Воспоминания о кинематографистах

Кино всегда привлекало меня, завораживало. Когда-то давным-
давно в Сормово я организовал киноклуб, один из первых в городе
Горьком. Киноклуб располагался в кинотеатре «Буревестник». В
киноклуб на встречу приглашались известные кинорежиссёры,
артисты, кинокритики, любители кино. Эти встречи всегда проходили
очень интересно.

КИНОРЕЖИССЁР МАРК СЕМЁНОВИЧ ДОНСКОЙ
Я встречаю его у входа в кинотеатр, волнуюсь. Из легковой
машины выходит небольшого роста, очень подвижный, улыбчивый
человек, протягивает мне руку, здоровается: «Донской». Я жму ему
руку и говорю: «Я тоже Донской». Он смеётся, мы выясняем, не
родственники ли мы. Оказывается, нет, просто однофамильцы.
Проходим в зал, где уже собрались многочисленные зрители, члены
клуба. Я представляю гостя. Вечер начался. Состоялся просмотр
знаменитого кинофильма Марка Семёновича Донского «Радуга», за
который он получил «Оскар», первый в СССР. Во время войны этот
фильм смотрел президент США Рузвельт. Он был буквально потрясён
этим фильмом.
***
Закончился просмотр, и началось обсуждение увиденного.
Многие из присутствующих видели этот фильм тоже впервые, и он
произвёл на них большое впечатление.
Марк Семёнович Донской был основоположником первого
цветного кинофильма в СССР. Его фильмы «Детство», «В людях»,
«Мои университеты», «Мать», «Фома Гордеев» снимались в нашем
городе на Волге. Поэтому вопросов задавали Марку Семёновичу
много, обсуждение было живым и интересным.
Помню, он спросил о том, какой эпизод из его фильмов нам
больше всего запомнился. Я сказал, что меня потрясла сцена
расстрела евреев в фильме «Непокорённые» по повести Бориса
Горбатова, а также сцена из фильма «Платок на дереве – символ
загубленной жизни». Кинорежиссер сказал: «Да, Донские всё знают».
Вечер прошёл очень хорошо, Марк Семёнович остался очень доволен
и на прощание подарил мне пригласительный билет на
Международный кинофестиваль, который должен был открыться
летом 1973 года в Москве.

НА МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ
Июнь 1973 года. Москва. Кремлёвский дворец, в котором
проводится очередной Международный кинофестиваль. Ещё на
подходе к нему вижу множество людей, мечтающих попасть на
кинофестиваль. У входа в Кремлёвский дворец встречает гостей
известный мне по многим кинофильмам народный артист РСФСР
Николай Гринько, которого я просто обожал. В фойе много разных
знаменитостей; узнаю молодых Владимира Ивашова и Светлану
Светличную, Леонида Куравлёва и многих других.
Все стоят, разговаривают, улыбаются. Звенит звонок,
приглашающий всех в зал. Зал весь заполнен кинематографистами.
Нахожу своё место, сажусь и с интересом наблюдаю за залом. Узнаю
молодого, красивого Вячеслава Тихонова, появляется Тамара
Макарова, одна, без Сергея Герасимова.
***
А вот и великий артист Анатолий Кторов, он уже довольно стар,
идёт с кем-то под руку, хромая. Возле меня садятся в кресло Любовь
Орлова и Григорий Александров. Вблизи Любовь Орлова кажется мне
маленькой и некрасивой. Смотрю, вдоль рядов пробирается всеми
узнаваемый народный артист СССР Михаил Жаров, навстречу ему –
не менее известный киносценарист Алексей Каплер. Вот они
встречаются, обнимаются, трижды целуются, садятся рядом.
Зал гудит. Звенит третий звонок, всё смолкает, наступает тишина.
На сцену выходит министр кинематографии СССР. Он приветствует
всех присутствующих и в своей краткой речи объявляет Московский
Международный кинофестиваль открытым и приглашает на сцену
делегацию английских кинематографистов. Переводчик на русском
языке представляет каждого из членов делегации. Звучат
аплодисменты. Затем объявляется, что будет показан новый
кинофильм «Ромео и Джульетта».
Гаснет свет, и просмотр фильма начался. Все смотрят фильм с
большим вниманием, очень молодые артисты прекрасно играют
Ромео и Джульетту. Фильм прекрасно срежиссирован, хотя
содержание его давно всем известно. Просмотр длится более двух
часов, после чего загорается свет. Звучат аплодисменты. Объявляется
перерыв, и все приглашаются в банкетный зал на фуршет. Подымаюсь
и я по эскалатору вместе со всеми. Банкетный зал сверкает своей
белизной и нарядностью. На многочисленных столах – бутерброды с
колбасой, сыром, с красной рыбой и икрой, различные напитки.
Смотрю на посетителей банкетного зала, которые постепенно
заполняют его. Никогда больше не видел столько знаменитых и
выдающихся кинорежиссеров, артистов, деятелей советского
кинематографа одновременно. Мысленно восторгаюсь всем этим,
думаю, какой это замечательный праздник. Мои мысли прерывает
первый звонок. Нас снова приглашают пройти в зал. Просмотр новых
кинофильмов на Московском Международном кинофестивале
продолжается…

КИНОРЕЖИССЁР ГРИГОРИЙ НАУМОВИЧ ЧУХРАЙ
Наш Сормовский киноклуб просуществовал несколько лет и по
разным причинам был закрыт. Так получилось, что на закрытии
киноклуба присутствовал другой знаменитый кинорежиссёр, ученик
М.С.Донского – Григорий Наумович Чухрай.
В восемнадцать лет он был призван в Красную Армию, прошёл
Финскую и Отечественную войну, был несколько раз ранен,
награждён многими боевыми орденами и медалями. Всё виденное и
пережитое им нашло отражение в его замечательных фильмах. Долгое
время, работая ассистентом на киностудии им.А.Довженко, ему не
давали возможности самостоятельно снимать свои кинокартины. Его
первый режиссёрский дебют – фильм «Сорок первый» – был отмечен
в 1957 году на Каннском кинофестивале. Его замечательные фильмы
«Баллада о солдате», «Чистое небо» вошли в золотой фонд советского
киноискусства. За фильм «Баллада о солдате» он получил более 120
различных наград, а фильм «Чистое небо» в 1961 году был удостоен
Ленинской премии.
Все вместе смотрим его фильм «Баллада о солдате». После
просмотра этого замечательного фильма Григорий Наумович ответил
на многочисленные вопросы членов нашего клуба и зрителей. Мне
навсегда запомнился Григорий Наумович Чухрай – высокий,
красивый, добрый и жизнерадостный человек.
Такие встречи не забываются.


Рецензии