Твёрдый знак

  Триста семьдесят лет назад здесь пролегала государственная граница. Форпостом, равным среди равных, на ней стояла крепость Верхососенскъ. Именно так, с твердым знаком на конце, писались все города Засечной черты. Хотмыжскъ, БЪлгородъ, Яблоновъ, Царёвъ Алексеевъ. Верхососенскъ, Усердъ, Ольшан, Коротоякъ, ВоронежЪ... И это была не просто грамматическая норма. Это было утверждение за городами каменной крепости духа. Здесь на горячей точке 18-го века, служили разного набора московские люди их Тулы и Данкова, Гремячего и Епифани, Дедилова и Каргополя, сибирские стрелецкие сотни из Томска и Тобольска. Здесь , вокруг верхососенского Кремля, заложили свои посады бежавшие от польской панщины каневские, киевские, черниговские, полтавские малороссияне. Местность была канонической территорией Контантинопольского патриархата, а церкви в городах ставили волей патриарха Московского. Да к тому ж на эти годы пришёлся внутрирусский церковный раскол.
И все это сказывалось на Верхососенске. Город был плавильным котлом, давшим начала десяткам окрестных деревень и слобод и сотням хуторов.
К слову, о церквах. Из здесь, включая Троицкий собор, было четыре. Ныне остался соборный.Ильинский храм, образчик шатрового церквестроения,
А сегодня, в канун престольного праздника, в селе, на месте утраченного Свято-Михайловского храма , благочинный Бирюченского 1-го благочиннического округа отец Олег освятил памятный Крест. Его установили на деньги прихожан, и потому на чине освящения присутствовало всё село.
Я тоже был на торжестве. Хмурый день, клочковатые облака, замерзшие люди. Никто не расходится, крестятся вместе с батюшкой. Людей много, но я знаю, что сто лет назад, что подтверждает словарь Ефрона-Брокгауза, здесь жили больше шести тысяч человек.
Сегодня во всем сельском округе, включая окрестные села, не насчитывается и тысячи.
Демографический обвал.
И я хочу понять - какой враг за столетие практически вымарал, почти уничтожил крупный центр русских ремесел, торговли и землепашества? Кому помешал этот бывший город, до революции лишь разраставшийся и крепнувший, и у которого отняли даже имя?
Я пытаюсь так сфотографировать памятный Крест так, чтобы фоном ему не попали нынешние сельские развалины.
Не получается.
Может - из-за обезлюдения здесь и нынче, как двести семьдесят лет назад, опять кровоточит государственная граница, а земли чуть ли не за огородами снова становятся канонической территорией Константинопольского патриархата.
Спасет ли село новый крест? Не знаю. Но сегодня я видел, как Россия эти Крестом пытается удержать своё присутствие здесь, где русских год от года становится всё меньше...


Рецензии