Когда на Марсе будут яблони цвести?
Дорогие друзья, читатели и почитатели Проза.РУ!
Эту подборку разных статей из разных источников я хочу посвятить прогнозам назревшей проблемы космоса: "Когда же космический ботинок землянина оставит свой первый, рифлёный след на Марсе?".
Подборку статей я распределил по датам их появления в интернете. Кроме последней. Эта последняя статья самая пожилая, датирована 19 июля 2005 года.
Рассчитываю на терпеливого, внимательного читателя, не равнодушного к космическим проблемам.
Мне эти статьи нравятся тем, что дают определённые представления о сложностях космических полётов к планете Марс, а так же стоимости этих полётов, что тоже не мало важно. А вот прогнозы, – что когда и как, – мне совершенно не нравятся.
Вначале я включил эту подборку материалов в раздел произведений Естествознание. Действительно, идея такой подборки статей относится к знанию естества вещей (а не только к знанию структур неживой природы).
С другой стороны, всё, что мной подобрано, относится к актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества. Я бы сказал – мирового сообщества. Есть различные социальные институты и структуры, определяющие политику и экономику государства, и все эти управленческие субъекты нашей общественной жизни диктуют нам правила жизни, дают надежду на будущую жизнь, пропагандируя её перспективы. Космос – перспектива нашего общества. Как и когда будут реализованы эти перспективы? Чем они нам грозят? – добром или злом?
В рамках этой многогранной темы я касаюсь только её краешка – красной планеты Марс, – пока что загадочной, неизученной, неосвоенной. И, с точки зрения публицистики, взглянем на этот краешек глазами интернет-статей. Они ведь тоже общественные.
------------------------------------------
Начнём обзор.
Сколько землянам осталось ждать первых селфи с Марса?
Юрий Ткачев 13:59, 10 февраля 2018. Сайт strana.ua
"В ночь на 7 февраля компания SpaceX американского бизнесмена Илона Маска произвела первый запуск ракеты Falcon Heavy, согласно заявлениям разработчиков.
Сам Илон Маск неоднократно связывал проект создания Falcon Heavy с будущим путешествием на Луну и Марс. Неудивительно, что успех проекта многие трактовали как важный шаг в космической одиссее землян, сделавший жителей Земли еще на шаг ближе к полету к Красной планете.
Так ли это на самом деле, и каковы вообще перспективы человечества в этом смысле? Попытаемся разобраться.
Полет над гнездом "Тяжелого сокола"
Способна ли Falcon Heavy полететь на Марс? Безусловно, да. Станет ли она ракетой-носителем, с помощью которой люди совершат первую посадку на Марсе? Крайне маловероятно. Означает ли ее запуск некую важную веху на пути к организации такого полета? Скорее всего, нет.
Falcon Heavy действительно является наиболее мощной ракетой-носителем, используемой в настоящий момент. Она способна вывести на низкую опорную орбиту 63,8 тонны груза, что почти в 2,5 раза больше, чем другие "серийно" летающие в космос ракеты. Для сравнения, российская ракета-носитель тяжелого класса "Протон-М" может вывести на низкую опорную орбиту лишь 23 тонны, столько же поднимает "младший брат" Falcon Heavy, Falcon 9. Американский "Атлас-5" имеет грузоподъемность около 19 тонн, европейская "Ариан-5" – 20 тонн, китайская "Чжанчжен-5" – тоже порядка 20 тонн.
Вообще-то в человеческой истории бывали ракеты и помощнее. Например, американская Saturn-5 могла выводить на низкую орбиту 140 тонн, т. е. в 2,5 раза больше, чем Falcon Heavy. Запуски Saturn-5 осуществлялись с 1967-го по 1973-й – в рамках Лунной программы США. Слетав на Луну шесть раз, американцы явно удовольствовались достигнутым. Программа "Аполлон" была закрыта, Saturn-5 больше не собирались.
Оно и понятно: стоимость одного запуска Saturn-5 в пересчете на современные цены составляла около 1 миллиарда долларов США. Это означало, что стоимость вывода на околоземную орбиту 1 тонны груза составляла 7 миллионов долларов.
Для сравнения, запуск российского "Протона-М" сегодня обходится примерно в 65 миллионов долларов, что с учетом его грузоподъемности дает стоимость вывода на орбиту одной тонны груза в 2,8 миллиона долларов. Примерно столько же составляет стоимость вывода на орбиту тонны груза для Falcon 9, запуск которого стоит около 60 миллионов.
Аналогичная судьба постигла советский проект сверхтяжелой ракеты "Энергия", разрабатываемой для проекта "Буран" – аналога американского проекта Space Shuttle. "Энергия" могла выводить на орбиту до 100 тонн груза, а ее так и не появившийся на свет старший брат "Вулкан" – до 200 тонн.
Иными словами, ничего принципиально нового в плане грузоподъемности Falcon Heavy собой не представляет — бывало и больше.
Другое дело, что себестоимость запуска Falcon Heavy сравнительно невелика – по предварительным оценкам, около 90 миллионов долларов. Это, с учетом грузоподъемности ракеты, делает ее довольно выгодным "космическим грузовиком": стоимость доставки 1 тонны груза на низкую опорную орбиту составит порядка 1,4 миллиона долларов США – вдвое меньше, чем у российского "Прогресса-М" или Falcon 9.
Иными словами, Falcon Heavy сможет составить серьезную конкуренцию тому же "Прогрессу" в плане основной "работы", которую сегодня выполняют ракеты – вывода на орбиту различных искусственных спутников Земли.
Правда, в России уже в 2018 году планируют запустить тяжелую ракету "Ангара-А5", которая в теории сможет догнать, а то и обогнать Falcon Heavy по этому показателю. Считается, что запуск одной такой ракеты грузоподъемностью в 38 тонн после "обкатки" производства будет стоить 50-55 миллионов долларов, что позволит достичь показателя в 1,3 миллиона долларов за тонну груза.
Правда, до этого, как говорится, еще нужно дожить.
----------------------------------------------------
11:39 15/03/2018. Сайт mir24.tv/news/
Путин: В 2019 году состоится полет российской миссии на Марс
"Россия в 2019 году запустит миссию на Марс. Кроме того, в рамках нового исследования Луны российские специалисты осуществят высадку на полюса. Об этом президент РФ Владимир Путин рассказал во второй части документального фильма журналиста Андрея Кондрашова «Путин».
«Мы сейчас будем там осуществлять беспилотные, а потом и пилотируемые пуски – для исследования дальнего космоса, и лунная программа, затем исследование Марса. Первое – это совсем скоро – в 2019 году мы собираемся запустить в сторону Марса миссию», – отметил Путин.
По словам президента РФ, это новое продолжение исследования Луны, которое отличается от того, что было в СССР.
«Наши специалисты постараются сделать высадки на полюса, потому что есть основания полагать, что там может быть вода. Там есть чем заниматься, оттуда могут быть начаты исследования других планет, далекого космоса», – сказал президент.
Первая часть документального фильма Андрея Кондрашова «Путин», посвященного российскому лидеру, была опубликована в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» 11 марта. Путин, в частности, рассказывал о внутренней и внешней политике РФ, о санкциях из-за Крыма, также глава государства назвал цель антироссийских мер со стороны США. За одни сутки лента набрала более 6 миллионов просмотров".
---------------------------------------------------------
11:30, 27 июля 2018 Сайт lenta.ru/news/
Полет на Марс оказался под угрозой отмены
"Билл Нельсон, астронавт США и сенатор от штата Флорида, выразил обеспокоенность, что при нынешнем бюджете НАСА и планах президента Дональда Трампа вернуться на Луну, высадка людей на Марс будет отсрочена к 2050 году, если вообще состоится. Об этом пишет Phys.org.
США собирались отправить астронавтов на Красную планету к 2030 году, однако до сих пор у НАСА нет подробного плана, разработка которого уже просрочена на семь месяцев. Отчасти это связано с тем, что Трамп собирается вновь запустить лунную программу, предназначенную для испытаний технологий и космических аппаратов, которые в будущем пригодятся для полетов на Марс. Предшественник нынешнего президента США Барак Обама ранее отменил космическую программу «Созвездие», предусматривающую пилотируемые полеты на Луну, объясняя это тем, что необходимо сосредоточиться на Марсе.
Другой проблемой является нехватка финансирования. В 2009 году комиссия Огустина, созданная для рассмотрения проблем в отрасли пилотируемых космических полетов, заявила, что для отправки человека на Луну или Марс бюджет НАСА необходимо увеличить на три миллиарда долларов. Хотя была предпринята разработка космической программы, предусматривающей меньшие затраты, Национальная академия наук подсчитала, что в этом случае полет на Марс состоится не ранее 2050 года.
В 2017 году Конгресс потребовал от НАСА поэтапный план пилотируемой миссии на Марс, которого у космического агентства до сих по нет. По мнению Криса Карберри (Chris Carberry), исполнительного директора компании Explore Mars, международные и коммерческие партнеры могут помочь США достигнуть Красной планеты, однако они боятся, что власти будут постоянно менять приоритеты.
Карберри также отмечает, что для высадки людей на Марс в 2030 году необходимо как можно быстрее начать одновременную разработку около десяти различных технологий, включая аппараты, способные произвести мягкую посадку на поверхность Марса и возвращаться на Землю. Для этого также необходимо долгосрочное планирование.
Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!
Примечание:
Ниже приведённая статья приведена не полность, довольно большой объём.
11:14; |19/ 07/ 2005. Сайт "РИА Новости"
Космическая программа России – настало время дальнего космоса
Политический обозреватель РИА «Новости» Андрей Кисляков.
«Принятая в середине июля правительством России Федеральная космическая программа страны на 2006-2015 годы предполагает широкие исследования в области межпланетных сообщений. Причем, российские планы предусматривают уже конкретные экспедиции к Марсу. Вполне возможно, что провозглашенная год назад амбициозная американская программа дальних космических перелетов с успехом реализуется российскими космонавтами и учеными на практике.
Луна или Марс?»
(Конец выдержки статьи. Далее только конец статьи)
«Если стройной лунной подпрограммы в рамках утвержденного документа действительно нет, то российские марсианские планы прописаны там четко.
До 2015 года планируют осуществить две экспедиции. По сообщению генерального конструктора, генерального директора НПО им. Лавочкина Георгия Полищука, сделанного во время авиасалона в Ле Бурже, «у нас намечена миссия на октябрь 2009 г. к Марсу «Фобос-Грунт», предусматривающая работу автоматического аппарата на орбите Марса, посадку на его спутник Фобос, работу там в течение трех лет и возвращение на Землю».
Вторая экспедиция, дата которой еще не определена, связана с полетом к Марсу и работой непосредственно на его поверхности.
Третьей фазой исследований, по мнению Полищука, являются подготовка и проведение пилотируемых полетов на Марс. «Только с помощью автоматических приборов решить все вопросы нельзя».
Фактор МКС
Для новой космической программы – фактор скорее всего, материально-психологический. Очередная, неизвестно до каких пор отсрочка возобновления полетов американских шаттлов, под которые, собственно, проектировался международный комплекс, вновь не позволяет России планировать годовое распределение сил и средств. Если челноки полетят сейчас, т.е. в июле – это одно, если осенью – другое. Если же старт перенесут на более поздние сроки и все заботы о станции вновь останутся на российских плечах, то можно вполне убедительно говорить о крахе сегодня американской пилотируемой космонавтики, а также похоронить надежды на полное развертывание МКС, во всяком случае, в изначально заявленных масштабах.
Кроме того, продолжающийся застой этой программы и уж точно, ее свертывание поднимут новую волну критики в адрес пилотируемых полетов в целом. Если такое произойдет, то извечный спор между сторонниками пилотируемой и беспилотной космонавтики выиграют на долгое время последние».
(Конец статьи)
*** *** ***
Моё заключительное слово.
Граждане планеты Земля!
Не спешите делать космические прогнозы, – в условиях неустойчивой жизни нашей планеты они не прогнозируемы.
19 ноября, 2018 г.
В. Сандовский
-------------------
Свидетельство о публикации №218112000103