Львов, город львов

    Как всегда по весне, меня потянуло в дорогу. Наверное, это голос крови моих предков - скифов и сарматов, которые не были оседлыми племенами... Я всегда в это время уезжала из дома. Когда с кем-то из своей семьи, когда - одна.
   В этот раз подвернулась туристическая путёвка во Львов.
   И вот мы, трое сотрудников в составе большой группы отправляемся на майские праздники во Львов.
   Поездка наша случилась во времена правления М.С. Горбачёва, когда деньги ещё были, а вот магазины опустели: как продовольственные, так и промтоварные. Поэтому цель нашей поездки было не только знакомство с городом, но и чисто меркантильная: вещевой Краковский рынок города Львова, куда товары привозили из соседней Польши.
   
   О Львове написано много: его возникновении, названии, государственной принадлежности, но это не ко мне... Я же хочу рассказать о "моем" Львове, в котором я провела чуть больше недели, но где я получила откровение на всю оставшуюся жизнь.

   Львовская область зажата между Польшей и Украиной. С юго-запада подпирается Закарпатской областью, самыми юго-западными землями страны. На карте как СССР, так и Украины земли эти "выпирают" далеко на запад. Это и понятно. Земли эти стали принадлежать СССР после Великой Отечественной войны. Но никогда они не принадлежали Украине!
    Здесь  попеременно властвовали немцы-поляки-австрийцы-австровенгры и снова поляки-русские и, наконец, украинцы, которые получили их в наследство от СССР.


    Экскурсовод начал нас знакомить с городом фразой:"Во Львове 2942 памятника львам. Из них 55 только на здании Госуниверситета Львова." Как бы намекая на причину названия города. Однако, если вспомнить о количестве львов в бывшем тогда Ленинграде, о чём смешно показано в к\ф "Приключения итальянцев в России", оставалось только улыбнуться.
Здесь считают, что впервые Львов, как город упоминается в 1256 году. Основан город Данилой Галицким и назван в честь своего отца - Льва. Однако параллельно есть версия основания города сыном Данилы - Львом. Ещё город называют городом льва. Лев является символом и оберегом города.
    Однако, это не так!

   Первая городская печать со стоящим на задних лапах львом в 1359 году была печатью владельца города, герцога Баварского Генриха - Льва, прозванного так за доблесть. Появилась эта печать в связи с колонизацией немцами этих земель.  А до этих пор никаких львов и печатей не было!

   Потом власть сменилась. И уже Польский король утвердил новый герб шагающего льва, так как город вошёл в Речь Посполитую. Поляки первыми назвали город "Мястом Львов", то есть городом львов, намекая но то, что в городе НЕТ ни одного общего герба.
   Власть над этими землями постоянно менялась. Магнаты старинных европейских родов, имевшие в своем гербе различных львов, меняли и герб города.
   А в 1789 году был утверждён Папский герб - лев на задних лапах, держащий в передних три холма с восьмилучевой звездой. Данный герб говорит о том, что город стал восточной ватиканской резиденцией и это католические земли!
   В настоящее время Папский Престол Ватикана претендует на эти земли. Собственно, как и потомки магнатов, владевших этими землями ранее...
   Все они ждут закона о реституции, к которому подталкивают Украину.

    Ну, Украина, держись!
Подумай хорошенько, стоит ли тебе воевать с Россией, повернувшись лицом на Запад? Разорвут тебя в лохмотья бывшие хозяева твоих нынешних земель!

    Но во времена моей поездки, это всё были ещё земли СССР и на них никто не посягал!

    Историческое наследие Львова формировалось под воздействием Речи Посполитой, Австрийской и Российской империй, так как в разное время город входил в состав всех этих государств. С архитектурной точки зрения Львов – это настоящий европейский город, тем более от наследия советской эпохи там поспешили избавиться уже в первые годы независимости Украины.
   Центральная площадь Львова, Площадь Рынок, архитектура которой начала формировался в период Казимира Великого под влиянием польских и немецких градостроителей. Здесь находится городская ратуша, исторические особняки знати и богатых купеческих семейств, музеи и административные здания.
   Она примечательна своими уникальными зданиями, которые с четырех сторон окружают ее, любое из них имеет свою историю и стиль. На каждом углу площади располагается фонтан со скульптурами античных героев. Мне очень нравилось гулять по брусчатке этой площади, совсем такой же, как на Красной площади в Москве. Мне нравились старинные особняки, сплошной стеной фасадов смотрящие на площадь. Здесь же на площади было и наше кафе с  говорящим названием "подо львами", где нас потчевали завтраками ещё до открытия самого кафе и ужинами, перед его закрытием. Весь день мы были предоставлены сами себе. Хотя - нет! Часов до 15-16 у нас были плановые экскурсии по городу, но некоторые даже не ходили на них, а занимались шопингом.

   Меня же живо интересовала самая старая аптека в мире (как её нам представляли). Аптека расположена прямо на Площади Рынок.
   Даже не думала, что в аптеке можно так занимательно провести время. В аптеке-музее во Львове, старейшей аптеке, существующей более 300 лет, то есть со времён средневековья, собрана коллекция более 3000 экспонатов в 16 залах. Помимо торговых залов и помещений музея, посетителям предоставляется возможность спуститься в подвалы аптеки, где воссоздана атмосфера XVIII века.
   Её старое название — «Под черным орлом», и, согласно легендам, в её подземельях находилась тайная лаборатория алхимика. Кроме собственно аптеки, там находится музей фармацевтики, где представлено диковинное оборудование древних аптекарей: машины для изготовления таблеток, склянки, весы и прессы.

   Следующим, впечатлившем меня зданием, было здание национального театра оперы и балета.
    Это монументальное здание расположилось на одной из площадей старого города.  Основоположником возведения прекрасного здания был знаменитый в 19-м веке европейский архитектор Зигмунд Горголевский. Местом расположения строительства  был выбран центральный проспект города. Особо свободного места для застройки невозможно было найти, тогда придумали очень хитрое решение. Над речкой Полтвой, протекающей там, возвели коллектор, с помощью бетонных блоков соорудили высокий фундамент над ним. Таким образом оказалось, что под зданием театра течёт замурованная два века назад река.
    С первого взгляда бросаются в глаза прекрасные скульптуры и архитектурные детали, которыми украшено здание снаружи и внутри. На главном фасаде театра имеются крылатые символические создания в виде бронзовых фигур. На самой высокой части фасада красуется фигура "Слава", созданная скульптором Петром Войтовичем. Изваяние держит в руках пальмовую ветвь - символ людей, отдавших себя искусству. Войтович стал также автором фигур "Поэзия" и "Музыка".
    Зрительный зал выполнен в форме лиры, состоит из нескольких ярусов и вмещает тысячи зрителей. Особое место нужно отдать помпезному занавесу театра. Над его созданием трудился художник Генрих Семирадский на протяжении четырёх лет, а после преподнёс его театру в подарок. Подобным занавесом украшен лишь только оперный театр в Кракове и Ла-Скала.
    Именно занавес сразил меня наповал! Я бывала в Одесском театре оперы и балета, который построен по одному проекту с Ла-Скала, бывала в парадном  Мариинском театре в Питере, который при СССР назывался Кировским, в театрах Москвы, но такого шедевра, как занавес Львовского театра, ещё не видела...


   Из разнообразных экскурсий мне очень понравился парк "Высокий Замок".
Гора «Высокий замок» - это самая высокая точка города. Высота горы – 413 метров. Когда-то на ней возвышался замок. Застраивать гору начали еще в 13 веке. Когда замок перестроили и его стало хорошо заметно с окрестных территорий, то гору начали называть Замковой, или «Высоким замком».
   Парк расположен на склонах Княжей (Замковой) горы, практически в центре Львова. Он занимает площадь в 36 Га. Со смотровой площадки верхней террасы открывается великолепная панорама на город. Парк Высокий Замок был разбит ещё в XIX веке на месте одноименной крепости, которая к тому времени была разобрана австрийцами. Парк заслуживает того, чтобы побродить по нему весь день.
 

   И, конечно, Музей шоколада, где можно приобрести угощения для семьи, родни и друзей!
   Львовская мастерская шоколада стала для города своеобразным символом. Многочисленные фестивали шоколада ежегодно собирают во Львове тысячи туристов. Здесь шоколад белый, молочный, черный, с орешками и марципанами, другими вкусными начинками. Шоколад в плитках и топленый, шоколадные десерты, торты. Одним словом, вкуснятина! Вкусности следует пробовать с львовским кофе, тоже одним из символов Львова. Но можно и дома, с чаем, например.


     Но особенно частыми были экскурсии по многочисленным костёлам, храмам, церквям, базиликам. Их было так много, и все они были красивой архитектуры и с  замечательным внутренним оформлением. Но именно из-за их количества, мне они надоели и я решила, по примеру других туристов из моей группы, предаться шопингу.
 
    Главной целью был Краковский рынок! Базар  был расположен недалеко от центра города, туда можно было дойти пешком, там раньше было Краковское предместье, из-за чего рынок и получил свое название. До сих пор Краковский рынок находится на территории бывшего Старого еврейского кладбища. Могилы и надгробия разрушили нацисты во время оккупации. А в 1947 году на этом месте был построен нынешний базар, который в ту пору получил название "Центральный рынок".

    Я на этот рынок рвалась с единственной целью - купить своей дочке-школьнице  красивую куртку "весна-осень". И вот я методично обхожу ряды с надеждой купить что-то стОящее. Наконец я выбираю новомодную куртку яркого цвета. Как раз для девочки. И качество, что надо... Но сомневаюсь в размере. И примерить не на кого... Вокруг нет ни одного человека с параметрами моей дочери. Продавец, естественно утверждает, что куртка именно того размера, что я спрашиваю... Я покупаю её.
    Уже вернувшись с рынка, я прошу свою сотрудницу, которая подходила под нужный мне размер, примерить новую куртку.
    Сказать, какой удар я получила, это не сказать ничего!  Валюша, так звали мою сотрудницу, "утонула" в куртке, хотя явно была побольше габаритами, чем школьница.
   Мне стало плохо... Мало того, что я напрочь  не имела и не имею способности к продажам, так и денег на ещё одну куртку у меня нет. Я потеряла покой и не знала что делать. Сон я тоже потеряла, у меня поднялось кровяное давление и голова стала раскалываться от боли.


    Наутро у нас была очередная экскурсия в очередной костёл. Должна отметить, что в этот день католики всего мира праздновали Пасху. Нас привели в костёл, и, поскольку там шла служба, остановили в определённом месте, и экскурсовод потихоньку стала нам объяснять, кто архитектор этого здания, когда оно строилось, кто расписывал и кто делал барельефы и скульптуры внутри костёла... Но до меня это не доходило...

   Я смотрела на ксендза, который, стоя за кафедрой с микрофоном, читал что-то на латыни и присутствующие крестились слева направо. По периметру основного зала на уровне второго этажа был балкон с резными перилами, и там находились люди, которые просто наблюдали за всем происходящим внизу. Как я потом узнала, это были иностранные туристы.

    Время шло, экскурсовод ещё продолжала шептать, а я мысленно обратилась ко Христу своими словами. " Господи, я понимаю, что в такой день, когда католики празднуют Твоё воскресение, я прошу Тебя не о вечном и главном, но о приземлённом и  не уместном. Всего через две недели православные будут праздновать этот же праздник, и молить о духовном, а не о материальном. Но я сейчас прошу о материальном..." И далее я поведала о моём промахе на рынке и просила помочь.
    Экскурсия закончилась, мы вышли и все направились на следующую экскурсию, а я развернулась и пошла на Краковский рынок.
     Как только я вошла в ворота рынка, я достала куртку и молча встала в ряд торгующих. Не прошло и пяти минут, как ко мне подошли две молодые женщины, которые сразу захотели примерить куртку. Она подошла великолепно. Спросили цену, и я назвала ту, за которую я её купила. Мне отдали деньги и забрали куртку. Я была несказанно рада! Но это ещё не всё. Пройдя  вглубь рынка по моему ряду метр-полтора, я увидела именно ту куртку для дочери, о которой мечтала.
О, да! Куртка подошла, и дочь носила её с радостью.

    Но разве о куртке речь? Нет и нет. Речь о том, что нет Бога католического или христианского, нет Бога исламского или буддийского. Есть только один Бог.
Все религии созданы людьми, человечеством... А Бог не давал полномочий людям делить Его по религиям. Хотите подтверждения моим словам? Пожалуйста.
 
     Наверняка многие из вас помнят японского учёного Масару Эмото, разработавшего и запатентовавшего свой метод исследования памяти воды, и изложившего его в своей книге "Тайная жизнь Воды".
    Там, среди прочих, описываются и многократные опыты с фотографированием кристаллов воды "До" и "После" молитвы над ней.
    Так вот, независимо, на каком языке читается молитва, какой религии эти молитвы принадлежат, вслух или про себя читаема молитва, она даёт единообразный эффект! После прочтения молитвы вода даёт кристаллы абсолютной гармонии и красоты, чего не было ДО молитвы. Учёный всё задокументировал и подкрепил фотографиями. Более того, его опыты повторяли другие исследователи, в том числе и российские - результат всегда один!

 А вот, что пишет сам Масару Эмото:"Молитва может изменить мир. Ни одна религия не может претендовать на право использовать силу молитвы. Кем бы мы ни были, у каждого есть возможность призвать себе в помощь эту удивительную и чудесную силу...
Помните, что мы единственные существа на свете, которые способны настроится на частоту молитвы."

.............

 (На фото чудо-занавес Львовского театра)


Рецензии