А мы из Пензы
Закончились, продолжавшиеся долгие годы, 1-я мировая и Гражданская войны. Артиллеристам молодой Красной Армии Республики Советов в наследство остались старые российские пушки и гаубицы, хотя и показавшие превосходство, по боевым качествам, над аналогичными иностранными образцами. Война показала, что нужна не только новая военная техника, отвечающая новым повышенным требованиям ведения боевых действий, что нужны и квалифицированные командные артиллерийские кадры.
Война 1936 года в Испании, возрождение фашизма и вооружение Германии говорили о том, что новая мировая война не за горами. Но, прокатившаяся в 1937 году в СССР широкая волна репрессий против советского народа, крепко ударила и по Красной Армии. Были репрессированы тысячи командиров и полит-работников, имевших опыт 1-й мировой и Гражданской войны. Кроме того накануне Отечественной войны только 7,1% командного и начальствующего состава РККА могли похвастаться высшим военным образованием, среднее было у 55,9%, ускоренные курсы - у 24,6%,а оставшиеся 12,4% не получили вообще никакого военного образования. В «Акте о приёме Наркомата обороны Союза ССР тов. Тимошенко от тов. Ворошилова» говорилось: «Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене рота - взвод, в котором до 68% имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта».
Состояние советской промышленности в начале 30-х годов и вновь создаваемых артиллерийских конструкторских бюро на позволяли создавать новые образцы артиллерийских орудий. Поэтому всё было направлено на модернизацию (повышение ряда характеристик)артиллерийских орудий.
В эти годы на вооружение Красной Армии были приняты модернизированные 76,2-мм пушка обр.1902\30 г.,122-мм гаубица обр.1909\30 г.,152-мм гаубица обр.1909\30 г.и другие (рис. 1).
В последующие годы в конструкторском бюро В.Г. Грабина создаётся 76,2-мм пушка обр.1936 г.(Ф-22), послужившая базой для создания дивизио-нной 76,2-мм пушки обр.1939 г.(УСВ), противотанковой 57-мм пушки обр. 1941 г. (ЗИС-2) и 76,2-мм пушки обр.1942 г.(ЗИС-3).В это же время конструкторское бюро Ф.Ф. Петрова создаёт 122-мм гаубицу обр.1938 г.М-30. Эти образцы артил-лерийского вооружения успешно прошли Отечественную войну (рис.2).
Развитие военной техники и способов ведения боевых действий потребовали и повышения требований к подготовке военных кадров. В связи с этим в стране расширяется сеть средних военных училищ.
20 ноября 1937 года в старинном русском городе Пензе (центр Пензен-ской области) создаётся первое Пензенское артиллерийское училище, а в июле 1941 года - 2-е Пензенское артиллерийское училище. Формально это было два училища, но по существу решаемых ими потом задач - это было 6 артиллерийских училищ по подготовке командиров-артиллеристов (командиров взводов) разных специальностей. За годы их функционирования (до июля 1946 года) менялось не только название училищ, но в корне менялись задачи обучения, учебные программы и изучаемое курсантами артиллерийское вооружение. Ведь боевые задачи, решаемые дивизионной, противотанковой артиллерией и миномётами на поле боя, совершенно разные, а следовательно и подготовка командиров взводов имела свою специфику.
Первое Пензенское артиллерийское училище (ПАУ) предназначалось для подготовки командиров-артиллеристов (командиров взводов) дивизионной артил-лерии. Училище формировалось на базе Пензенского кавалерийского училища, расквартированного в казармах Военного городка на западной окраине города.
Формирование училища было поручено молодому энергичному капитану Шепетову И.М.(рис.3), назначенного временно исполняющим обязанности началь-ника училища (В годы Отечественной войны - генерал-майор,Герой Советского Союза).
Предстояла большая работа по коренному изменению всего учебного процесса, учебных планов и материально-технического обеспечения учебного процесса. Необходимо было произвести новый набор курсантов, т.к. обучавшиеся в кавалерийском училище из-за слабой общеобразовательной подготовки не подходили для командиров-артиллеристов. Да и преподаватели и командиры-кавалеристы не могли выполнять новые задачи.
В марте 1938 года на должность начальника училища прибыл полковник М.Д. Зверев, но в июне 1938 года он скоропостижно скончался.
Новым начальником училища был назначен полковник А.Д. Зубанов (В годы Отечественной войны генерал-майор)(рис. 4). На помощь училищу были коман-дированы преподаватели и командиры-артиллеристы из Тамбовского военного училища майоры Баранов и Фролов, капитаны Тарасов, Руденко,из войск прибыл капитан В.И. Вознюк и другие.В конце 1938 года училище получило пополнение на должности командиров и преподавателей в звании лейтенант, из успешно закончивших артил-лерийские училища Ленин-града, Киева и Харькова.
Командование и преподаватели развернули активную работу по перестройке учебного процесса, в короткие сроки сумели создать новые программы, классы и лаборатории для подготовки командиров взводов дивизионной артил-лерии на конной тяге.
Предстояло провести первый набор курсантов. Приказ Народного
комиссара обороны № 78 от 24 марта 1938 года переводил все училища на двухлетний срок обучения, начиная с осеннего набор 1938 года.В мае 1938 года вышел приказ № 090 о порядке выпуска лейтенантов и установлении льгот для окончивших училище на «отлично» и по первому разряду. 27 сентября 1938 года вышел приказ № 224 о порядке комплектования военных училищ. Он предусматривал, что артил-лерийские училища должны комплектоваться молодёжью в возрасте 17-23 лет с образованием не ниже 9 классов средней школы.
В 1938 году первый набор курсантов Пензенского артиллерийского училища приступили к занятиям.Программа предусматривала прежде всего изучение курсан-тами общевоинских Уставов, а также основополагающих документов артиллерии Красной Армии. Среди них - «Боевой устав артиллерии Сухопутных войск», «Наставление артиллерии Красной армии. Правила стрельбы наземной артиллерии», «Наставление по управлению огнём наземной артиллерии» и другие. Курсанты должны были изучать «Руководства службы» различных образцов орудий дивизион-ной артиллерии и боеприпасов к ним. В них излагалось устройство орудия и пра-вила его эксплуатации. Кроме того они должны были изучать Руководства по устройству и правилам обращения с боеприпасами.
Поскольку дивизионная артиллерия перемещалась конной тягой, то за курсантами был закреплён конский состав училища. Курсантов обучали обращению с лошадью, правилам её кормления и ухода за ней.
Теоретические лекции подкреплялись практическими занятиями в полевых условиях. Здесь курсанты получали командирские навыки при развёртывании взвода-батареи в боевой порядок, при выборе и оборудовании наблюдательного пункта и огневых позиций. Они должны были уметь выполнять обязанности всех номеров расчёта орудия.
Закончился 1938\39 учебный год. 18 июня 1939 года состоялся первый выпуск воспитанников училища - лейтенантов-артиллеристов дивизионной артиллерии (рис. 5). Были подведены итоги боевой и политической подготовки. Командиры,преподаватели и курсанты были награждены денежными премиями, ценными подарками и почётными грамотами. На училищную доску Почёта были занесены фамилии курсантов, отлично окончивших учёбу: В.А. Лашевича,И.Ф. Сафрончика,В.Г. Сурина, П.М. Черепа.
Подавляющее большинство выпускников были направлены в Действующую армию. Они приняли участие в боях в районе Халхин-Гола с японскими самураями, а затем в Советско-финской войне зимой 1939\40 года. Многие участники этой войны были награждены орденами и медалями. Среди них лейтенанты С.Н. Шпанский, П.М. Румянцев, И.Ф. Егоров, С.К. Григорьев, П.П. Селиверстов, Ф.И. Овчинников, М.И. Андрюшенко и другие. Но война принесла и печальные вести. Геройски погибли в боях лейтенанты П.В. Чигвинцев, В.В. Файнисович, младший лейтенант Е.Ф. Смирнов.
В сентябре 1940 года училище приняло участие в учениях войск Пензенского гарнизона. Руководителем учений был назначен заместитель начальника училища полковник Г.Е. Дегтярёв (в 1941 г.он исполнял некоторое время должность начальника училища. В годы ВОВ был начальником артиллерии армий, командующим артиллерией Карельского и 1-го Дальневосточного фронтов. После войны генерал-полковник Дегтярёв командовал артиллерией Забайкальского, Туркестанского и Киевского ВО)(рис. 6). По результатам учений командующий Приволжским ВО дал высокую оценку руководству училища и действиям частей Пензенского гарнизона и курсантов.
В сентябре 1940 года опять был произведён выпуск лейтенантов- артиллеристов. Училищная доска Почёта пополнилась новыми именами отличников.
2 июня 1941 года состоялся очередной «мирный» выпуск лейтенантов-артиллеристов дивизионной артиллерии (рис. 7). Получив отпуск, они разъехались по домам.Но через три недели произошло страшное - война! Кто знает, как сложилась их военная судьба?
*****
Начавшаяся 22 июня 1941 года война с первых же дней показала, что решать военные задачи будут крупные бронетанковые соединения. Танковые клинья фашистского Вермахта рвали оборону советских войск, окружали полки, дивизии и армии, а потом их уничтожали (рис. 8).
Очень быстро стало понятно, что штатная дивизионная артиллерия не способна противостоять танковым колоннам, а нехватка противотанковых пушек вынуждала выкатывать на прямую наводку лёгкие полевые орудия,но их расчёты, как правило, не имели необходимой подготовки, а значит действовали недоста-точно эффективно. Было ясно, что успешную борьбу с танками может вести только специальная противотанковая артиллерия (рис. 9). Реальная угроза потребовала от совет-ского правительства и командования Красной Армии создания особых противотан-ковых частей, вооружённых противотанковыми пушками (ПТП), а также создания военных училищ по подготовке кадров артиллеристов противотанковой артиллерии (ПТА).
Создаются «истребительные бригады», главной задачей которых стано-вилась борьба с танками. В июле 1942 года вышел приказ Народного комиссара обороны СССР № 0528 «О переименовании противотанковых артиллерийских частей и подразделений в истребительно-противотанковые артиллерийские части и установлении преимуществ начальствующему и рядовому составу этих частей». Для солдат и офицеров истребительнопротивотанковой артиллерии (ИПТА) установили даже особый нарукавный знак - чёрный ромб с изображением золотистых перекрещённых стволов.
В июне 1943 года вышел приказ Народного комиссара обороны СССР «О поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника».Бойцам этих подразделений завидовали и одновременно сочувствовали: «Ствол длинный, жизнь - короткая», «Двойной оклад - тройная смерть!», «Прощай Родина!". Среди артиллеристов, удостоенных в годы ВОВ звания Героя Советского Союза, каждый четвёртый - солдат или офицер истребительнопротивотанковых подразделений. Среди них есть и выпускники
1-го Пензенского артиллерийского училища ПТА.
В июле 1941 года ПАУ дивизионной артиллерии переформатируется в 1-ое Пензенское артиллерийское училище противотанковой артиллерии (ПТА), а с февраля 1942 г. по 5 июля 1946 г. опять называется - Пензенское артиллерийское училище (ПАУ).
В конце октября 1941 года с фронта, после ранения, на должность начальника училища прибыл генерал-майор артиллерии Степанов К.С.(рис.10). На должность комиссара училища - бригадный комиссар Григорьев Ж.И.
Выполнение новой задачи для училища было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, необходимо было разработать программу учебного процесса, отличную от дивизионной артиллерии. Во-вторых, подготовить преподавателей и командиров, не имевших опыта борьбы с танками. В-третьих, в связи с отсутствием учебников и специальной литературы по методике обучения тактике ведения боя и стрельбы прямой наводкой из противотанковых орудий по наступающим танкам и пехоте, разработать их своими силами - преподавателями артиллерии и тактики.
Основным принципом обучения и воспитания во время войны был принцип «учить войска тому, что необходимо на войне». Его внедряли на практике благодаря новым методам и формам обучения и воспитания личного состава. Главенствующим был принцип - наглядность в обучении и индивидуальный подход к учащимся. Важной характеристикой методики было её направление на практику, базирующееся на личном показе обучающим действий и приёмов. Почти вся учебная программа отрабатывалась на полигонах, в учебных классах проводили минимум времени.
Преподавательский состав регулярно командировался в Действующую армию с целью накопления и систематизации боевого опыта. В учебный план включались специальные лекции, проводились семинары, читались доклады и проводились конференции по проблемам боевых действий. Регулярно заслушивались материалы периодических изданий.
Теорию артиллерийской стрельбы разработали старшие преподаватели училища полковники А.М. Федоров, В.Р. Федоров, Самцов и майор Лоскутов; тактику ведения боя - полковник Г.Е. Дегтярев и майор И.Д. Калинин. Возглавлял разра-ботчиков старейший испытанный командир, полковник Г.Е. Дегтярев.
Курсантов воспитывали на примерах мужества и героизма советских офицеров и солдат, выпускников училища. Перед командирами, политработниками и преподавателями стояла и другая очень важная психологическая задача - воспитать в курсантах, молодых 18-19-ти летних юношах, мужество, смелость, хладнокровие и волю для стрельбы прямой наводкой из пушки по грохочущему танку противника, стреляющему из пушки и пулемёта.Это означает, что надо было подпустить танк противника на дистанцию прямого выстрела - 300-400 метров и выбрать момент для первого удара. Выполнение этой задачи в боевых условиях сопряжено с величайшим риском для жизни, ведь противник тоже хочет жить и ведёт ответный огонь(рис.11).
Курсанты обязаны были понять предназначение противотанковой артил-лерии, её роль в современном бою, знать Уставы, основные документы и инструкции. Они должны были уметь работать с материальной частью противо-танковых пушек: 45-мм ПТП («сорокопяткой»), 57-мм ПТП (ЗИС-2) и 76-мм ПТП (ЗИС-3), а также с конной тягой для перевозки этих орудий.
Занятия по расписанию проводились уже не по 8 часов в день,а по 10–12 часов, не считая самоподготовки, ухода за техникой и конским составом. Увели-чилось число ночных занятий (рис. 12).
В это же время многие лучшие командиры и преподаватели уходили на фронт, большинство из них добровольно. Так поступили командир дивизиона майор Регент,командир батареи Мелведев, преподаватели капитан Куканов И.С., стар-ший лейтенант Айданов, из учебного отдела училища ушёл майор Вознюк В.И. и другие.
Ушёл на фронт и начальник училища полковник Зубанов А.Д. Только за 1941 год сменилось несколько начальников училища - это полковники А.Д. Зубанов, Г.Е. Дегтярев, Н.С. Максимов и М.С. Чистяков.
Выпускники училища были назначены командирами курсантских взводов, батарей и преподавателями -это лейтенанты Андрющенко. Прудников, Сурин, Харитонов, Васильев, Лапшевич и другие. Они стали заменять уходивших на фронт.
В 1941 году состоялся последний выпуск лейтенантов-артиллеристов, набора ещё 1939 года. В сентябре 1942 года вышел приказ об установлении новых сроков обучения курсантов – в артиллерийских училищах противотанковой артил-лерии - 7 месяцев.
В начале 1945 года начальником Пензенского артиллерийского училища был назначен генерал-майор артиллерии Д.Е. Глебов, участник Отечественной войны (рис. 13).
5 июля 1946 года Пензенское артиллерийское училище (ПАУ) было расформировано.
За годы Великой Отечественной войны первое Пензенское артиллерийское училище подготовило более 15 тысяч офицеров дивизионной и противотанковой артиллерии. Воспитанники училища геройски сражались на всех фронтах: под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Курской дуге и на Днепре, они участ-вовали в освобождении Польши, Чехословакии, Венгрии, Австрии, Румынии, Бол-гарии и Югославии.
После окончания Великой Отечественной войны выпускник училища гвардии старший лейтенант Морозов (рис. 14) от имени всех написал в Берлине на поверженном Рейхстаге - «А мы из Пензы».(рис.15)
О том как проявили себя в ожесточённых боях командиры, преподаватели и бывшие курсанты Пензенских артиллерийских училищ говорит тот факт, что 28 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это генерал-майор Шепетов И.М., капитан Асеев И.П., л-т Бернотенас В.В., подполковник Беспятов А.И., гв. ст. л-т Баландин В.М., л-т Вахромеев М.Ф., гв. ст. л-т Винников Н.И., сержант Вяльцев Ф.И.,л-т Ганюшкин П.М.. ст. л-т Греков П.И., подполковник Дытченко А.С.,гв. ст. сержант Ерышев В.Н.,мл. л-т Игошев А.А., ст. л-т Колосков П.Г., капитан Козлов П.Н., майор Костенко Г.В., лейтенант Краснов А.А., красноармеец Мананов И.М.., ст. л-и Морозов И.К., мл. л-т Муравьёв М.В., ст. л-т Овсяников В.В., л-т Павлов А.Д., ст. л-т Ремизов М.В., л-т Сорокин В.П., ст. л-т Толкачев М.Ф., гв. мл. л-т Флоренко А.В., красно-армеец Шихарев А.Ф., ст. сержант Шишлянников В.И. (звания указаны на дату присвоения звания Героя Советского Союза. Прим. А.Б.).
Многие командиры, преподаватели и бывшие курсанты не дожили до свет-лого часа Победы, но внёсшие свой посильный вклад в это общее дело. Так, звание Героя Советского Союза получили посмертно: к-н Асеев И.П., гв. ст. л-т Винников Н.И.,л-т Ганюшкин П.Н.,ст. л-т Морозов И.К.,ст. л-т Овсянников В.В., л-т Сорокин В.П.и гв. мл. л-т Флоренко А.В.
Высочайшее мужество и силу воли проявили Герои Советского Союза сержант Вильцев Ф.И., гв. ст. л-т Винников и ст. лейтенант Морозов И.А., в критическую минуту боя вызвавшие огонь батарей на себя, прекрасно понимая последствия этого поступка.А Герой Советского Союза гв. младший лейтенант Флоренко А.В. в последний момент боя бросился под фашистский танк с гранатой.
Погибли в боях бывший командир дивизиона курсантов майор Регент, капитаны И.П.Дерков, А.И. Ульянов, ст. лейтенант А.Н. Сальников, М.И. Шапиро, лейтенант Постнов, лейтенант Пазаев В.Н. и другие. А сколько ещё пришло «похоронок» на выпускников училища теперь сказать уже трудно. Пропали без вести в первый год войны лейтенанты Ярощук, Погодин С.М. и Суслопаров Б.М.
Уже после окончания войны высокого звания Героя Социалистического Труда был удостоен генерал-полковник Вознюк В.И, фронтовик, 27 лет возглав-лявший Научно-исследовательский полигон РВиА (Капустин Яр. Выпускник училища 1941 года, фронтовик,полковник Паршин П.С. командовал в 1966-69 гг. 52-й ракетной дивизией.На боевом дежурстве которой стояли ракетные полки, вооружённые ракетами первого поколения Р-16У.
*****
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война многое изменила в стране и армии. Большие потери артиллерийского вооружения, рядового и командного состава Красной Армии в начальный период войны потребовали создания ряда училищ для быстрого восполнения потерь.
17 июля 1941 года на базе эвакуированного в Пензу из горда Сумы артиллерийского училища и казарменного фонда, убывших на фронт частей 61 СД (стрелковой дивизии, создаётся ещё одно училище - 2-е Пензенское артиллерий-ское училище. 1 января 1942 года это училище было реорганизовано в Пензенское миномётное училище, а с 29 июня 1944 года по 25 июля 1946 года - в Пензенское артиллерийско-миномётное училище (ПАМУ).
Возглавил 2-е артиллерийское училище опытный артиллерист, имевший научные труды по применению артиллерии в современном бою, полковник С.Н. Капустин (в последствие генерал-майор)(рис.16). На должности преподавателей, командиров взводов и батарей были направлены выпускники 1-го Пензенского и Томского артиллерийских училищ. Первый набор курсантов в основном состоял из выпускников и учащихся средних школ Пензенской, Куйбышевской и Саратовской областей (рис.17).
Только за один год своего существования 2-е Пензенское артиллерийское училище подготовило 3058 командиров-артиллеристов дивизионной артиллерии для Красной Армии, которые в годы Отечественной войны возглавляли воинские подразделения,части и соединения. Среди них генерал-майор А.И. Аркадьев, подполковники А.З. Стрелой, А.В. Шубин, капитаны Кочергин, Сухомлин, Хвойницкий и другие.
Выпускники училища мужественно воевали на всех фронтах. Об этом свидетельствуют биографии А.И. Сокулина, В.И. Зюзина (рис.18)и других. Выпускник училища,командир батареи 76-мм пушек, капитан Зюзин В.И. за отвагу и мужество, проявленные при форсировании р. Одер, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки,был удостоен звание Героя Советского Союза в 1945 г.
*****
С 1 января 1942 года училище было реорганизовано в Пензенское миномётное училище. Начальником училища продолжал оставаться полковник Капустин Н.С.
Учебному отделу и преподавателям предстояла большая работа по раз-работке новых учебных программ для подготовки командиров (командиров взводов) миномётных подразделений. Программы должны были направлены на изучение курсантами основных образцов миномётного вооружения - 82-мм и 120-мм мино-мётов, учитывать особенности ведения огня из миномётов (рис.19).
Первый набор курсантов в основном состоял из учащихся средних школ Пензенской, Куйбышевской и Саратовской областей.
Курсанты-миномётчики должны были знать особенности стрельбы из миномётов, т.к. действие артиллерийского снаряда и мины у цели различны. Курсанты, как будущие командиры миномётных взводов и батарей, должны были знать и уметь выполнять обязанности всех номеров расчёта миномёта. Всё это они усваивали во время практических занятий и при выезде в лагерь на стрельбы.
В начале декабря 1942 года в Пензенском миномётном училище был сформирован дивизион курсантов-женщин для подготовки командного состава миномётных частей (рис.20). Женский состав прибыл из Москвы и из Московской, Ярославской, Ивановской, Горьковской, Свердловской, Архангельской, Челя-бинской и Пензенской областей.
В число курсантов были зачислены 306 человек. Все они прошли обучение по программе - «командир взвода» и при выпуске получили первичное офицерское звание - «лейтенант». Программа подготовки женского состава курсантов ничем не отличалась от принятой в училище программы. Те же теоретические и практи-ческие занятия. Конечно, им было на много тяжелее, но…
Первый выпуск состоялся 5 июля 1943 года. Больше набор курсантов - женщин не проводился.
Выпускники Пензенского миномётного училища участвовали в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, проявляя мужество, отвагу и умение (рис.21). Так, выпускники миномётного училища старший лейтенант Гуреев М.Г. и капитан Ляхов Г.В. Указами Президиума Верховного Совета СССР за образ-цовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм были удостоены звания Героя Советского Союза.
Участвовали в боях Отечественной войны:Безрукавников Н.И., Дармаханов Х., Мельников Н.Я.,Савенков С.В.,Симкин А.С., Сурков В.А., Староверов А.И., Харичев И.Е. и другие.
Война приносила и неприятные вести, так выпускник училища Н.Я. Мель-ников пропал без вести в самом начале войны.
После окончания войны выпускники училища продолжали служить в Вооружённых Силах или успешно работали в народном хозяйстве страны. Так, в июне 1942 года выпускник училища л-т Харичев И.Е. был назначен командиром миномёт-ного взвода,потом миномётного батальона. После окончания Отечественной войны он служил на разных должностях. В последние годы генерал-лейтенант Харичев И.Е. был начальником Управления боевого применения ракетной и космической техники 4-го Центрального Научно-исследовательского института МО СССР, начальником 11-го управления Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, одновременно - начальником Центра космической разведки.
*****
29 июля 1944 года Пензенское миномётное училище было переформати-ровано в Пензенское артиллерийско-миномётное училище (ПАМУ),
Начальником училища был назначен гвардии генерал-майор Хитровский В.П., участник Великой Отечественной войны (рис.22).
Это училище использовало материально-техническую базу предыдущих училищ. Был задействован и их преподавательский состав. За период обучения курсанты изучали общие, специальные, тактические и общевоинские дисциплины. Курсанты изучали основы общевойскового боя, боевое применение артиллерийских подразделений, приобретали навыки управления подразделениями, использования оружия и боевой техники в сложных условиях современного боя.
Для отработки практических навыков у будущих офицеров-артиллеристов в училище имелась полевая база, где опытные наставники учили курсантов действиям в боевой обстановке. В ходе полевых занятий обучаемые получали твёрдые командирские и методические навыки в выполнении должностных и профессиональных обязанностей, завершённое представление о боевом применении артиллерийских подразделений в бою. При этом курсанты получали знания и особенности ведения огня, как с открытых, так и закрытых огневых позиций. Исполнение должности командира артиллерийского взвода под руководством опытных педагогов помогало закрепить полученные знания и навыки на практике.
В ходе обучения курсанты изучали устройство, эксплуатацию и обслуживание военной техники, конструкцию, эксплуатацию артиллерийских орудий и миномётов.
В эти годы артиллерийские подразделения, в основном, перешли на механическую тягу вооружения. Поэтому на практических занятиях будущие офицеры овладевали также необходимыми знаниями и навыками эксплуатации автомобилей (рис.23).
Артиллерийско-миномётное училище окончили: А.Н. Котельников, В.С. Яблонский и другие. Были и горькие потери. Так, выпускник училища А.Я. Мельиков пропал без вести. Судьба многих выпускников училища неизвестна.
После окончания войны командиры и выпускники училища трудились на разных поприщах. Так, бывший командир взвода и преподаватель - Ю.В. Вотинцев получил звание генерал-полковника и Героя Социалистического Труда. Он 19 лет возглавлял Управление командующего войсками противоракетной (ПРО) и противокосмической (ПКО) обороны страны.
*****
Второе Пензенское артиллерийское училище за работы подготовило 5255 командиров артиллеристов и миномётчиков для Красной Армии, из них лейтенантов – 3330, младших лейтенантов - 1925, сержантов – 1066 человек (звания сержанта получили курсанты, досрочно ушедшие на фронт). Все они в годы Великой Отече-ственной войны мужественно сражались на всех фронтах и успешно возглавляли подразделения, части и соединения. Об этом свидетельствуют дела и биографии выпускников училища. Три выпускника этого училища были удостоены звания Героя Советского Союза, а один - Героя Социалистического Труда.
25 июля 1946 года первое и второе Пензенские артиллерийские училища были расформированы.
*****
В 1946 году из Тулы в Пензу переводится Высшая офицерская артиллерийская техническая школа (ВОАТШ), затем она преобразуется в Центральные артиллерийские технические офицерские курсы (ЦАТОК) и Центральные артиллерийские технические курсы усовершенствования офицерского состава (ЦАТКУОС)службы артиллерийского вооружения.
В 1958 году на их базе создаётся Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище (ПВАИУ) для подготовки офицеров артиллеристов-инженеров. Сейчас это - Пензенский артиллерийский инженерный институт (ПАИИ).
И опять, тысячи их выпускников командиров-инженеров артиллеристов -ракетчиков служат на огромных просторах России. А молодые лейтенанты-инженеры,прибывая к месту службы,чётко докладывают - «А мы из Пензы!»
Балакшин А.Б.
полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент,
ветеран Великой Отечественной войны.
Свидетельство о публикации №218112001746