Профи vs не-профи

Когда-то я учился в школе, а отец выписывал журнал «Техника-молодежи». В рубрике «Однажды» этого журнала я однажды прочитал удивительную заметку. Запомнил на всю жизнь!
В начале 20-го века англичане пригласили русского инженера-кораблестроителя. Попросили разобраться, почему корабль, который только что построили, плывет недостаточно быстро. По всем расчетам это должен был быть быстроходный лайнер, но не плывет, чтоб его! Инженер ознакомился с чертежами и дал единственное предложение: обрезать винты корабля на 20 см. А у этого лайнера винты были более 3 метров в диаметре! Никто в пользу такого совета не поверил, но винты укоротили. Корабль поплыл быстрее! Англичане сняли шляпы и приняли инженера в королевское общество инженеров.
Эта история стала и остается для меня свидетельством высочайшего профессионализма.
Спустя более 100 лет в интернете вы легко найдете расчёт винтов для моторной лодки или катера. Быстрые корабли делать давно научились. А в 1900-х еще только осваивали электричество, и инженер был вооружен лишь бумагой и карандашом. Это невозможно представить! К сожалению, я забыл фамилию инженера, и не нашел описания этого случая в биографиях известных корабелов России начала 20 века. Увы мне! Видимо, плохо искал…
Этот эталонный пример оттеняет огромную массу примеров других. Нас окружает огромное количество непрофессионалов. Профессионалов не много и диспропорция увеличивается… Но я хочу обратить внимание только на один оттенок непрофессионализма.
Ситуация: вы автолюбитель, вы приходите в автомагазин, вам нужна какая-то запчасть. Вы готовы сказать о своем автомобиле все, что написано в паспорте, в свидетельстве, в договоре на покупку автомобиля. Но это не поможет: выслушав вас, «профи-продавец» спросит: способ соединения этой запчасти у вас европейский или северо-европейский? Или что-то в этом роде.
Кто в этом случае дилетант – вы или товарищ за прилавком?
Это происходит постоянно и повсеместно. Строитель вас спросит, как для вас лучше класть бетон? Монтажник Интернета обвинит, что у вас затухание большое и «витая пара» не та. И т.д., бесконечно… Вы должны все это знать? Если бетон потрескается, это вы виноваты, что не так ответили?
Многие «специалисты», возможно, знают свою область деятельности, но почему-то считают, что все вокруг них обязаны знать о ней не меньше.
Я начинаю коллекционировать выдающиеся случаи профессионализма и, для равновесия, советы горе специалистов и иногда весёлые, иногда странные ответы на вопросы обычных людей. Пока то, что вспомнилось.
Первый случай произошёл на заре 90-х, когда в Россию хлынула иностранная, непонятно из каких стран сантехника. С высоты 21 века и на фоне бесконечных передач о ремонте этот случай уже не слишком впечатляет, но место в моем списке заслужил.
Для замены вечно капающего крана я купил импортный, красивый, блестящий, непохожий на советские краны. Непохожий, как оказалось, абсолютно… Устанавливаю, закручиваю гайку, а гайка не закручивается. Диаметр такой же, а гайка не идёт. Иду на рынок, рассказываю о ситуации. Вопрос рыночного специалиста:
- У вас резьба дюймовая или метрическая?
- Не знаю, вот, прикрутить хочу.
- Так вот, сначала узнайте, потом приходите, - назидательно ответил профи.
Что узнать, у кого? Что, у всех разное из стены торчит? Что там нарезано? Почти тридцать лет назад я этого не знал… Продавец, правда, снизошел с вершин своих знаний и продал мне переходники. Подошло.
Следующая сценка, в те же годы.
В Москве открылся фирменный магазин Сони. Просуществовал он недолго, но я успел туда зайти: отличное оформление, головокружительное техника, сверхвежливый обученный персонал, который, правда, казался слегка приставучим. Входит девушка. Рядом с ней мгновенно возникает консультант.
- Девушка, что бы вы хотели?
- Мне нужен плеер, - отвечает девушка.
- Цифровой или аналоговый?
- Д-да нет, музыку слушать хочу, - отвечает ошеломленная напором покупательница.

Случай в офисе, в конце 90-х, почти легенда.
Женщина вызывает паренька программиста в связи с плохой работой компьютера. Что такое «плохая работа» она объяснить не может. Паренек разбирается и понимает, что компьютер, очевидно, постоянно отключают некорректно, просто кнопкой «выкл». Программист спрашивает женщину:
- Вы shutdown делаете?
Женщина или в силу своих знаний или остроты слуха понимает только звуки «вы» и «даун» и, как оказалось, складывает из них
- Вы, черт, даун?
видит в этом вопросе негативную оценку своего умственного развития, кричит, после чего ябедничает начальству.
Следующее. 2018 год. Жена жалуется в пафосный интернет-магазин на то, что несмотря на все усилия, ее заказы аннулируются, деньги возвращаются.
Служба поддержки отвечает, что все исправили, можете размещать заказ и добавляет:
… but before that kindly delete the cache and cookies first. (…но перед этим аккуратно удалите кэш и куки).
Жена как раз на курсах английского изучила, что такое куки и несколько беспомощно смотрит на вазочку с печеньем. Как уничтожение печенья поможет ее айпаду? Даже если жевать kindly, совет странный… А уж удаление кэша, который, на взгляд нормального человека, находится в кошельке, выглядит, как попытка требовать предоплату!
К сожалению, продолжение, очевидно, последует…


Рецензии