1. 27. Учительские будни

Месяца полтора начинающий педагог, очевидно, привыкал к новому для себя распорядку.
Рано утром в школу являлась техничка, чтобы помыть полы, наколоть дров и растопить печи в классных комнатах.
{См.: 14.179, с. 21}

Если в штате таковая отсутствовала, все эти хлопоты ложились на плечи учителя, возможно, того же отца.
Обогревом своей каморки ему, как сообщалось в главе 1.25 «Первые шаги», в любом случае приходилось заниматься самому.

Позавтракав чем бог послал, он проводил четыре урока (пятый мог быть два раза в неделю, только если на его долю
выпал четвёртый класс).
{См.: 11.14, п.2}

Во второй половине дня корпел над тетрадками, проверяя домашние задания, контрольные работы.
{См.: 14.184, с.19}
Оценивал их по пятибалльной словесной шкале 1935 года: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»
и «очень плохо».

Иногда разрешались иные формулировки.
Тогда отцовская рука выводила в тетрадках «пос» («посредственно»), или даже «неуд» («неудовлетворительно»), 
реже – «хор» («хорошо») и совсем уж редко – «ох» («очень хорошо»).
Цифровую пятибалльную систему вернули в школу в 1944-м.
{См.: 14.185, с.156}

Затеплив керосиновую лампу, отец приступал к составлению поурочных планов и конспектов уроков,
стоящих в расписании следующего дня.
Как это происходило, мы описывали в главе 1.24 «В Русско-Антоновской школе».

Постепенно он втянулся в этот изнуряющий ритм.
А юность и здоровье позволяли находить силы еще и для общественной деятельности.
Ею, по данным историков, были заняты почти 60 процентов сельских учителей.
{См.: 14.181, с.19}
Они, в первую очередь члены ВКП(б) и ВЛКСМ, «были перегружены сверх нормы
партийными и комсомольскими обязанностями и вообще общественной работой».
{14.183, с.69} 

К счастью, отец оказался в школе не в предвыборный период, иначе стал бы агитатором, носился по сёлам,
работал в избирательной комиссии.
Но уклониться от распространения госзаймов он, как и все его коллеги, не сумел. {См.:14.184, с.19}

Впрочем, дел и без того хватало.
Сельские учителя были вынуждены делить между собой руководство школьным советом, ученическим комитетом,
кружками (ремесленным, антирелигиозным, политическим, художественным, сельскохозяйственным),
санитарной, культурно-просветительской и хозяйственной комиссиями.
{См.: 13.195}
«Даже в небольших начальных школах педагоги отчитывались о созданных ими краеведческих кружках
и кружках воинствующих безбожников».
{См.: 14.184, с.19}

Что из этого списка выпало на долю отца, я не знаю.
Но участвовать в политическом образовании и воспитании детей, и не только их, он был обязан. 

«Учитель, – пишет известный сибирский ученый  Щеглова, – являлся проводником новой социалистической культуры
и мировоззрения в селе, ставленником советского государства, которое выучило его на государственные деньги
и содержало на государственное жалованье.
Ему отводилась роль транслятора нового мировоззрения в сельское общество».
{См.: 14.182, с.127}

О том же отцу говорили в Курманском райкоме ВЛКСМ, после того как внесли соответствующую запись
в журнал регистрации членов и кандидатов ВЛКСМ, принятых и снятых с учёта.
{См.: 13.221}
Отложив бумаги в сторону, дежуривший в тот день работник напутствовал его словами из устава ВЛКСМ.
Напомнил о том, что комсомолец обязан разъяснять широким массам марксистско-ленинское учение,
выполнять решения партии, активно участвовать в политической жизни.
{См.: 13.220} 

С тех пор отец неоднократно выступал перед людьми.
Аудиторию, как правило, собирал приезд кинопередвижки.
Кино, по-прежнему было новинкой и притягивало крестьян.
С интересом слушали они юношу перед началом сеанса.
«В деревнях тогда не то, чтобы радиоточек, но и газет было мало».
{См.: 14.183, с.72}

Международная тематика волновала всех.
Мало кого обмануло подписание пакта с Германией.
Большинство советских людей были уверены в  неизбежности войны с фашизмом.
«Она постоянно фигурировала в кино, в газетах и сознании людей».
{13.63}

События в Финляндии зимой 1940-го заслонили собой осенние успехи в Западной Украине и Западной Белоруссии,
дипломатические удачи в Прибалтике.

«Патриотический подъём, уверенность в быстрой победе в начале войны сменились беспокойством и разочарованием
по мере затягивания советско-финского противостояния.
А нарастание неудач, учащение похоронок, увеличение обмороженных солдат внесли в общество тревогу
и породили негативное отношение к войне».
{13.131}

Вряд ли газеты, которые читал отец, подробно сообщали о проведенной в январе – начале февраля подготовке
к новому наступлению.
Это теперь мы знаем, что был образован Северо-Западный фронт во главе с командующим командармом I ранга Тимошенко,
на 40 процентов увеличена численность действующих войск, их усилили авиационными, артиллерийскими,
танковыми и инженерными частями, обеспечили новым оружием, боевой техникой, средствами связи,
питанием и зимним обмундированием.
{См.: 13.173}

Зато сводки с полей второй мировой войны публиковались в газетах из номера в номер, однако были они так же
малосодержательны, как описываемые в них действия.
«В то время как на Западном фронте французская и английская авиация ограничивается разведывательными полётами,
стараясь не провоцировать немцев, – напоминает публицист Пыхалов, – наши лётчики сбивают самолёты
с синими свастиками».
{14.81, с.149}

Как известно, «опознавательным знаком финских ВВС и танковых войск была синяя свастика.
Те, кто заявляет, будто именно Сталин своими действиями толкнул Финляндию в гитлеровский лагерь,
об этом предпочитают не вспоминать.
\Как и о том, зачем миролюбивой Суоми понадобилась построенная к началу 1939 года с помощью немецких специалистов
сеть военных аэродромов, способная принять в 10 раз больше самолётов, чем их имелось в финских военно-воздушных силах».
{14.81, с.166}

Мог ли отец тогда знать о том, как фашисты и западные демократии в едином порыве, забыв о войне между собой,
оказывали помощь финнам?
Сообщалось ли в наших газетах, что США ввели против СССР экономические санкции?
Что вооружение, боеприпасы и снаряжение Финляндии поставляли Великобритания, Франция, а также США, Италия,
Бельгия, Венгрия, Южно-Африканский Союз, Канада, Дания, Норвегия и другие страны?

Так же поступала по договорённости с Германией «нейтральная» Швеция, взамен получая от неё истребители,
артиллерийские орудия и танки.

На стороне финнов участвовали в боях свыше 11 с половиной тысяч иностранцев: шведов, датчан, норвежцев,
венгров, американцев.
{См.: 13.173}
Значительно позже выяснится: в советско-финской войне готовились участвовать непосредственно
англо-французские вооруженные силы.

«Французским генеральным штабом был разработан план военных действий против СССР,
предусматривающий высадку 100–150 тыс. английских, французских и польских солдат в Печенге (Петсамо)
и авиационные удары по нефтяным месторождениям Баку и другим важным объектам.
После этого предполагалось наступление со стороны Финляндии на Ленинград и Москву, а со стороны Сирии –
на Кавказ и центральные районы СССР».
{13.173}

По истечении десятилетий Генри Киссинджер изумлялся тому, «до какой степени Франция и Великобритания
потеряли ощущение стратегической реальности.
…Угроза союзной интервенции, возможно, и помогла бы Финляндии обеспечить себе лучшие условия
по сравнению с первоначальными советскими требованиями, но в конце концов ничто уже не могло остановить Сталина
в перемещении советской линии обороны подальше от Ленинграда.

Для историков остается загадкой, какая нечистая сила толкала Великобританию и Францию оказаться на волоске от войны
одновременно с Советским Союзом и нацистской Германией за три месяца до того, как разгром Франции доказал:
весь этот план просто-напросто — мыльный пузырь».
{14.166,  с.303}

Ныне стали известны и тогдашние усилия западных политиков, в частности министра иностранных дел Великобритании
Галифакса и заместителя государственного секретаря США Уэллеса, добиться примирения с фашистской Германией,
осуществить «новый Мюнхен».
Их планы порушило начавшееся 11 февраля наступление РККА.

Вскоре небезызвестная «Линия Маннергейма» была прорвана.
Правительство Финляндии инициировало переговоры.
Лиддел Гарт с изумлением оценивал позицию СССР: «При столь коренным образом изменившихся обстоятельствах…
новые советские требования были исключительно умеренными».
{14.131, с. 67}

12 марта в Москве был подписан Договор о мире. 
{См.: 13.174}
В итоге «граница была отодвинута от Ленинграда на 150 км, от Мурманска на 50 км, получен в аренду полуостров Ханко».
{14.159, с.27} 
В составе СССР оказалась бОльшая часть территории Карелии, находившейся в составе Российской империи до 1917 года.
{См.: 13.4.89}

Читаю в «Зимней войне» Таннера: «Жесткие условия мирного договора стали большой неожиданностью для страны.
…Повсюду в знак траура были приспущены флаги».
{14.170, с.324}

Глубокое разочарование постигло и его западных коллег. 
Премьер-министр Франции Даладье заявил 19 марта у себя в парламенте:
«Московский мирный договор — это трагическое и позорное событие.
Для России это великая победа». 

«Не очень-то великая, – оппонирует ему современный российский публицист.
– Но всё-таки победа».
{14.81, с.183}

«Как в 1700 году, так и в 1939 году России пришлось силой возвращать то, что было отнято у нее (тоже силой)
во время смут 1608-1617 и 1917-1922 годов».
{14.169, с.547} 
Какой ценой?
Безвозвратные (то есть убитые и умершие от ран) потери РККА по итогам советско-финской войны
составили 126 тысяч 875 человек.
{См.: 13.174}

По мнению российского философа Кожинова, «сам факт очень дорого обошедшейся победы над крохотной Финляндией
делает абсолютно неправдоподобной, даже нелепой нынешнюю «гипотезу», согласно которой в СССР
всего через несколько месяцев после этой – в сущности, пирровой – победы было-де принято решение
напасть на Германию, к тому времени уже подчинившую себе всю континентальную Европу!» 
{14.137, с.72–73}


Рецензии
Работа над книгой об отце продолжается!
Чему и я рад!
Трудяга ты!
Молодец!

Валерий Митрохин   24.11.2018 22:21     Заявить о нарушении