участвовал в сопровождении особо важных транспортных самолетов – Маршала Советского Союза ЖУКОВА, Главного Маршала авиации НОВИКОВА, Маршала артиллерии ВОРОНОВА, Генералов армии МЕРЕЦКОВА и ПОПОВА.

     Всего произвел 7 самолетовылетов на сопровождение особо важных самолетов и литерных поездов. 1 августа 1943 г. за отличное сопровождение получил благодарность от Генерала армии ПОПОВА.

     За отличное выполнение боевых заданий командования по сопровождению особо важных самолетов и литерных поездов достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды*.

     Командир 12-го гвардейского ИАП гвардии подполковник МАРЕНКОВ. 8-го августа 1944 г.».

*Приказом ВС 1 ВА ПВО №: 13/н от 22.08.1944 г. награжден орденом Красной Звезды.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 5311, л. 135.

                *  *  *

     Фото 1 (слева): 1940 г. Курсанты Качинской военной авиационной школы им. А.Ф. Мясникова (слева направо): Тимур Фрунзе, Степан Микоян, Владимир Ярославский. Фото 2 (справа): 1944 г. Гвардии капитан МИКОЯН С.А.

     Примечание: фото найдены в интернете. Установление их подлинного авторства не представляется возможным. Идентификация и художественная обработка снимков произведены автором статьи.


2018 - 2020 гг.

     Для ознакомления с другими рассказами из цикла «О мажорах былых времен» необходимо перейти в оглавление по ссылке: http://proza.ru/avtor/ignatenko1949&s=300


Рецензии
автор пишет о других "мажорах". Нынешние умеют только бить купленные паиньками тачки и бузить перед журналистами... небо и земля с теми

Леонид Брайко   22.09.2021 12:28     Заявить о нарушении