Глава 7. Тецуко пошла в первый класс
Тецуко с большим нетерпением ждала того, как она пойдёт в первый класс. Мы купили её новый красный рюкзак и сложили туда все необходимые письменные принадлежности.
С этого дня Тецуко надевала на плечи свой любимый рюкзак и гуляла в нём по дому, гремя пеналом. Я слышала этот звук даже на кухне, пока готовила кушать. Тецуко снимала рюкзак только чтобы сходить в туалет.
Я, как и все мамы, была счастлива видеть своего ребёнка в таком радостном предвкушении.К тому же, для Тецуко это было первым этапом вступления во взрослую жизнь. Она даже разговаривать стала по-другому. Например, когда я её звала:
«Тецуко-тян!», она энергично отвечала: «Да!». Когда я просила её о помощи в быту, она опять говорила: «Да!» и охотно выполняла поручение.
То, что Тецуко так неожиданно повзрослела, вызывало у меня смешанные чувства: я радовалась, и в тоже время мне было грустно.
Вот и прошла долгожданная церемония поступления в школу, Тецуко стала каждый день ходить в школу. С тех пор она стала ещё более оживлённой.
- Я пришла! – кричала она громким голосом, когда возвращалась домой.
И она начинала живо рассказывать, чем занималась, что произошло в школе.
- Мама, мы сегодня рисовали!
- Вот как, что вы рисовали?
- Можно было рисовать всё что захочешь.
- Тецуко-тян, что ты нарисовала?
- Ну, я…
- Подожди! Давай я попробую угадать!
Каждый день я ждала Тецуко со школы с нетерпением, чтобы услышать новые рассказы, которые мне самой очень нравились.
Но эти приятные дни длились недолго. Примерно через неделю после начала занятий, меня вызвала в школу классная руководительница Тецуко.
- Странно, о чём она хочет поговорить.
Папа тоже только качал головой. На следующий день я отправилась в школу.
Классная руководительница Тецуко была молодой учительницей, которая только окончила педагогическое училище. Она выглядела очень озабоченной и повела такой разговор:
- Ваша девочка, Тецуко-сан, слишком шумная. Во время урока она разговаривает с соседом по парте, смотрит в окно.
- Вот как?!
- Поэтому я часто спрашиваю: «Куроянаги-сан, о чём сейчас говорила учительница?», девочка всегда слушает и запоминает то, что я говорю. Но она всегда двигается и никогда не может успокоиться.
- Я поняла. Я поговорю с Тецуко, - сказала я и извинилась перед учительницей.
Но в глубине души я думала, что такое поведение нормально для ребенка, который только пошёл в школу и проучился всего неделю. Я подумала: «Наверное, учительница впервые стала классным руководителем, очень старается и немного нервничает». И даже прониклась к ней сочувствием.
Но вызов в школу не ограничился одним разом. Через десять дней мне опять пришлось идти в школу.
Учительница опять была с недовольным лицом.
- Куроянаги-сан во время урока стоит у окна и аудитории и смотрит всё время наверх под крышу. И как вы думаете зачем?
- Ну, я не знаю…
- Под крышей над нашей классной комнатой ласточка свила гнездо. Куроянаги-сан переживает, что птенцы могут легко выпасть из гнезда, поэтому даже во время урока она стоит у окна и внимательно смотрит наверх. И она совершенно не вовлечена в урок.
Пока я слушала объяснение учительницы, у меня в памяти вдруг всплыло воспоминание из моего детства об одном случае.
Однажды я обнаружила гнездо жаворонка в пшеничном поле недалеко от нашего дома. В гнезде жалобно пищали пять милых птенцов жаворонка. Иногда в гнездо возвращался жаворонок-родитель с едой в клюве, и тогда птенцы, подпрыгивая, наперебой вытягивали клювики, чтобы получить еду. Я подолгу просиживала на корточках, наблюдая за этим захватывающим зрелищем.
Хорошо присмотревшись, я заметила, что среди всех только один птенец был сильный и здоровый, потому что он один съедал всю еду, которую добывала мама.
- Ты кушаешь всегда самый первый, - говоря так, я придерживала головку самого резвого птенца какое-то время, давая возможность поесть остальным птенцам. Каждый раз как мама-журавль доставляла еду, я придерживала четверых, пока один кушал, и так пока все пятеро не наедались примерно поровну. И тогда довольная я уходила. И так я навещала птенцов в гнезде каждый день.
Об этом я рассказывала и Тецуко. Я думаю, Тецуко вспомнила этот рассказ и тоже заинтересовалась гнездом ласточки.
- Ах, вот как…. – ответила я рассеянно, вполне понимая чувства дочки.
Но на этом жалобы учительницы не закончились.
- А недавно, когда по улице проходили бродячие музыканты, Тецуко-сан вдруг закричала громким голосом: «Музыканты! Приходите сюда! Сыграйте нам!». Возможно ли. в таких условиях вести урок?!
Учительница всё больше распалялась.
Младшая школа находилась в центре города, там иногда проходили бродячие музыканты. Их, как и оценщика ломбарда, сейчас редко встретишь.
Бродячие музыканты играли на кларнете, на струнном инструменте - сямисэне, колокольчиках и барабанах; они шли по улице с шумным представлением, рекламируя открытие новых магазинов и распродажи. Они наряжались самураями, принцессами, Пьеро и другими героями к большой радости детей.
Мне тоже очень нравились уличные музыканты.
- Тецуко! Уличные музыканты идут! Пойдём посмотрим! – кричала я, когда слышала зазывную музыку «тин-тин дон-дон тин дон-дон».
Мы выбегали из дома, и, переговариваясь, смотрели представление до самого конца.
- Этот человек так умело играет на кларнете, он, наверное, всю жизнь хотел стать музыкантом!
- Этот персонаж одет женщиной, а на самом деле, он – мужчина. Смотри, из-под кимоно выглядывает волосатая нога.
Поэтому Тецуко не смогла сдержать радости, услышав уличных музыкантов, и стала звать их громким голосом прямо на уроке.
Слушая рассказ учительницы, я про себя улыбнулась. Но перед учительницей извинилась.
По дороге домой я думала о том, что Тецуко, действительно, мешает учительнице вести урок. Но слушая рассказы о школе каждый день, я вижу, как ей нравится проводить время в школе, и Тецуко даже не догадывается, что доставляет учительнице хлопоты.
«Тецуко, веди себя хорошо на уроках», - я понимала, что делать дочери такие замечания бессмысленно. Мы разговаривали, и я пыталась наставлять дочь:
- Учительница рассказывает много интересных вещей, и если ты не слушаешь, ты многое теряешь.
Но Тецуко придумывала каждый раз что-то новое, что мешало учительнице вести урок. В конце концов, меня вызвали в школу, и сделали предупреждение.
Несмотря на то, что я всегда легко ко всему относилась, даже я забеспокоилась о школьных буднях Тецуко. И стал искать подходящую школу, куда смогли бы принять такого ребёнка как Тецуко.
Как раз в это время знакомая рассказала мне про необычную школу Томоэ, которая находилась в районе станции Дзиюгаока. В этой школе не было учебных классов. Дети занимались в нескольких вагонах поезда. Это была маленькая школа, в которой учились всего около 50 учеников.
Не говоря ничего Тецуко, я отправилась в эту школу. Я встретилась с директором и рассказала ему всё о Тецуко.
- Ну, что, давайте встретимся с ребёнком, - смеясь предложил директор, после того как выслушал мой рассказ.
Вскоре я посетила директора вместе с Тецуко.
Директор был прекрасным педагогом, который тонко чувствовал детей.
- Тецуко, рядом со станцией Дзиюгаока есть интересная школа, которая находится в вагонах поезда. Давай сходим посмотрим?
- Там есть поезд?
Глаза Тецуко заблестели.
- Да, в вагонах поезда находятся классы.
- Вот это, да! Я бы хотела сходить.
- Может быть, ты попробуешь ходить в ту школу?
- Давай!
Я завела этот разговор, чтобы выяснить настроение Тецуко. Конечно, я не стала бы говорить дочери: «Мы меняем школу, потому что ты причиняешь беспокойство учительнице». Я не рассказывала Тецуко и том, что меня вызывали несколько раз в школу.
Когда мы пришли в школу Томоэ, директор пригласил к себе в кабинет только Тецуко и очень долго с ней беседовал. И когда она вышла из кабинета директора, она уже стала ученицей этой школы.
Школа Томоэ совершенно отличалась от обычной школы, и учиться там было интересно.
На каждом вагоне была прикреплена табличка: Математический класс, Кабинет физики и другие. На месте водителя сидел учитель, преподающий этот предмет.
Ученики с первого по шестой класс учились вместе. Каждому ученику выдавали материалы с заданием на день, соответствующим его уровню. Ученики, получив материалы, начинали самостоятельное изучение. Если ученику было непонятно, он подходил к учителю, и тот ему объяснял.
Были дети, которые схватывали быстро, были такие, кому требовалось больше времени на изучение. Новый материал не выдавали до тех пор, пока каждый ребёнок не понял материал.
Затем раздавали тест. Если ученик набирал 100 баллов, давали материалы с новой темой. Ученик, который изучил все материалы, запланированные на день, мог идти гулять на улицу.
Директор предпочитал воспитывать детей так, чтобы они чувствовали себя свободными. Уроки в его школе были необычными и увлекательными.
Например, детей водили в соседнее фермерское хозяйство. Пожилого крестьянина дети называли учителем. Крестьянин рассказал, как сеять, как выращивать овощи.
Такое было примерное расписание на день.
Я очень полюбила школу Томоэ. Тецуко тоже полюбила эту школу, и каждый день посещала её с большой радостью. Как здорово, что мы перешли в эту школу! Я наконец-то вздохнула с облегчением.
Свидетельство о публикации №218112001038