Искусство и ремесло. Образец сочинения

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «КАК ОТЛИЧИТЬ ИСКУССТВО ОТ РЕМЕСЛА?» (примерный образец сочинения).

Я  считаю, что искусство и ремесло неразделимы. Любой художник должен обладать своим творческим ремеслом, должен пройти школу мастерства и умения. Между тем, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понять, что художник ценит в своём творчестве и что ценит его читатель.
В творческой кухне художника даже высокие откровения искусства считаются высоким и высочайшим ремеслом. Поэт всегда знает, как делается стих и ценит мастерство. Но не секрет, что материал непредсказуем, и даже причуды поэтической игры являются таким вот материалом самовосприятия художника в творчестве. Великий художник всегда знает, что он делает, он умеет это делать, и это – его ремесло. Не случайно Марина Цветаева назвала книгу своих лучших поэтических откровений «Ремеслом», как бы бросая вызов ценителям «высокого» в искусстве. Но повторю, материал и изображаемая реальность диктуют откровения  высокого, того, что в поставленной теме названо «искусством».
Для читателя, для зрителя и слушателя всё и проще, и сложнее. Он, не являясь художником, называет ремеслом творческую поденщину, отличающуюся «возвышенной серостью» и предсказуемостью, штампованностью и даже свойствами «поделки» или ширпотреба. Должно быть, вы хотите услышать слово «ширпотреб»? Спустимся с творческих небес к реальности чтива, которое слишком многие принимают за «искусство». Поэту невдомёк, как это вообще можно читать, и он вынужден всерьёз отнестись к творческой «ремесленности» и найти ей место в культуре. А место её убого, прежде всего во времени. Устаревает это новое и забывается и, надеюсь, премий не берёт. Хотя такой «великий» ремесленник, как Александр Солженицын, почему то с каждым годом становится всё величественнее. У серой толпы, у политических и общественных деятелей, у таких же ремесленников от искусства.
Что отличает высокое искусство? Символизованный образ. Символ -  это образ, обладающий многозначностью, сводящейся к некой умопостигаемой формуле. Скажу, что поэзия – это изображение образно  понимаемой реальности в сочетании  с символизованным образом. Поэтичность великого произведения искусства непременна, будь то проза, изобразительное искусство, театр или музыка. Художники, не понимающие, не видящие, не находящие таких образов – ремесленники в грубом понимании этого слова.
Это свойство искусства должно сочетаться с красотой и изяществом изобразительных форм, с величием творческой личности, её умом и творческим даром,  с величием духовно-нравственного содержания.
И нельзя ни художнику, ни читателю забывать главного принципа искусства: «что» и «как» нераздельны и спаяны в одном величественном тандеме.
19 ноября 2018 года.


Рецензии