Валентин Пикуль. Мальчики с бантиками
От книги веет невероятным оптимизмом, который был присущ всем, кому довелось вырваться из лап блокадного Ленинграда, моя бабушка тоже всю свою жизнь абсолютно все сравнивала с пережитым и просто радовалась, что осталась жива. Савка, среди юнг самый младший (отец-комиссар помог поступить), но образованный (тоже непременная характеристика многочисленных питерских учебных заведений 30-х годов, абсолютно все мои покойные питерские предки, семеро детей, имели высшее образование) смотрит на мир однозначно - вопросов по поводу войны в этом возрасте нет, зато есть невероятная тяга к учебе. Она же приписывается и остальным юнгам, за очень редким исключением.
Как я считаю, основная ценность этой книги именно в этом - маленький человек, крупинка в этом мире, способен вырасти до каких угодно размеров, благодаря одному лишь желанию учиться. Последняя часть "Мальчиков с бантиками", впрочем, где речь идет уже о боевом корабле, сметает напрочь все его романтические бредни, но и здесь Пикуль оставил лазейку для читателей (скорее даже, для самого себя) - незапятнанным остается некий академический интерес к гирокомпасам, который больше философский, потусторонний. И пусть Савку все эти годы учили абсолютно другому, пусть там вахты дольше и труднее - человек должен заниматься исключительно любимым делом. Все это очень жизнеутверждающе.
Будни школы юнг показаны, хотя и несколько сумбурно, очень убедительно. Школа по сути строится самими же юнгами, из старых северных тюрем рождается целая образовательная система. Простые вопросы справедливости - от неумеющих плавать мальчишек до подвигов личности на первом же посту, от чужой съеденной банки вишневого варенья до реального распределения по флотам и кораблям в зависимости от оценок. Все, конечно, несколько приукрашено, но военное время и идеалистические взгляды подростка не дают в этом сомневаться.
Вот ты копаешь котлован вместе с Савкой и Джеком, пытаясь жевать мерзлую морскую капусту, вот шагаешь строем уже с другими рулевыми в столовую, где тебя ждут горох и пшенка, вот трясешься перед вторым экзаменом, который принимает сам начальник училища. Морские словечки и очень хорошо очерченные образы юнг, очень разных и с разной историей. "Лучше уж совсем без книги, чем с плохой книгой" приходят на ум слова Аграмова. "Нам поносы нипочем, мы по носу кирпичом" - это я еще в детстве запомнил.
Книгу перечитываю до сих пор с удовольствием, именно она у меня ассоциируется с Валентином Пикулем.
Свидетельство о публикации №218112002182