В царстве смекалки

            Как-то Брежневу во время визита в США показали автомобильный завод.
            Он спросил Никсона, как им удается найти таких толковых инженеров? Мы
            проверяем их мышление, отвечал Никсон. Они должны решить логическую
            задачу,например: сын моего отца, но не я – кто это? Интересная
            задача, сказал Брежнев и перевел разговор на другую тему. Вечером он
            позвонил в Москву Косыгину. Алексей Николаевич, сказал Брежнев, реши
            логическую задачу: сын твоего отца, но не ты – кто это? Так это мой
            брат, ответил  Косыгин. Утром за завтраком Брежнев сказал Никсону: я
            решил вашу задачу: сын моего отца, но не я – кто это? Это брат
            Косыгина!
               
                Старый анекдот

Предисловие
В рассказе использованы пять головоломок. Чтобы не лишать читателей удовольствия самостоятельно найти решения, ответы приведены в конце.

В то утро была моя очередь идти в магазин. Захватив с собой немного денег и специальную карточку с  фотографией, которая свидетельствовала о том, что я прикреплен к данному магазину, и постояв час в очереди, я купил пару пачек пельменей. Обед уже есть. Возвратившись, у входа в дом столкнулся с женой. Она держала в руке сумку, судя по всему, набитую чем-то тяжелым.
- Ты куда?
- Все туда же, в комиссионку, вот решила кое-что продать. До твоей зарплаты еще несколько дней, а деньги уже кончаются. 
Это было тяжелое время. После развала Советского Союза разрушились создаваемые десятилетиями связи между республиками, закрывались предприятия, правительство отказалось от контроля цен и зарплат, первые быстро поползли вверх, а последние еще быстрее стали падать. Мы выкручивались как могли, экономили, сажали на даче картошку, обменивали талоны на табак и водку на продукты. Дети тоже с трудом сводили концы с концами.
Над нашим будущем сгущались тучи, оно представлялось мрачным, как темное небо перед грозой. Постепенно пришла мысль о продаже домашнего имущества.
- Что ты несешь на этот раз?
- Книги.
- Книги!?
Как во многих семьях, у меня с женой были разные взгляды на те или иные события в жизни, на те или иные способы решения семейных проблем, но в одном мы сходились: оба любили книги. Жена собирала макулатуру и обменивала ее на книги, а я привозил новые книги из каждой командировки.
- Ну-ка покажи что ты выбрала.
- Да не все ли равно, - пыталась проскочить мимо жена, но я загородил ей дорогу и открыл ее сумку.
- О, «В царстве смекалки»! Да это же мои книги!
- Что значит твои!? У нас все общее.
- Нет, не все. Это же моя коллекция книг с головоломками! Я их начал собирать еще до того как мы поженились! Отдай, я должен это все хорошо просмотреть.
Я отнял у жены сумку и мы вернулись в дом.
- Завтра обеда не будет, - заявила жена, - картошка кончилась. Будешь есть свои головоломки.
- Я съезжу на дачу и накопаю. А эти книги без моего разрешения ты продавать не смей! А то отнесу в комиссионку все твои альбомы кройки и шитья!
- Только попробуй! Я их собирала всю жизнь!
Назревал скандал. Я разложил на столе свою коллекцию. Я помнил, где и когда покупал каждую из книг, в них еще лежали закладки в тех местах, где были наиболее интересные головоломки и логические задачи. Кроме покупки книг я вырезал головоломки в журналах и газетах. Вот вырезки из Ленинградской детской газеты «Пять углов», что я выписывал когда-то для своих детей. Сначала газета называлась «Ленинские искры». Какой-то капитан Мореходов печатал в газете загадки и головоломки, довольно слабые. Я мог бы вести эту рубрику гораздо интересней.
 
В электричке по дороге на дачу я снова вспоминал конфликт с женой и думал, неужели с моей коллекцией придется расстаться? Оказалось, что на даче какой-то гад на нашем огороде уже побывал и выкопал крупную картошку. Я собрал оставшуюся мелочь и поплелся на станцию, снова размышляя над судьбой своих книг и меня вдруг осенило! 
- Ну как ты съездил? - поинтересовалась жена.
- Картошки привез мало, но есть замечательная идея. Какая, пока не скажу.
На следующий день, по дороге на работу я остановился у газетного киоска.
- У вас есть газета «Пять углов»?
- Есть. Вот последний номер, дети разбирают, вам для внуков?
- Для правнуков, - пошутил я, забирая газету.
После ужина я отказался смотреть телевизор, ушел в спальню и, одев очки, погрузился в чтение газеты «Пять углов». Почему ее так назвали? Может само название газеты – головоломка? Меня интересовала тематика газеты: размеры заметок, заголовки, иллюстрации, кто авторы.
- Ударился в детство? - спросила жена, расстилая постель, - ну-ну!
Ложась спать, я уже решил, что в ближайший выходной возьму в библиотеке подшивку этих газет - по одному номеру судить трудно.
В библиотеке на меня посмотрели с интересом: вполне пожилой мужчина просит полугодовую подшивку детских газет. Заняв свободный столик, я углубился в чтение. Выходной день не прошел бесследно, дома я показал жене свои выписки, заявив что моя коллекция головоломок сможет нас прокормить, и в один из дней, отпросившись на работе, отправился в редакцию, которая помещалась на Фонтанке в Доме Печати. Это, действительно, было рядом со знаменитым перекрестком, где сходились пять улиц: Загородный проспект, Владимирская, Рубинштейна, Ломоносовская и Разъезжая. Этот перекресток в народе назывался пять углов, вот откуда появилось название газеты!

Пробиться в редакцию было непросто: вход в здание охранял милиционер, который потребовал пропуск, но в кабинет главного редактора пройти удалось.
- Присаживайтесь, - предложил редактор.
Я открыл кейс и стал выкладывать свою коллекцию. Яков Перельман, Мартин Гарднер, Емельян Игнатьев, Льюис Кэрролл, Сэм Ллойд, Генрих Дьюдени, Стивен Барр, Гарри Линдгрен и другие. А сверху положил вырезки головоломок капитана Мореходова.
- Вам знакомы эти книги?
Редактор полистал Игнатьева «В царстве смекалки».
- Какие-то знакомы. Вы хотите что-то мне предложить?
- Да, открыть в вашей газете рубрику с таким же названием.
- А вы сумеете написать так, чтобы было интересно детям? На днях мне принес один автор рассказ о немецком изобретателе Дизеле. Я не взял его статью, она годится для научно-популярного журнала, но не для детской газеты. Вы знаете, кто такой Дизель?
- Знаю. Он придумал двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Если бы о Дизеле для детей написал я, то придумал бы детектив: ведь Дизель исчез во время пересечения пролива Ла-Манш.
- А кто вы по профессии?
- Научный работник.
- У вас есть дети?
- Есть. Сын учится в знаменитой 239-й математической школе, он участвовал в городской олимпиаде по математике и получил диплом первой степени.
- Что ж, давайте попробуем! Принесите мне пять головоломок, причем, две должны быть совсем простые, две средней сложности и одна сложная. Если я смогу их решить, напечатаем. Вот наша последняя газета. Посмотрите ее внимательно. До встречи!

Следующая встреча состоялась через неделю, я принес пару напечатанных листков, но чего это мне стоило!
В институте, в комнате, где я работал, была пишущая машинка, и, придя на час раньше, я стал печатать отобранный материал. Уже заканчивал, когда неожиданно скрипнула дверь и в комнату вошел начальник первого отдела. Первые отделы тогда были во всех организациях Советского Союза, их цель была следить за сохранением государственных секретов и начальниками этих отделов часто назначали бывших работников КГБ. Зачем глубоко штатскому институту нужен был первый отдел? Какие секреты он хранил?
Я хорошо его знал, главным образом, потому, что довольно часто заходил к нему в кабинет за разрешением снять копии с каких-то бумаг. Без его подписи снять копию было нельзя. Он серьезно и внимательно рассматривал бумаги и ставил свою подпись. За что и получал вполне приличную зарплату. Это был невысокий плотный мужчина пенсионного возраста, прослуживший много лет в КГБ и сейчас отправленный на заслуженный отдых.
- Так рано, а вы уже трудитесь, - сказал начальник первого отдела, - и я сегодня встал ни свет ни заря.
Он подошел поближе.
- Ого, схема расположения ленинградских мостов! Зачем вы это печатаете? Кому вы собираетесь продать эту информацию?
В его голосе послышались железные нотки старого чекиста, напавшего на след. Вот незадача! Известная головоломка Эйлера про ленинградские мосты заключалась в следующем: на схеме были расположены 17 мостов Санкт-Петербурга и надо было проложить непрерывный маршрут по всем мостам. Я специально купил туристскую карту Ленинграда и оказалось, что сейчас стало одним мостом больше. Похоже с 18-ю мостами задача Эйлера уже не имела решения.
- Я печатаю головоломки по заданию газеты «Пять углов», могу дать вам телефон главного редактора. Это задача Эйлера. Вот она описана в книге Якова Перельмана и рисунок с мостами я взял оттуда. Детям полезно решать такие задачи, они заостряют ум и развивают логическое мышление, понимаете?
- Понимаю, сам женат. Дайте-ка посмотреть ваши головоломки. Так, к реке подошли два путника. У берега стоит лодка, которая вмещает только одного человека. Могут ли они оба переправиться? Дайте подумать… Могут!
- У вас прекрасное логическое мышление! – польстил я.
- А что вы думаете, не зря я проработал тридцать лет в органах. Так, как разделить золотой песок без весов? Интересно. Но на работе можно печатать только служебные материалы. И отмерить нечем? А я иду по коридору и слышу стук машинки. Вот и решил проявить бдительность. Дома подумаю. На этот раз не буду докладывать начальству, но больше этого не делайте. Тут и задачки с цифрами. Я у вас реквизирую одну копию. На всякий случай снесу куда следует. Шутка. У меня внук есть, очень смышленый мальчик, а с логикой у него слабовато, я его засажу за головоломки. Он давно просится в тир пострелять. Пойдет, стервец, по стопам дедушки. Беру с вас слово, что вы больше не будете печатать на работе посторонние материалы. Какой телефон у вашего редактора?
Вечером я рассказал о происшествии на работе жене.
- Зачем ты это сделал, - испугалась жена, - ты мог запросто вылететь с работы, а то и хуже. Он сказал, что пошутил? Тебя не арестуют?
- Не мог же я принести редактору свои каракули.
- Это и есть твоя замечательная идея. Ну-ну…

На следующей неделе редактор внимательно рассматривал напечатанные заметки. Похоже у него с логикой тоже было неплохо.
- А вот вторая головоломка с золотым песком.
Речь шла о том, что два старателя, работая вместе, добыли некоторое количество золотого песка. Переправляясь на обратном пути через бурную реку, они утопили все свое имущество и только мешочек с песком, привязанный к поясу одного из них, остался цел. Потом они решили расстаться. Как разделить пополам золотой песок, чтобы никому из них не было обидно, если никаких средств для взвешивания или измерения у них не осталось?
- Понятно. А задача средней сложности?
- Это задача про лесорубов. Два лесоруба поработали вместе в лесу и сели завтракать. Никита достал четыре лепешки, а Павел – восемь. Тут к ним подошел охотник и попросил поделиться завтраком. Лепешки поделили поровну на троих, после завтрака охотник ушел, оставив им 12 рублей, и попросил поделить деньги по справедливости.  «Поделим эти деньги пополам», - предложил Никита.  «Но, я же положил 8 лепешек, а ты – 4, - возразил Павел, - значит, мне полагается 8 рублей, а тебе – 4». Как правильно разделить деньги?
- Наверное, Павел прав, - решил редактор, - деньги надо поделить так: тому, кто принес 4 лепешки, отдать 4 рубля, а тому, кто принес 8 лепешек отдать 8 рублей. Верно?
Вторая задача средней сложности была такая:
- Один офицер вернулся в Англию из Китая, где участвовал в подавлении «Боксерского восстания». В воскресенье с женой он пришел в церковь и во время молитвы уснул. Ему приснился страшный сон: в Китае он приговорен к смерти, и палач уже поднял топор чтобы отрубить ему голову. Жена в это время увидела что муж спит и, желая незаметно разбудить, стукнула его веером по шее. От страшного шока он скончался, так и не досмотрев свой сон! Могло ли это случиться?
- Мне понравилось. А где совсем сложная пятая задача?
- Про верблюдов. Отец завещал трем сыновьям свое стадо верблюдов. Старшему сыну – половину стада, среднему – одну третью часть, а младшему - одну девятую часть стада. А в стаде было 17 верблюдов. Число это ни на 2, ни на 3, ни на 9 не делится, как быть? Видимо их отец был слаб в математике! Помог, подъехавший мудрец. Он разделил верблюдов согласно завещанию. Каким образом?
- Хороший материал, - сказал редактор.
- Значит вы берете?
- Еще одна формальность.
Он снял трубку и после короткого разговора в кабинет вошла пожилая дама.
- Познакомьтесь, это наш новый потенциальный автор. Он предложил открыть в газете рубрику «В царстве смекалки» и готов поставлять для этой рубрики материал из своей коллекции.
Редактор подвинул к ней книги, и у нее загорелись глаза.
- О, Гарднер, Дьюдени, Барр, Игнатьев… какое богатство! Этих книг в магазинах нет. Как долго вы собирали эту коллекцию?
- Всю жизнь!
- А это нам для публикации, - редактор подвинул к ней заметки, - как вы думаете, подойдет?
- Вы главный редактор, вам и решать.
- Хорошо. Сделайте, пожалуйста, постоянный пропуск в редакцию нашему новому автору. Благодарю. - Это наша старейшая сотрудница, - вздохнул редактор, когда дама вышла, -одна из основателей газеты. Она же капитан Мореходов. Ваш материал я беру. Как бы нам получше его использовать? Давайте сделаем вот что: объявим конкурс. Кто первый пришлет правильное решение получит приз, - он показал на шкаф, стоящий у него за спиной. В шкафу стояли книги, бутылки с прохладительными напитками, коробки с печеньем и конфетами, какие-то игрушки.
- Мы иногда печатаем рекламу и с нами расплачиваются натурой. Начнут приходить письма, вы их будете читать и определять победителей. Газета выходит по пятницам, так что новый материал должен быть у меня в понедельник. Договорились? Зарплата у нас пятнадцатого числа, а сейчас, - он открыл шкаф, - получите аванс. Авансом была коробка шоколадных конфет.

- А у меня для тебя приятный сюрприз, - воскликнул я, едва войдя в квартиру, - мой материал в газету взяли и выдали постоянный пропуск в редакцию! Пятнадцатого получка, а вот аванс!
- И тебя ждет сюрприз, - объявила жена, показав на стол, где стояла новенькая пишущая машинка. Ты теперь сможешь печатать дома!
- О, это «Эврика», последняя модель! Где ты взяла деньги? Кого-то ограбила?
- Я продала свои альбомы кройки и шитья.
- Ты лучшая жена на свете, - растроганно сказал я, обнимая жену.
Будущее уже не представлялось таким мрачным. Тучи раздвинулись и сквозь них пробился первый луч солнца. 

Ответы
1. Переправа
Путники подошли к реке с противоположных берегов. Тот, у берега которого стояла лодка, переправился первым, а потом на той же лодке на другой берег переправился второй.
2. Золотой песок
Один разделил золотой песок на две равные кучки, второй выбрал ту, что ему понравилась, а оставшаяся кучка досталась тому, кто делил.
3. 12 лепешек
Всего было 12 лепешек. Когда их разделили поровну между тремя, то каждому досталось по 4 лепешки. Следовательно, Никита сам съел свои 4 лепешки, а Павел половину своих лепешек отдал охотнику. Значит, все 12 рублей должен получить Павел!
4. Про офицера, умершего в церкви
Это случиться не могло. Если офицер умер во сне, как можно узнать, что ему снилось?
5. Про мудреца, разделившего верблюдов
Мудрец присоединил к стаду своего верблюда, и их стало 18. После этого старший сын получил половину – 9, средний третью часть – 6, а младший девятую часть – 2. Итого, сыновья получили 17 верблюдов отца, а верблюд мудреца остался, и он забрал его обратно!
 


Рецензии
Что сказать: интересная, однако, у людей жизнь. Каждый в те годы выкарабкивался, как мог.
А чем закончилась история с гестаповцем? Не мог же он просто так пройти мимо возможности заявить о своём служебном соответствии.

Валерий Столыпин   20.11.2018 06:26     Заявить о нарушении