Озеро тёти Любы

       Время приближалось к полуночи. Тёте  Любе не спалось. Она мысленно возвращалась к заботам уходящего дня:
- Хорошо, что воду привезли. Вот ведь как получается: живем у озера, а питьевая вода привозная. Колодец сегодня посмотрела, осыпался совсем,  да вода в нём всё равно болотом пахла. Вот и дворов-то в нашей деревне осталось - по пальцам можно сосчитать. Молодёжь в соседний посёлок поуезжала  или в город.

       В доме было тихо, у печки спал кот Васька. В окно проникал свет от уличного фонаря. Он освещал небольшую уютную комнату с незатейливой  мебелью.   На завтра тетя Люба ожидала  дочь Татьяну с зятем Сергеем и внуком Дениской, которые жили недалеко в посёлке Залесском. Договорились помидоры  в грунт высаживать. Поворочавшись с боку на бок, хозяйка дома всё же уснула.

       На рассвете её разбудил сильный шум. Он слышался со стороны Шиферного и Цементного заводов, которые располагались на противоположном берегу.
- Опять воду сливают! Не дают по ночам выспаться!– вздохнула  тётя Люба и снова задремала. Проснулась она около восьми утра:
- Ой, что-то я заспалась. Дел непочатый край, а я сплю.

       Хозяйка торопливо заправила кровать, в честь гостей застелила её подзорником  и покрывалом, на подушки надела вышитые белые наволочки и пошла на кухню. За нею увязался  кот Василий.
- Подожди маленько, - обратилась к коту тётя Люба, - миску твою сполосну. Ты тут пей молочко, а я пойду Шарика и кроликов покормлю. Сегодня тебе Дениска карасиков наловит. Разогрев на электроплитке суп, хозяйка пошла во двор. Увидев свою кормилицу, Шарик завилял хвостом. Тётя Люба заботливо убрала из цепи веточку:
- Вот тебе супчик, а вот и косточки, - тётя Люба заботливо убрала из цепи веточку.

       Двор был просторный с бетонной дорожкой и лавочкой. В углу двора  виднелся погреб, вход в который был не сверху, как обычно, а через дверь  вниз по ступенькам.
       Тётя Люба зашла в загон перед сараем и плотно закрыла за собой дверцу.
- Ну как вы тут, мои хорошие? – хозяйка открыла клетки и выпустила кроликов. В загоне росла трава. Её было немного, но четырём питомцам  дня на два хватит.
- Не убежите теперь, Сергей-то ограду внизу шифером укрепил. Пойду и я перекушу.

       Вскоре послышался звук подъехавшего мотоцикла. Тётя Люба заторопилась на крыльцо. Первым появился подросток лет четырнадцати с сумкой и новой удочкой - внук Дениска. За ним - мужчина и женщина лет тридцати пяти с сумками.  Это были дочь Татьяна и зять Сергей. Все  - в спортивной одежде.
- Баб, мы тебе всякой еды привезли, - внук поставил на крыльцо сумку, где у тебя лопата?
- Да за домом в сарайке. А что ты сразу за лопату? Поели бы сначала. Я вам пельмешек настряпала. Борщ сварила. - С приездом, - повернулась она к зятю и дочери.
- Да не голодные мы пока. А Дениска червей хочет накопать. Ты, мать, сумки не заноси. Сейчас мотоцикл во двор загоню и сам всё сделаю, - в голосе Сергея слышалась забота.
  - Здравствуй мама, смотри что мы тебе привезли, - Татьяна вытащила из пакета разноцветную варежку. - Ты хотела узор переснять,  «северное сияние» называется.
- Вот спасибо, дочка, - заулыбалась тётя Люба. - Проходите в дом, посмотрите какие напольные дорожки я крючком  связала, как городские получились. Понравятся,  и вам свяжу.

        Вдруг со стороны огорода раздался истошный голос Дениса:
 - Идите сюда, посмотрите что с озером!
- А что случилось? - поспешила ему навстречу Татьяна.
- Да озеро зелёное! Всё зелёное! – выпалил сын.
        Все торопливым шагом направились через огород к воде. Озеро как подменили! Дно сплошь покрывал какой-то осадок зелёного цвета. А вдоль берега покачивались на волнах мёртвые  караси.
- Эту рыбу не трогай и коту не давай, отравится, - повернулась к сыну Татьяна.
         
        И только тётя Люба не проронила ни слова. Всегда такая подвижная, она вдруг превратилась в беспомощную старушку. В её памяти проносились самые яркие события их жизни у этого озера: вот построили новый дом и с радостью переехали в него из землянки, вот привезли грунт и чернозём, чтобы поднять уровень огорода. Вспомнилось, как летом ребятишки в заводи ловили удочками рыбу. А подальше на берегу был большой пляж. Там поселковские даже массовые гулянья раньше устраивали. По лицу тёти Любы покатились слёзы.Татьяна подошла к матери, обняла её за плечи:
- Не плачь, мам, может всё восстановится.
- А где нам сегодня воду для поливки помидоров брать? Вон и лук с чесноком поливать надо. Я ещё половики вчера старые собрала с пола, думала завтра постирать, - всхлипывала мать.

        Звеня вёдрами из соседнего огорода вышли  к озеру пенсионеры дядя Коля и тётя Маня. Из-за высокой дородной супруги тщедушный  глава семьи появился как-то неожиданно.
- Туды-растуды,- в сердцах выругался дядя Коля и швырнул на землю вёдра. - Это что же такое творится?! Ты не знаешь, – обратился он к Сергею, - что на заводе случилось?
 Сергей машинально поздоровался за руку с дядей Колей:
 - Я же на выходных. Может какая авария?
- Ага, авария. Старый котлован переполнен, а новый не строят! - возмущался сосед.
- Вот паразиты! Плевать им на нас, они же у озера не живут. То озеро травят, то дым из труб валит такой, что дышать нечем, прямо серой пахнет, – вторила мужу тётя Маня.
- Мам, а привозной воды можно выделить для помидоров? – Таня пыталась найти выход из непростой ситуации. - Может ещё на завтра в ведра озерной воды набрать, небось отстоится? Как ты сама любишь говаривать, глаза боятся, а руки делают.
    
       Так и сделали. Пересадив рассаду из парника в грунт, полили её питьевой водой ковшом, экономно, по-маленьку. Тётя Люба машинально перекрестилась: «Господи, спаси, сохрани».
                ***
На следующий день жара установилась с самого утра. Помидоры стали сникать. Пришлось полить их озёрной водой, что отстаивалась в вёдрах. А  к вечеру листья на помидорах свернулись в трубочку и засохли.

       На тётю Любу было больно смотреть. Как она возилась с этой рассадой! Переставляла тяжёлые ящики на подоконниках к солнышку то одной стороной, то другой, укрывала рамами и старыми одеялами в парнике. А теперь помидоры погибали на её глазах.

       Татьяна уговорила мать прилечь  отдохнуть. Вскоре дочь услышала из спальни какие-то бессвязные звуки. Подойдя к кровати, Татьяна остолбенела. Её родная  мама с перекошенным лицом пыталась приподняться и что-то сказать ей, но у неё ничего не получалось. Таня  кинулась во двор звать мужа. Взглянув на тёщу, он выбежал из дома и, открывая ворота для мотоцикла, крикнул на ходу:
- Я за скорой.

       Скорая помощь приехала лишь через полчаса. В больницу в машине скорой помощи рядом с матерью на приставном сиденье ехала Татьяна. На лице её читались отчаяние и надежда.

       Ожидание в больничном коридоре было мучительным. Когда к Тане подошли доктор и медсестра  со стаканом воды и таблеткой, она вся напряглась. Стуча зубами о стакан, пыталась понять что говорит ей доктор, но до её сознания доходили лишь обрывки фраз:
- …обширный инсульт…  всё, что могли…  вскрытие…
Ей хотелось бежать, кричать врачам, чтобы делали ещё что - нибудь! Но силы её покинули.
                ***
     Похороны прошли скромно. Все хлопоты взяли на себя зять Сергей, приехавший с Саратова старший сын тёти Любы Алексей и Татьяна. На поминках в поселковском кафе младшая сестра усопшей тётя Катя вспомнила, как в войну Люба спасла её от голода:
-Если бы не эта помощь, меня бы давно уже не было. Эх, Люба, Люба! Шестьдесят пять лет, жить бы да жить!

     После поминок Татьяна вместе с приезжими родственниками пошла в деревню. Три километра через лес – не так-то и далеко.
- Совсем лес загадили, берёзы какие-то чахлые стали,- с горечью заметил Алексей, глядя на многочисленные кучи обломков шифера и труб.
- А помнишь, как мы по этой дороге в школу в посёлок ходили? – обратилась к нему Татьяна.
- Как же, помню. А вон на той поляне мы с парнями  футбол гоняли.

      Во двор материнского дома заходить было тяжело. Не сговариваясь, тётя Катя, Алексей и  Татьяна  подошли к озеру. Озёрное дно опять почернело, а вот камыш из зелёного стал жёлтым. Волны продолжали выплёскивать на берег безжизненную рыбу. А на противоположном берегу дымил Цементный завод...

Дуванова Зинаида, май 2017г.Челябинск


Рецензии