спустя полвека1

 

                СПУСТЯ  ПОЛВЕКА.                Василий Петренко    26 03 2018г                -                -                СЧАСТЬЕ ОТДАННОЕ ДРУГУ.                Был тихий, безветренный, вечер. Мириады пушистых снежинок парили в безмолвном пространстве, будто высматривая на земле место ещё не занятое их сестрицами. Под навесом автобусной остановки, мовку.
В течении трёх месяцев, едва ли не каждую неделю я получал от Лиды письма. Потом, вызывая во мне беспокойство, письма приходить перестали.  Валя сказала, что Лида вышла замуж за лейтенанта  воинской части, квартировавшей в Адамовке.
  Близилась к концу и моя трудовая жизнь. Должность главного энергетика мне наскучила и я занял должность коменданта защищённого пункта управления  Министерством  сельского хозяйства Узбекистана, построенного на случай войны или других стихийных бедствий. . Подчинялся я начальнику второго отдела  полковнику  запаса Олегу Савченко. Я знал, что до поступления в военную академию мой начальник служил в воинской части защищавшей небо над Адамовкой. Но заводить с ним разговор, на интересующею  меня тему,  было как-то не ловко.
PS Каким-то образом занесло меня на «Тезиковку» - один из рынков Ташкента, и там я (нежданно-негаданно) повстречал Олега Павловича.  Был он в сопровождении эффектной, грациозной дамы.           Дама  на меня внимания не обратила, но я её узнал.
За Лиду я, втихомолку,  порадовался. Она нашла своё счастье. А о себе подумал:  « Ну,каким же лохом ты был, Вася!»               
 свернувшись калачиком, дремала серая кошка. Жёлтый свет уличного фонаря, пробиваясь через карусель снежинок, освещал поджидающий пассажиров автобус. Около его распахнутых дверей   стояла девушка. Войти в салон автобуса  она, явно чего-то ожидая, не спешила, На густых чёрных ресницах девушки блестели слёзы. Это была Майка Миронова. Около Майки стоял долговязый парень- её друг Василий. Василий , делая вид, будто бы не видит слёз Майки, убеждал её в том, что ей нужен только Генка, умный и надёжный парень. Что Генка любит её и Генке не надо на три года, уходить в армию. Кошка видит, что девушка хочет возражать парню, но, боясь разреветься, только, молча, кивает головой. Наконец, низко склонив голову, девушка входит в салон автобуса. Двери захлопываются.
 Тревожное, не изведанное ранее, чувство на какое-то мгновение сжало сердце Василия. Автобус, полавно, будто нехотя сдвинулся с места и, набирав скорость, въехал в белую снежную мглу, увозя Майку к надёжному, но не любимому Генке.   
Снежинки , покружившись вокруг Василия, тихо ложились на землю. Кошка ,наблюдавшая за сценой расставания двух  молодых человеков, бросила недружелюбный взгляд на Василия и,  закрыв глаза,  спрятала свой носик под тёплые лапки.
Спустя две недели Василий нёс Генкин чемодан из общежития в дом Майки. Следом за ним Генка, с лицом, сияющим от счастья, вёл под руку смурную Майку.
 Медные полковые  трубы, играющие зори, строевые занятья, на расплавленном солнцем асфальте, стрельбы , на учебном полигоне да наряды по кухне-вот удел солдата первого года службы.   А там, за стенами военного городка, шумит иная жизнь-жизнь гражданского населения. Там бульвары, парки…Там цветёт миндаль, от туда веет запахом зреющих абрикосов, там кино, там девушки, танцы. Но солдату первого года службы туда не положено. Солдат первогодок учится, он учится не только воевать, он учится ещё и любить: любить свои степи, свои леса, свои пески,  горы,  учится любить тех, кого теперь нет рядом. Крепнет солдат физически, зреет душою.
Стоя на часах у полкового знамени, выполняя обязанности дневального по казарме,  Василий всё чаще вспоминает  Майку.  У Майки брови не полумесяцем, как у той восточной красавицы , о которой скрипит пластинка. И нет на лице Майки ни каких родинок. У неё лицо девушки-горянки: на смуглой, бархатистой кожи её лица всегда светится румянец. А глаза у Майки… Смотрит теперь Майка своими серыми лучистыми глазами на Генку. Взгляд у неё то озорной, то задумчивый.   Генка слушает теперь Майкины песни! «Через горы я пройду дорогой дальнею, в спор вступлю с невзгодою любой, укажи лишь только мне на глобусе место скорого свидания с тобой»  Голос у Майки мягкий, обволакивающий.   Фамилию «Миронова» носит она, наверно, не случайно. Да и общается  она, по большей части, с девушками-цыганками.  Когда бывая за городом, Майка  поёт «Чёрные очи, стрилки дивочьи, хто научил вас мучить людей? Или цыганки вас научили, дали гадалки дар этот вам, или вы зельем меня напоили так, что за вас свою душу отдам?», маки и тюльпаны склоняют к её ногам свои алые головки.                Нет, этих песен Майка для Генки петь не будет. Не Генке отдала она свою первую любовь.
Когда автобус увозил Майку в снеженую мглу, Василий от всего сердца желал ей счастья . Он знал тогда, что умный и надёжный  его друг Генка сумеет сделать Майкину жизнь благополучной. Но он Василий тогда не знал того,что…
Чего не знал Василий , Евгения Захаровна, классный руководитель 9А, читать не стала. Она хотела , чтобы   её питомцы  сами закончили сочинение их одноклассника Матвея, внука того самого Василия. Ей интересно было знать, как молодёжь живущая уже в ХХ1 веке, относится к вопросам любви и дружбы. Считают ли они, что ради дружбы, надо жертвовать собственным счастьем.
                Часть вторая                -                НУ, КАКИМ ЖЕ ЛОХОМ ТЫ БЫЛ, ВАСЯ!                Между подножия двух  хребтов Памира клокочет горная речка Ахангаран. В её верхнем течении в  30х годах прошлого века были обнаружены залежи бурого угля. В 1939м году приступили к их разработкам. Город , возникший здесь назвали Ангреном. Градообразующим предприятием  Ангрена является Угольный разрез. 
Пласты угля  здесь залегают  под  тонким, двадцатиметровым, слоем  лёса, поэтому добыча  уголя ведётся открытым, карьерным, способом.  Жёсткое стволы воды, подаваемой мощными насосами, бьют в отвесную жёлтую стену лёса, стена рушится и потоком воды уносится в русло бурного Ахангарана.      Соцгород, Тешикташ, и Немецкий посёлок-это составные части Ангрена.
За полтора десятилетия разработок Угольный разрез превратился в чашу  гигантских размеров, в глубинах которой копошатся  экскаваторы, снуют  МАЗЫ и КрАЗы-самосвалы.   Разрез стремительно ширился . Через пять-шесть лет рабочие посёлки должны были, вместе с жёлтым лёсом стать,  добычей ненасытного Ахангарана.   Вопрос о переносе города Ангрена на новое место стал насущным.
Бывший наш союзник, по борьбе с фашистской Германией, США стал   грозить нам новой войной с применением против нас ядерного оружия. Нашей стране ничего не оставалось , как готовить  ядерный щит для сдерживания новоявленного агрессора.  Уран  для изготовления  ядерного оружия, страна советов закупала в Южной Африке.  Но, как оказалось, запасы урановых руд имеются в недрах горных хребтов окружающих шахтёрский город Ангрен.  К местам месторождений  надо было пробить-через хребты, скалы и ущелья-дороги,  провести линии электроснабжения (ЛЭП).  Материальные затраты и потребность   в  рабочей силе для Узбекистана были непосильные.    Стройкам Ангрена был придан статус Ударных комсомольских.  Со всех регионов Советского Союза в Узбекистан пошли поезда с отрядами молодых энтузиастов.  Союзные республики слали технику и стройматериалы.
В 1956году и я , в числе моих однокашников, закончивших обучение профессии электромонтажников , был направлен, по распределению, на    уже развернувшиеся стройки Ангрена.  Пятнадцатитысячный отряд строителей нового города жил в палатках. Нам же повезло: электромонтажный участок располагался на окраине Немецкого посёлка. Нас поселили в добротном деревянном бараке, выделив, на семь человек, двухкомнатную квартиру.  В  соседнем дворе находился кинотеатр «Новатор». После прогона кинокартин зрительный зал кинотеатра превращался в танцевальный. Так что место для проведения нашего досуга было рядом с нашим местом  проживания.
 До нашего появления танцевали под «пластинку», но у нас был Володька Дурнев. Парень из тех, о которых  сказано: «от скуки- на все руки». Володька был талантлив во всём: рисовал, играл на баяне, гитаре, аккордеоне и учил нас «бацать» матросский танец «яблочко». Все два года нашего обучения в ремесленном училище Володька был нашим кумиром и предводителем  или, как тогда говорили, коноводом. Не прошло и месяца после нашего явления в посёлке, а наш коллектив, благодаря Володьке, уже стал, среди молодёжи посёлка,  популярен. Мы стали законодателями порядков в «Новаторе». Тешикташенские пацаны  ходили по городу с ножами и кастетами, но у нас были  поясные ремни с тяжёлыми медными бляхами, поэтому  приходя к нам в «Новатор,» они вынуждены были подчиняться нашим правилам.  Девчонки, зная, что в «Новаторе» их никто не оскорбит и не обидит, шли к нам со всего города. Вальсы, танго  и фокстроты танцевали как и раньше, под пластинки. В перерывах между ними Володька рвал меха баяна,  Васька Силантьев, вызывая восхищение парней,   щёлкая кожемитовыми подмётками штеблет по деревянному настилу пола,   отбивал  «яблочко» Вокруг меня тоже собиралась компания и мы, кто в лес, кто по дрова, дружно орали «сту-ден-тачка, заря вас-то-чная». Одним словом, жили мы беззаботно и весело. Вокруг нас было полно парней, предлагающих выпить.        и   жаждущих любви девчонок. Однако первое время  ни у кого из нас подружек не было.
Но вот в «Новатор» явилась, стройная, как кипарис, белолицая и синеглазая,  Лидка Агапова.           В те годы считалось, что нам, 19ти летним парням, подходить, к 16ти летним, девчонкам зазорно. Но созерцать и восхищаться  совершенством  изваяния сил небесных, было можно.  Своим впечатлением я поделился С Витькой Бельковым- моим земляком и моим ближайшим другом.
На время октябрьских праздников я уехал в город Янгиюль. По возвращении узнаю, мой  друган Витя праздники проводил в компании с Лидой. Мне стало досадно -почему не я!  Но делать было не чего; я оказался третьим, а значит должен был посторониться. Виктор был моим названным братом,  а значит и Лидку я стал воспринимать, как свою сестру.
В самый разгар любовных страстей, между моими названными родственниками, Виктора  в длительную командировку, в Голодную Степь, на строительство Л.Э.П.  Перед его отъездом  мы с ним условились, что, на время его отсутствия, заботу о досуге девчонок  ( у Лиды было две подруги- Валя  и  Лора)  я беру на себя. А Лиде обещал- хотя бы раз в месяц- приезжать.  Но вышло так, что  два раза он, как и обещал, приехал, но получив внушение от родителей за то, что едет в Ангрен, минуя родительский дом, приезжать перестал. Лида Виктора продолжала ждать. Письма он ей писал, а я ревностно исполнял его поручение.  Не то чтобы оберегал его подружку от притязаний других парней, просто мне с Лидой и её подругами было интересно общаться.  Долгими зимними вечерами мы вчетвером слонялись по улицам города,  швыряли друг в друга снежками, закатывались смехом, если кто-то оказывался в сугробе , визжали, когда снег попадал за воротники  одежды. Нам было весело. Мы и на танцы ходить перестали. После каждой такой прогулки (иногда и без эскорта подруг Лиды) я всё острее чувствовал свою привязанность к  подруге  Виктора. Однако братские чувства  к девушке препятствовали развитию  наших интимных отношений. Ни чего другого, кроме как взять  Лиду  за руку, я позволить себе не мог.  Между тем наши друзья и подруги  уже считали нас «сладкой парочкой».   Валя даже сказала мне, что прошёл слух, будто бы мы  с Лидой собираемся пожениться.
В Ангрене зимние вечера особенные:    над головой  фиолетовое небо,  мохнатые, величиной с детскую варежку, снежинки кружатся в жёлтом свете уличных фонарей  и осторожно, будто бы на ощупь, ложатся на землю. В один такой вечер мы с Лидой гуляли  без экскорта её подруг. Лида упавшим голосом сообщила мне, что её родители  собираются переезжать в Оренбургскую область. Через неделю сказала, что дом уже продан, осталось только документально оформить. Через три дня Лида все документы на продажу дома сожгла. Писем от Виктора она уже не получала, но мне казалось, что она препятствует родителям надеясь на встречу с ним.  Через неделю документы были восстановлены и родители увезли Лиду в Оренбургскую область, в село Адамовку.
В течении трёх месяцев, едва ли не каждую неделю я получал от Лиды письма. Потом, вызывая во мне беспокойство, письма приходить перестали.  Валя сказала, что Лида вышла замуж за лейтенанта  воинской части, квартировавшей в Адамовке.
  Близилась к концу и моя трудовая жизнь. Должность главного энергетика мне наскучила и я занял должность коменданта защищённого пункта управления  Министерством  сельского хозяйства Узбекистана, построенного на случай войны или других стихийных бедствий. . Подчинялся я начальнику второго отдела  полковнику  запаса Олегу Савченко. Я знал, что до поступления в военную академию мой начальник служил в воинской части защищавшей небо над Адамовкой. Но заводить с ним разговор, на интересующею  меня тему,  было как-то не ловко.
PS Каким-то образом занесло меня на «Тезиковку» - один из рынков Ташкента, и там я (нежданно-негаданно) повстречал Олега Павловича.  Был он в сопровождении эффектной, грациозной дамы.           Дама  на меня внимания не обратила, но я её узнал.
За Лиду я, втихомолку,  порадовался. Она нашла своё счастье. А о себе подумал:  « Ну,каким же лохом ты был, Вася!»               


Рецензии