Облепиховое лето

"Облепиховое лето" вместо лета - как оттепель вместо весны.

Только оттепель - слишком рано, а облепиха - поздно. Запоздалое неслучившееся счастье.

Фильм о шестидесятниках - Вампилове и Рубцове - будто и явился из 60-х. Стиль картины схож со Шпаликовым в "Долгой счастливой жизни". Шпаликов создал не идиллию той эпохи, а убийственную явь. Сняв героический ореол с 60-х. И показав оттаявшего вместе с оттепелью дракона сталинизма, который убивает самого Шпаликова, Рубцова с Вампиловым, Даля и Шепитько...

Оттепель заморозили, а сталинизм ожил!

Дракон - всего лишь ближний круг, и в фильме не показан. Но он мелькает в образе целующегося Брежнева - что с поцелуями, как Иуда, предаёт. Или гебиста Димы, что проецирует на себя Зилова из "Утиной охоты" - повторяя за ним:

- Я никого не люблю! Как я одинок...

И предатель-гебист, чёрт подери - лучший Зилов! "Охота и есть охота, - выводит он, - когда нестерпимо хочется, то можно!" И убивает мечту!

Мечтой самого Вампилова был дом на берегу Байкала. Но воплотиться тут она и не могла. Оттого так чудовищно непоправимо тонет он в финале фильма (жизни?)... у порога почти купленной усадьбы.

И горница Рубцова не могла свершиться... Не было в ней света, так как дом-то неродной? И некуда было матушке нести воды! А были бесконечные автобусные перегоны, словно по этапу. И пассажиры-арестанты, чей адрес - не дом и не улица, а Советский Союз. Как в театре абсурда...

Андрей Мерзликин играет именно эту бесприютную бездомность. Никому к чёрту ненужность русского таланта. И прежде всего, России.

- Давай скажем, что это - перевод с бурятского? - предлагает Олег Ефремов, чтобы разрешили пьесу на московской сцене. На русскую культуру разнарядки нет.

- А вы что, пишете по-русски? - удивляется высокомерно Кончаловский, из того самого "ближнего круга" - о коем позже создаст фильм.

Конечно, это - соц-арт. Только абсурд и мог создать столь точное попадание в эпоху. Будто машина времени перенесла туда... Но с поправкой на правду. Словно, Вампилов утонул - чтоб истина всплыла? Серые размытые пейзажи. Нищета одних и лопающиеся холодильники других.

- Зовут себя репрессированными, - замечает Вампилов, - а у Бэллы отец в торгпредстве, у Андрона тоже... Какие  они репрессированные? Они хотят шмоток, а не свободы! Зачем им свобода?

Такое признание с экрана звучит впервые. Вампилов с Рубцовым уже тогда ощущали ложь, а мы? Правда превращает идеалы шестидесятников в обёртку без конфеты.

И после фильма долго плачешь по себе - наивной дурочке - словно вместе с Вампиловым умерла и ты...


Рецензии
На "Облепиховое лето" тоже напала как то случайно. Отчего не хотят признавать таланты при жизни? И вдруг поняла- от зависти. И чтобы не платить, не ценить по заслугам. А потом нажиться на этом, после смерти автора. А ведь и Вампилов и Рубцов в нищете прозябали и сгинули. Не погибли, не умерли, а именно- сгинули.
Но написали ли свои нетленнки будучи сытыми? А вот тут и другая ваша тема- о дедлайне. Из страдания - невозможное вытаскиваем, как самое ценное, жизненно важное, необходимое, а значит- на все времена.

Касабланка 2   13.02.2020 12:46     Заявить о нарушении
Спасибо, но лучше бы без дедлайнов.
Достоевский написал "Двойника" до каторги и до дурки, эта идея и помогла ему пережить дедлайн. Поскольку все потом у него двойники: Рогожин-Мышкин, Свидригайлов-Раскольников... один чел.в разных проявлениях.

Но Вампилова с Рубцовым погубил всё-таки строй. Рубцов ютился в каморке при деревенской библиотеке, которую выдали Дербиной. Рядовой библиотекарь жильё заслуживал, а гениальный поэт - нет. Потому что всё должно было быть поровну - и у гения, и у дурака. Талант не ценился, и уж точно никто ему не завидовал. Вспомните, как под Архангельском жалели сосланного Бродского: дурачок, мол, ещё и пишет стихи!

Юнгер Анна   13.02.2020 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.