Дядя Ваня

 
При моей школе был сад. В этом соду работал замечательный мужичок звали его Дядя Ваня. Дядя Ваня был таким дедулей, с седой бородкой, он вел себя так органично в условиях своей внешности, что казалось, будто он родился таким. Сразу родился с бородой, с морщинками вокруг глаз, и возле носа, так же он родился в шапке ушанке и с граблями в руках. Каждый раз, когда я шел в школу, Дядя Ваня либо копал, либо обрезал, либо стоял с граблями. Его яблоневый сад был просто чудесным. Деревца были одно одинаковее и ровнее другого, грядочки были высчитаны до миллиметра, всё всегда было полито.
Однажды мы с пацанами из моего класса полезли воровать яблоки, Дядя Ваня достал ружьё и начал по нам палить, патроны были холостые, но испугались мы изрядно, и попрыгали с деревьев так быстро, как падают звезды, никто бы не успел загадать желание. На следующий день он пришел в школу. Мы стояли в холле и видели, как этот бородатый дед подходит к нам. Всё, подумали мы, конец. Страшнее старика, которые еще вчера палил по нам из ружья ничего быть не могло, перед глазами пролетело всё, мама, классный руководитель, кабинет директора, выговор, я увидел, как меня выгнали из школы, и как до конца дней я буду мыть полы, потому что не получил образования. Но кода Дядя Ваня подошел к нам его лицо озарилось светом, он стал как Дед Мороз, только если бы дед мороз в своей жизни занимался садом и сказал,
- Ну чего ж вы ребята воруете? Хотите яблочек, просто попросите. Зайдите ко мне послу уроков.
Мы испугались, решили, что он хочет нас отругать, и шли в его сад как на гильотину. Но вместо того, чтобы отчитывать нас, Дядя Ваня показал нам свой сад, показал, как устроена система полива, рассказал, как много он работает и то, с каким трепетом он относился к собственному детищу передалось на нас, мы загорелись и пришли к нему на следующий день, не только потому, что он угошал нас яблоками, а еще и потому, что было в нем что-то такое, что притягивало, магия. Сейчас, мне кажется, что это было от того, что в нем был стержень, мысль, идея, которую он не просто думал, а воплощал, каждый божий день. Единственное что он нам строго на строго запретил, это подходить к деревьям в самом дальнем углу сада. Однажды я видел, как он поливал их чем-то зеленым, но я не придал этому значения.
Мы помогали ему по саду и во многом он привил мне трудолюбие в те дикие годы, которые я был беспечным, да чего уж, в которые я был безмозглым.
Я приходил к нему уже закончив школу, спросить, как дела, спросить совета, и он всегда давал его. Он не говорил, что, нужно делать, он отвечал так, что я сам понимал, что нужно мне. Когда я не знал куда поступить я пришел к нему и спросил,
- Дядя Ваня, как жить дальше? Куда идти учиться? – ну что Дядя Ваня улыбался, его борода шевелилась, а морщинки вокруг глаз сжимались, и отвечал,
- А ты вот возьми, закрой глаза, представь надо головой светящуюся точку, или яблоко, и задай вопрос, внутрь, чего тебе хочется и получишь ответ. – Я закрыл глаза, но ответа не пришло. – Ничего, если по-настоящему, искренне спросить, то там, - он указал на мою грудь, - ответят.
Я шел домой, и мне было грустно. Дядя Ваня всегда мне помогал, а теперь… а теперь нет. До ночи я маялся и не мог найти себе места и лег спать. В кровати я вспомнил его слова и решил попробовать еще раз. Я закрыл глаза, представил светящееся яблоко и… комната озарилась светом, я не стал открывать глаза, боясь спугнуть момент. Я почувствовал, как каждая клеточка моего тела включилась, пробудилась, я почувствовал, как работает мой организм, и задал себе вопрос «Чего я хочу?», нет никто мне ничего не сказал, никто не ответил, но в ту же секунду я ясно понял – я хочу поступить на химию. И поступил.
Теперь я редко бывал дома, для учебы мне пришлось переехать, но, когда мне все-таки удавалось погостить, я шел к Дяде Ваня, он наливал чай, ставил яблочное варенье и мы разговаривали, но перед этим обязательно пололи грядки. Шли годы, а Дядя Ваня не менялся, будто он таким родился, таким был всегда и таким и останется. А еще, в последний раз, помню те деревья, они стояли в самом углу, и выглядели иначе, нежели другие. Кора была чуть зеленее, листья блестели ярче, а плоды были крупнее. Я не стал спрашивать, потому что знал, что он мне не ответит.
Спустя несколько лет, я корю себя, что не сделал этого раньше, я всё же встретился с Дядей Ваней, только не в саду и не за чашкой чая, а на похоронах. Его убили. Какие-то отморозки убили его в его же домике и сожгли сад. Кому мог понадобиться дед и сад? Я никогда не думал, что взрослы, молодой парень с крепкой психикой мог плакать, и всё-таки по моим щекам текли слезы.
После похорон, мы с одноклассниками посидели, спокойно вспомнили как он гонял нас с ружьем, вспомнили, как сами сажали деревца, которые теперь превратились в пепел и разошлись. Я решил сходить в садик, в наш садик.
Деревья были сожжены. Я бросил взгляд на те, особые яблони и понял, что они не сгорели – их нет. На месте яблонь были глубокие ямы, кому-то понадобилось их выкорчевать. Я вошел в раскрытую настежь дверь, одна петля была сорвана, и прошел в домик. Увидел стол, за которым мы пили чай, и к горлу подступил ком. «Нет Дядя Ваня, что-то здесь не так» подумал я, нашел люк от погреба, спустился в него. Погреб был достаточно большой, на стеллажах стояли банки с вареньем, воздух был сыро и прохладный. Я прошел дальше, поднял брезент и под находились большие много литровые банки с зеленой жидкостью.
- Нет Дядя Ваня, здесь определенно что-то не так… - тихо прошептал я.


Рецензии