Наука наемная и наука свободная

               
                НАУКА НАЕМНАЯ И НАУКА СВОБОДНАЯ               

В рассказе «Подробности жизни Никиты Воронцова»:
… (Только не надо недоумённо разводить руки и закатывать глаза: наука как форма человеческого воображения умеет, конечно, много гитик, но натура умеет этих гитик в неисчислимое множество раз больше.)
«Подро;бности жи;зни Ники;ты Воронцо;ва» — фантастическая повесть писателя С. Ярославцева (псевдоним Аркадия Стругацкого), при участии Бориса Стругацкого, 1984 года. Переведена на французский, английский, чешский и украинский языки[
Для Стругацких, согласно моей версии, наука - это форма человеческого воображения. Человеческое же воображение не существует без того, кто воображает.
 

Свободные и наемные исследователи-ученые
Николай Мальцев-Ганичев 2
                СВОБОДНЫЕ И НАЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ-УЧЕНЫЕ


      Не существует науки как таковой. Есть различные средства (материально-вещные) и действующие живые существа - люди. Исследователь-ученый может осуществлять исследования самостоятельно, на свои средства, в одиночку или в определенной форме организации с другими людьми. Если он (один или совместно с аналогичными людьми) не является наемным работником, работником нанятым с целью привлечения его к ведению исследований, но осуществляет исследования вне найма, то, какими бы мотивами он не руководствовался, он является свободным исследователем-ученым, т.е. свободным от найма, от наемного труда. Если условно считать, что есть наука, то такие исследователи-ученые есть свободная наука или ненаемная наука.
      Таким образом, при условии, что мы считаем возможным деятельность людей с различными средствами и в различных формах организации определять как НАУКУ, то следует различать не лже-науку и науку, а наемную науку и свободную науку. Профессиональная наука - это и есть наемная наука, профессиональный исследователь-ученый - это наемный ученый. Мотив деятельности профессионального ученого - получение содержания, средств жизни. Собственно цель исследования-изучения для него является лишь средством, с помощью которого он добывает себе средства. Это ни нехорошо и ни хорошо, но просто так есть.
      Было бы странным, если бы свободные ученые-исследователи муссировали тему о лже-науке.
Смысл? Этим занимаются наемные исследователи-ученые, конкурируя между собой за ресурсы. Свободные исследователи тоже конкурируют, но иначе, т.е. признавая по умолчанию право каждого на любую позицию. Объявлять же кого-либо, занимающегося исследованиями, лже-ученым могут только наемные исследователи, видя в оппоненте своего врага в борьбе за кусок булочки с маслом, иногда с икрой на симпозиумах.

© Copyright: Николай Мальцев-Ганичев 2, 2010
Свидетельство о публикации №210102500206

Для называемых нами ученых-теоретиков, ученых гуманитариев нужно, чтобы люди придерживались схемы ориентирования, согласно которой ученые добывают знания, даже не сами ученые, а различные науки, различные разделы и подразделы наук. Физика изучает одни явления природы, химия - другие и прочая, прочая таковая. Если подобную установку, подобную схему ориентации считать ложной, то что тогда производят ученые-исследователи, особенно, теоретики, особенно, ученые гуманитарии?
Если ученые исследователи в России под колпаком Запада, если образование также, то кто запрещает этим ученым исследователям организовывать альтернативную систему научно-исследовательской деятельности, альтернативную систему образования? Кто запрещает организовать свободную национальную науку и свободное национальное образование?
Если вы не можете, не способны решить эту проблему, то, следовательно, вы просто не разбираетесь в данной проблеме. И какие вы ученые исследователи? Понятно, жалкие.


Рецензии