Ножницы

                НОЖНИЦЫ
    Мы сидели на лавочке возле набоковского дома и молчали. Просто хорошо было сидеть и ни о чём не думать: коровы и козы уже вернулись из стада, мы их загнали во дворы, и матери пришли с работы. Они сразу сели доить коров. По дворам затихли малые ребята, они знали, раз мамка дома, значит, их накормят хотя бы тюрей, если есть хлеб, или затирка, если есть мука, а если муки нет, то просто нальют кружку парного молока. Одним словом, всё было хорошо, и даже маленькие понимали, что канючить не стоит, и ползали по травке-муравке в поисках калачиков. Они, конечно, маленькие, но понимали всё это. Вдруг кто-то сказал:
- Давайте загадки загадывать!
- Все обрадовались и стали загадывать: а вот ещё такая!.. Только я не обрадовался, ни одну загадку я не мог понять, как это так, говорится про одно, а получается другое? Вот – «Сидит дед в сто шуб одет…?» И мысль моя не могла оторваться от деда и его сто шуб – так не бывает. И пока я размышлял над тем, что бывает, а что не бывает, загадка уже была разрешена, а я оставался в дураках.
- Юрка, Вовка! До дому вечеряты!

    Юрка и Вовка тотчас убежали. Тётка Нюрка, их мать, не любила дважды повторять то, что сказала, а рука у неё была тяжёлая. Они убежали, но оставили мне загадку: «Два конца, два кольца, посредине гвоздик». Что это? Нет, молния меня не озарила, ничто не сверкнуло в моём мозгу, но и смеяться надо мной уже было некому. Оба Витьки, Набоков и Тонкошкур поднялись и пошли, первый в свою калитку, а второй – в свою.

     Я остался наедине с тёплым ветерком, который поднялся вдоль улицы, и сахарным кусочком луны надо мной.Надо было думать, соображать. Так! Значит, есть что-то у чего посредине гвоздик. Я стал представлять предметы на кухне у бабы Дуни. Почему именно там, я не понимал. Но мне ясно виделся хорошо выскобленный ножом и тёркой, сухой стол, на нём деревянные ложки и старый нож с износившимся лезвием, похожий на маленький серп. И вдруг я увидел, как в летнюю кухню вошла соседка и сказала:
- Дуня, дай на часок ножницы, надо моему башибузуку починить трусы, а то сверкает голым задом.

     О! Ножницы! Как же я сразу не подумал! Если их положить на стол и растопырить, и посмотреть сверху, то сразу можно было видеть и два конца, и два кольца, это куда совать пальцы… Правда, гвоздика не было, а посредине был винтик, но это, наверное, всё равно, раз в загадках всё от начала до конца враньё, то и не скажут же, что посредине винтик, а то и дураку понятно будет, хотя…

     Радостный, я всё сидел на Витькиной лавочке и думал, приду, загадаю эту загадку матери, она, конечно, знает эту загадку, а потом я ещё загадаю одну про деда с шубами, почему их сто?

     У наших, почерневших от долгой жизни, ножниц, один конец был обломан, ну самый кончик. И с тех пор, когда при мне говорят о ножницах, или я сам беру их, я вижу одну и ту же картину – предмет с растопыренными концами и двумя кольцами, а посредине ржавенький винтик с едва заметной шлицей.

     За ножницами приходили к нам ещё чаще, чем за иголкой. Редко у кого они
водились.


Рецензии