Наше воспитание

Наше воспитание и образование и светское и христианское часто заключается в заучивании определённого свода правил.
Выучи буквы, выучи правила сложения и вычитания, выучи правила грамматики, выучи законы механики, выучи правила поведения, выучи заповеди, выучи традиции церкви...

Такой подход убивает исследовательский характер, лишает радости открытий, возможности контролировать самого себя.

В общем в этом плане я последовательница Марии Монтессори. Вернее не так. Сначала на работе у нас было противостояние: коллеги ополчились за "не правильную" позицию. Ребенка надо УЧИТЬ!
Я отступила. И только потом, когда прочитала труды итальянского педагога, поняла, что ничего доказывать не надо. Людям не нужна идея. Им нужен авторитет, им нужно громкое имя!
А вот МАРИЯ МОНТЕССОРИ... говорила, что ребёнок должен испытывать радость от собственных открытий, сам проверять себя на правильность выполненных действий.

У нас в России очень трудно приживается такая педагогика. И дело частично конечно в том, что СССР - антихристианская страна, а Мария - христианка и педагогика у неё христианская. Но и даже сейчас, в нашей "свободно религиозной" стране, если и открывают центры Монтессори... Так ужасно коверкают структуру, так переворачивают с головы на голову, что мама дорогая!

У нас ментальность такая.
Легче жить законом. То делай, то не делай. Так живи, так не живи. Так одевайся, так не одевайся.
Если не так,  то как же?! А вдруг неправильно, а вдруг ошибёшься?
А по правилам всё четко и понятно, и думать не надо. Если не знаешь как поступить, спроси, тебе скажут.

Ко мне вот такие семьи приходят. Мама смотрит, вперив острый взор в своё дитя, ребёнок, прежде чем что то взять, вопросительно смотрит на неё: правильно? После одобрительного моргания, продолжает действие с предметом. Так и сверяется с мамой.
- Почему ты именно так сделал?
Молчит. Он не знает почему. Это сложный вопрос "почему". Он сделал так, потому что ему дали понять что ТАК ПРАВИЛЬНО.

Никакой логики действий, никакой вариативности мышления.

Обычный "системный" человек спрашивает:
-А зачем это? Делаешь по инструкции и живёшь спокойно.

Много раз слышала подобный вопрос:
- Едешь на машине и не думаешь как она устроена. Одеваешься по правилам и не думаешь, и замечания не получаешь. Ведёшь достойный образ жизни потому что так по правилам и всё.

Зачем забивать голову глупыми вопросами: зачем, почему? Зачем самоконтроль? Это сложно.

Сложно. Это из детства.
Мы. Педагоги. Убиваем. В. Детях. Радость. Открытий.

Мы натаскиваем в навыках, в так называемой теоретической логике, а практическую убиваем.

Если бы ребёнок в игре столкнулся с задачей, как урегулировать движение на отрезке дороги? Он бы открыл для себя свой светофор, свою разметку, свою патрульную службу...
Если он столкнулся с проблемой болезни, он бы мог открыть для себя правила профилактической гигиены и ЗОЖ...

Это было бы осознанное следование правилам.
Границы, которые он расставляет сам.


Рецензии