Плод созрел, или советская киномания 80-х. Ч. 1

                Часть 1.               

                Быстрей, чем погода, меняется мода,
                Попробуй за ней уследи!
                Я жил по старинке, я слушал пластинки
                И думал, что все впереди.
       
                Но Сашкина Алла мне как-то сказала,
                Что нынче я просто нелеп
                И что, к сожаленью, по общему мненью,
                Мне видео нужно, как хлеб.
               
                "Видеомагнитофон", автора не указываю - изменник, приспешник укрофашистов.

       В  84 году из Эфиопии, где он выполнял свой интернациональный долг,  вернулся мой друг, однокашник по военному училищу связи и сослуживец Валера П., с  которым мы служили на 14 полевом узле связи Генерального штаба  с 75 года в одном подразделении на одинаковых должностях.  Наши пути разошлись, когда в декабре 79 года я отправился в командировку в Афганистан, а он спустя некоторое время улетел в Адис-Абебу. Но даже находясь на разных континентах, мы по ночам созванивались по засекреченной связи гарантированной стойкости транзитом через Москву, делясь текущими новостями.

      Спустя некоторое время после возвращения, Валера сообщил мне, что купил себе в «Березке»* японские телевизор и видеомагнитофон, но по семейным обстоятельствам не хотел бы их сразу отвозить домой, попросив временно, ненадолго взять эту технику на хранение. Я, разумеется возражать не стал, места в однокомнатной квартире в которой  мы жили с Аллой, моей  женой и маленьким сыном было много, а познакомиться с только недавно появившейся техникой было очень любопытно. . В Афганистане, до окончания моей там командировки, никто из моих знакомых и друзей видеомагнитофонами не интересовался. Все покупали себе магнитолы, особой популярностью тогда пользовались двухкассетные. Пределом мечтаний у всех  была только поступившая в продажу и считавшаяся последним писком, Sharp 777, за которой все гонялись.   Я слышал тогда, конечно, что на Западе уже появились бытовые видеомагнитофоны, и кто-то из друзей в Кабуле видел даже какие- то модели в фирменных магазинах. Но большая занятость на службе и множество текущих проблем не позволяли даже попытаться вникнуть и разобраться в деталях.

    И вот как только купленный Валерой видик* оказался  у меня дома и я, подключив его к телевизору, записал  первую попавшуюся телепередачу – концерт кубанского казачьего хора, как сейчас помню, то был потрясен. Ведь еще каких-нибудь 20 лет назад нам чудом казался обычный черно-белый телевизор с малюсеньким экраном и линзой,  который мы, многочисленные  соседи по коммунальной квартире,  ходили смотреть в Александру Ивановичу, отставному полковнику -  первому,  кто смог  позволить себе тогда у нас такое  чудо.

      А тут передо мной был японский Сони с красивым внешним видом,  большим (для 84 года) – 61 см  цветным экраном  с  потрясающими яркими, сочными красками и великолепной четкостью. Он не шел ни в какое сравнение с нашими цветными телевизорами типа Рубин, с таким же экраном.  А видеомагнитофон давал совершенно невиданные до сих пор возможности: записать и оставить  себе любую интересную телепередачу, или художественный фильм, без потери качества, да еще в любое дневное , или ночное время, по таймеру,  а потом посмотреть все, когда было нужно и не раз.  Естественно, что я тут же загорелся желанием приобрести и себе такую же игрушку.
 
         Тогда я еще даже не догадывался во что все это потом выльется.   

         Чеки внешпосылторга*   у меня после двух лет службы в Афганистане были и, отдав через несколько недель Валере  его технику я сразу же купил себе такую же.  Она в «Березке»* тогда была всегда в наличии.   

         Каково же было мое удивление, когда оказалось, что у тому времени по крайней мере в Москве было уже немало счастливых владельцев видеотехники, которые давно всевозможными путями доставали и смотрели видеокассеты с иностранными уже дублированными на русский язык фильмами.   

       Оказалось, что найти единомышленников было не трудно. Как бы невзначай я в разговоре с родственниками, друзьями и знакомыми  стал упоминать, что вот недавно купил видеомагнитофон, но смотреть пока нечего, не знают ли они кого-нибудь, у кого тоже есть такой аппарат? 
 
          Первым, естественно, с этой новостью я поделился со старшим братом. Оказалось, что видео увлекался  Андрей, младший брат его друга и однокашника по институту, как раз мой ровесник. Он работал тогда в престижном московском ВУЗе на кафедре, где в лаборатории был советский первый видеомагнитофон Электроника  ВМ12.  Их тогда закупали и использовали во многих ВУЗах для так называемого обеспечения учебного процесса техническими средствами обучения. Кроме того,  незадолго перед этим Андрей с друзьями по двору купили себе  вскладчину Электронику ВМ12, которой они пользовались по очереди.      
         
      Вторым знакомым, и перспективным партнером, у которого была возможность доставать видеозаписи,  оказался мой бывший сослуживец по воинской части  Толя Л. . В 1976 году мы с ним и еще одним старшим лейтенантом получили однокомнатные квартиры в одном доме, правда в соседних подъездах, на улице Свободы.  А к этому времени Анатолий уже был майором, сменил место службы с нашего полевого узла связи Генерального штаба на кафедру связи в одной из московских военных академий, где тоже был свой видеомагнитофон.   Толя тоже уже имел небольшой круг видеолюбителей среди знакомых и друзей.
 
      Правила для обмена были просты – нужно было завести для начала несколько своих собственных кассет с хорошими записями и иметь список с перечнем записанных на них художественных фильмов. В те годы наиболее широкое распространение в Москве  получили видеомагнитофоны формата VHS*, которые использовали кассеты типа   Е-180, что означало, что на каждую кассету можно было записать  фильм, или передачу  продолжительностью 180 минут.  То есть, например,  2 художественных фильма  по 1 часу 30 минут каждый.             
         
              Обычно при первой встрече будущие партнеры выбирали друг у друга по списку интересующие их фильмы и обговаривали  срок обмена, то есть через сколько дней нужно было кассеты вернуть обратно. А в дальнейшем уже просто  перезванивались, сообщая о появлении новых записей, или периодически  взаимно уточняя  списки.   
               
            В те годы новые чистые  кассеты для записи стоили довольно дорого, около ста рублей,   Но для обмена на первых порах можно было  обходиться и без них, используя чужие.  Например,  попросив у партнера  на несколько дней его видеокассеты, или  обменявшись с кем-то своими,  как правило  двумя- тремя на  5-7 дней, можно было быстро просмотреть полученные кассеты самому, а потом позвонить  другому знакомому и предложить их уже ему. Получив у  него новые кассеты,  быстро посмотреть их и  предложить еще кому-то и т.д.  Частота, количество вовлеченных в одновременный обмен партнеров  и сроки  обмена зависели от количества свободного времени, которое каждый мог себе позволить уделить всему этому процессу.
   
        В те годы в стране просмотр кинофильмов на экране в зрительном зале  кинотеатров, или в клубах предприятий и организаций* был самым доступным и массовым видом развлечения. Репертуар был строго ограничен перечнем допущенных к прокату фильмов, как наших, так и заграничных. Решение о прокате принимала специальная комиссия министерства культуры, Фильмы, которые этой комиссией воспринимались как чуждые нашей морали, т.е. критиковали наш строй, или наоборот слишком приукрашивали жизнь на западе, имевшие сцены насилия и откровенной эротики не допускались к прокату.

        Ходили также слухи, что в некоторых даже разрешенных   к показу западных  фильмах вырезали слишком уж откровенные по мнению комиссии эротические сцены или сцены насилия.  Кроме того, так как на западе многие фильмы выпускали продолжительностью,  как правило,  2 часа,  разрешенные к прокату фильмы сокращались ( за счет незначительных по мнению редакторов сцен, которые тоже вырезали)  до 1 часа 30 минут - времени  продолжительности киносеанса в советских кинотеатрах.    

        Естественно этих недостатков не было при просмотре кино на видео. Мы могли смотреть все, что привозили наши граждане из-за границы без купюр. То есть со всем тем,  что  у нас было смотреть  запрещено: эротикой, насилием,  обливанием грязью нашего образа жизни и прославлением капиталистического «рая».  и т.п. Тут было все, что можно было купить «за бугром»*.   И так как до этого мы были лишены возможности видеть такие фильмы, среди которых  были очень хорошие вещи и даже шедевры мирового кино, теперь стремились наверстать упущенное и смотрели подряд все,  что удавалось достать, или обменять.
         
         Новое увлечение меня быстро захватило. Как, видимо и всех моих новых партеров по обмену. И мы тратили на него теперь все свое свободное время.

                Андрей сразу же познакомил меня со своим другом детства с которым они жили в одном  доме и даже в одном подъезде, на разных этажах – Лешей С. , который тоже оказался страстным киноманом и имел возможность доставать кассеты через многочисленный круг своих знакомых.  Он в центре, как часто любил говорить, "резал людей", то есть работал в одной из известных московских клиник хирургом.  Жили они с Андреем по московским меркам недалеко от моего дома:   три остановки на метро и несколько остановок на троллейбусе.  А так как  имели еще и свои машины – Жигули, то добирались до меня от своего дома минут за 15 – 20.

        В нашей с Аллой довольно  просторной по тем временам однокомнатной квартире с комнатой 20 метров, кухня была тоже просторной, по крайней мере мы вчетвером там размещались  очень удобно. Обычно если у кого-то из нас появлялись новые видеокассеты с записями, мы днем созванивались с Андреем, или Лешей и  вечером собирались у нас.    При этом по пути с работы запасались пивом, или вином. Наличие под рукой рядом холодильника и плиты было очень удобно для приготовления закуски.    Просмотры затягивались до глубокой ночи, Как правило , новые кассеты нужно было успеть  просмотреть до утра,  чтобы на следующий день вернуть хозяевам.

              Для экономии времени,  если после просмотра нескольких минут  сюжет фильма нас увлекал не сильно, мы просматривали его далее, используя  режим ускоренного просмотра,  а если и дальше было не очень интересно,   меняли кассету на следующую.
 - Все ясно! Снимаем с проката, - обычно делал заключение Леша.
Такой порядок позволял нам просматривать за относительно короткое время огромное количество фильмов и развлекательных программ, выбирать из них и в дальнейшем не раз получать наслаждение от действительно достойных и великолепных лент, которые по какой-то причине не попали на широкий экран в стране.
 
      Одним из первых нам попался эротический киношедевр  «Эммануэль»,* считающийся сейчас классикой европейского и мирового эротического кино.  Фильм 1974 года  описывает сексуальные похождения красивой молодой француженки Эммануэль, которая  вместе с мужем Жаном, сотрудником посольства, живёт в Бангкоке. Весь дипломатический корпус изнывает от скуки, и потому в нём царят весьма развратные сексуальные нравы. Жан, который несколько старше Эммануэль, не только не запрещает ей случайные половые связи, но и всячески поощряет их, считая, что они способствуют большей раскрепощённости Эммануэль в сексе.
          За очень короткий срок Эммануэль успевает испробовать то, что никогда до этого не пробовала: случайные связи с первым встречным, лесбийскую любовь и так далее.
Вскоре за «воспитание» Эммануэль берётся уже немолодой мужчина — Марио. Который воспитывает у нее совершенно новое, нетрадиционное отношение к сексу. 
        Широкую известность получила и великолепная нежная и романтичная  музыка кинокартины композитора Пьера Башле, ставшая легко узнаваемой среди любителей видео.
 Прослушать можно здесь: 
или в поиске:  Яндекс-Видео- Эммануэль Джо Дассен

       Откровенные интимные сцены крупным планом, обилие  обнаженной натуры было для нас потрясением. Мы представить себе не могли, что когда-нибудь у нас в стране сможем увидеть такое. 
            
        Фильм пользовался среди любителей видео огромной популярностью. Особенно почему-то его полюбили женщины,   жены и подруги друзей и знакомых,  часто просившие достать или поставить кассету с ним еще раз.            
 
          Другой распространенной тогда среди любителей видео эротической картиной, которую мы увидели одной из первых,  была «Греческая смоковница, или плод созрел». Незамысловатый сюжет  этой  легкой эротической кинокомедии рассказывает о похождениях сексуально свободной симпатичной стройной девушки, которая вместо возвращения после каникул в Мюнхен на учебу,  отправляется в путешествие по Греции  автостопом в поисках новых ощущений, и не отказывая себе в разнообразных любовных экспериментах. Все это происходит на фоне красивой греческой природы в сопровождении великолепной, очень удачно подобранной  к различным эпизодам музыки.
Слушать:
Traces In the Sand:

Be a rover: 
Если ссылки пропадут ( а они спустя некоторое время пропадают отчего-то) , песни можно найти в интернете в поиске по фразам:

из кинофильма греческая смоковница traces in the sand

Перевод песни Be a rover (The fruit is ripe (Griechische Feigen))

Продолжение следует. (см. в сборнике Времена перестройки)

На фото- афиша видео первой (оригинальной) версии фильма "Эммануэль" с портретом главной героини - играет  Сильвия Мария Кристель — нидерландская модель, актриса, писательница. Прославилась воплощением на экране образа Эммануэль.
__________________________
* -  «Чеки Внешпосылторга» -— своеобразная «параллельная валюта», существовавшая в СССР в 1964—1988 годах. Выпускались только в виде банкнот, монет не существовало (бумажные чеки были даже на 1 копейку).
Ими  платили зарплату советским гражданам, работавшим за границей:  специалистам (например, преподавателям, врачам и военным советникам), работавшим по контрактам с заграничными государственными и частными учреждениями (госпитали, университеты и т. д.), рядовым работникам посольств и прочим лицам внутри СССР, получавшим гонорары или переводы в валюте.

*  -  «Березка» - в СССР — сеть фирменных розничных магазинов, реализовывавших пищевые продукты и потребительские товары за иностранную валюту (иностранцам) либо за сертификаты, позднее чеки Внешпосылторга и Внешторгбанка (советским загранработникам — дипломатическим, военным и техническим специалистами членам  их семей).
*    -     VHS (англ. Video Home System) — кассетный формат разработанный  корпорацией JVC и представленный на японском рынке в 1976 году.
С начала 1980-х годов занял в мире лидирующую позицию в войне форматов с «Бетамаксом» от Sony и Video 2000 от компаний Grundig и Philips.
*  -  «видик», «видак»   - обиходное название видеомагнитофона в СССР.
* -   «смотрели в клубах предприятий и организаций» - В СССР каждое крупное предприятие или организация имели, как правило,  свой клуб или дворец культуры, где обычно для всего населения, как в кинотеатре за плату показывали художественные фильмы.  В клубах некоторых организаций (министерств и ведомств) часто организовывались так называемые "закрытые" показы, для своих сотрудников, где демонстрировали зарубежные фильмы, которые были запрещены для общего просмотра .
* -  «Эммануэль» - популярность фильма в мировом прокате способствовала тому, что в последствии только во Франции были выпущены еще 6 серий с продолжением фильма  (последняя – «Эммануэль 7» в 1992 году) и  7 телефильмов (последний в 1993 г.)   Около 50 кино и телефильмов об Эммануэль было снято кроме того в Италии и США (последний в 2012 г.). В роли Эммануэль снимались 18 актрис.
*  -  «За бугром»  - распространенный в конце 20 века в СССР жаргонизм , значит  «за границей».


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.