Король. Глава 2

          В усадьбах богатых людей и правителей обычно сажают цветы, декоративные кустарники, необычные деревья. Наверно, это правильно:  жилище – это не только комнаты, в которых люди спят, обедают или предаются раздумьям. Все должно радовать глаз, а не только быть удобным.
          Мои жены отнеслись к пространству возле строений весьма практично, посадив овощи, а не цветы. Да, здесь ровными рядами  росли кусты, только на них висели плоды, судя по всему, съедобные. Не так глупа Алло, чтобы сажать возле дома что-то ядовитое. Ведь у нас маленький сын, который может попробовать на вкус фрукт или ягодку.
          Дорожки из коричневого камня выглядели замечательно, но между ними располагались не клумбы или ровный газон, а самые обыкновенные грядки. Впрочем, растущая морковь выглядит не менее симпатично, чем прочая трава.
          Конечно, такое решение не совсем королевское, но каждый правитель имеет право на прихоти. Тем более, так решили мои жены. Захотели они грядки – значит, будут грядки! Женщинам надо потакать, особенно в таких мелочах.

          А что касается кустов, то с подобным я уже сталкивался на Барасе: ряды растений разбивают всю усадьбу на неровные небольшие участки, превращая пространство в зеленый лабиринт. На первый взгляд, злоумышленнику легче спрятаться, однако заметить охрану здесь тоже проблематично. То есть, человек, хорошо знающий территорию, имеет неоспоримое преимущество. Такой вот взгляд на безопасность.
          Подход к персоналу здесь, кажется, тоже позаимствовали на родине Алло. Молодой и сильный мужчина рыхлил землю мотыгой, пробираясь между рядами зеленых стеблей, весьма напоминающих картофельную ботву. Наверно, этот огородник считается еще и охранником. Правда, оружия у него я не заметил, но в умелых руках мотыга – не только инструмент.
          Впрочем, рядом каменная беседка, а в ней шкаф с запертой дверцей. Интересно, что там?
          – Там ружья, – просветил меня Тип, подошедший совсем неслышно.
          Теперь все ясно. Охранник не таскает с собой оружие, а носит где-нибудь на поясе ключ от дверки. Интересное новшество.
          – Чужой сюда не пройдет, – подтвердил Тип.

          Дальше я ходил в сопровождении смуглого здоровяка. Похоже, это мой телохранитель.
          Большой дом тоже окружал навес. Окна, четыре входа, отверстия под потолком – здесь тоже гуляли сквозняки. А вот то, что под всем зданием есть подвал, оказалось для меня неожиданностью. Огонек свечи слабо разгонял тьму, но я успел рассмотреть стены подземного помещения. Подвал вырубили в камне. Судя по всему, слой почвы и песка здесь тонкий, а глубже идет все та же коричневая порода.

                *   *   *

          Проснувшийся Витька потащил меня с собой и привел на самую обыкновенную детскую площадку. Маленькие домики, качели, крохотные карусели, горки – признаться, я не предполагал увидеть здесь такое. А еще неожиданнее оказалась целая ватага детворы. Витька немедленно влился в эту шумную команду и был принят как равный. Похоже, такого понятия, как принц, здесь не существовало. Слуги и охранники жили в усадьбе семьями, и каждый занимался своим делом. А вот особых различий между детьми, кажется, не делали. Может, так и должно быть?
          Зверек не испугался шума и подошел к детям. Витька гладил ручного грымса, а я вспоминал старшего сына. Когда-то и Григан был мальчишкой, а теперь он стал королем, правителем большого острова. Увы, я уделял ему слишком мало внимания и, возможно, слишком строг к старшему сыну сейчас.

          Катенька незаметно вышла из-за живой зеленой стены. Взяла на руки Витьку, выскочившего из скопища ребятни, чмокнула его в щечку, выслушала новости. Ко мне подошла степенно, скромно коснулась губами моих губ, лишь слегка приобняв меня. Что ж, теперь она королева и обязана вести себя соответствующе. Наверно, и я должен скрывать свои чувства. Только как хочется сжать в объятиях любимую женщину, которую давно не видел!
          В дом мы зашли, скромно держа друг друга за руки. Вдали от посторонних глаз неприступная дама превратилась в женщину, сгорающую от желания. Я тоже забыл о том,  что я король.

          – Я на нефтяном колодце была, – рассказывала Катенька, улыбаясь и озорно поглядывая на меня. – Там навес начали делать – надо было проверить.
          – Проверила?
          – Ага! Три дня назад ветер был – все, что построили, по округе разметало. Сказала, чтобы больше не делали.
          Что за колодец, навес над которым нужно сооружать не один день? Признаться, я ничего не понял.
          – Колодец – это на самом деле большая яма, – просветила меня супруга. – Там бывший владетель камень добывал, а потом решил узнать, что находится в глубине, и докопался до нефти. После лихорадки весь котлован залило водой. Мы ее откачали, а яму внизу углубили и расширили – теперь колодец десять бочек нефти в сутки дает. Почти все на Барас отправляем.
          Интересно, зачем Николаевичу столько нефти? Неужели он ее уже перегоняет? Так мы и до двигателя внутреннего сгорания доживем.

          Катя говорила не умолкая. Конечно, кое-что я и так знал, ведь приезжая на Ларгас, жены рассказывали о жизни королевства. Эта земля зовется Междуречьем. Здесь нет ни угля, ни руд, а вместо леса – поля да кустарники. Однако некоторые тонкости всплывали только сейчас, а именно детали позволяют понять общее.
          Ветряки нам поставляют в обмен на нефть, лес рубят на другом берегу реки и сплавляют бревна по воде. Поэтому древесина у нас есть, а у ветряков, виденных мною, планируется ее обрабатывать.
          – Мы там делаем бочки и волокно из стеблей проса, только не хватает ни того, ни другого, – поделилась Катя. – Скоро станки должны привезти. С электричеством дело пойдет быстрее.
          А ведь все правильно: для продукции нужна тара. Мы выращиваем свиней и торгуем мясом. А как его сохранить в такой жаре? Только солить – что еще придумаешь? Для солонины нужны емкости – те самые бочки. Насколько я понял, в них же разливают нефть. Зерно тоже лучше перевозить в мешках, а для их производства нужно волокно.
          Конечно, упаковку можно покупать, но самим делать дешевле. К тому же станки с Бараса, наверно, лучше, чем любые приспособления, изготовленные на материке. Ведь промышленностью острова командует Николаевич.

          – Мы еще в одном месте ветряки ставим, – довольно сообщила супруга. – Подальше от моря. Будем болота осваивать.
          Вот ведь до чего додумались! Болота здесь не сплошные, встречаются в них и островки. Только добраться до них непросто. Воду отводить некуда, заваливать трясины и мелкие озера – дело долгое и трудоемкое. А вот если прорыть глубокие каналы, а из вынутого грунта насыпать новые острова и гряды, то получится неплохо. Будет у нас большое королевство с водным транспортом.
          – На лодки поставим электродвигатели, – поделилась Катя. – Аккумуляторы на Барасе уже делают.
          Конечно, Катя и Алло – большие умницы: все у них получается и все распланировано. Только что я буду здесь делать? Может стоило объявить правительницей Алло? Собственно, они с Катей и так командуют, а я для них лишь ширма. Немного обидно, но чем расстраиваться, лучше подумать, как стать настоящим королем. Ведь получился из меня наместник в Северных землях.
          А может, король и должен бездельничать? Почему я решил, что должен командовать всеми в этой стране?

          Я очень соскучился по жене и ночью совсем не думал о сне. Да и не чувствовал я усталости – только желание обладать любимой женщиной.
          – Пожалуй, я переборщила, – сказала Катя ближе к утру.
          – С чем?
          – Как с чем? Ты ужин помнишь? Ел мясо с подливой, а пил сок из ягод. Подлива усиливает мужские желания, а сок бодрит и прогоняет сон.
          Теперь меня еще и кормят всякой гадостью! Впрочем, я на Катю нисколько не обиделся. По крайней мере, можно вспоминать эту ночь и хоть капельку, но гордиться собой.

                *   *   *

          – Это мы велели сделать специально для тебя.
          Говорила Катя ласково, смотрел нежно, да и увиденное говорило само за себя. Заботливые у меня жены! Прямоугольная площадка, выложенная камнем, мишени, запас камней – можно вспомнить о том, что когда-то я неплохо управлялся с пращой. Турник, параллельные брусья, шведская стенка.
          Только Катя уже не замечает, что говорит и за себя и за Алло. Они уже стали единым целым. А кто я для них? Что я могу им дать? Разнообразие в сексе, возможность иметь детей. Что еще?
          – Обживайся тут, осматривайся – мне пора.
          Последние ее слова только подлили масла в огонь. Месяцами они прекрасно обходились без меня, а сейчас просто не знают, для чего я нужен. Действительно, на что я гожусь, кроме постели?
          Впрочем, не женщинам определять, чем заниматься королю. Это только мое дело, и Катя права, не пытаясь навязать мне какую-нибудь работу.

                *   *   *

          Куда поедем, воин?
          Кажется, Тип не простой слуга. Он и извозчик, и экскурсовод, и телохранитель. Только безоружного аборигена самого нужно охранять, ведь голыми руками много не навоюешь.
          Тип не зря интересовался маршрутом: едва мы выехали из усадьбы, перед нами замаячили всадники. Думаю, мой сопровождающий сказал им, что мы поедем вдоль моря. Дорогу от порта до дома я немного рассмотрел вчера, поэтому наша коляска двинулась дальше по побережью. Что я ожидал увидеть? Разумные предположения отсутствовали – я просто решил, следуя совету Кати, проехаться и осмотреться.

          Длинные ряды низких кустов уходили вдаль. Люди что-то собирали с веток в корзины, и относили на телегу, уже изрядно загруженную. Разумеется, я не собирался постоянно сидеть в кибитке и смотреть на все издалека.
          На кустах росли длинные стручки, маленькие и большие, зеленые и почти черные – растения плодоносили непрерывно. Казалось бы, это неплохо, но собирать такой урожай можно только вручную. К сожалению, людей в королевстве немного.
          Черные и темно-коричневые стручки собирали мужчины, женщины, дети – все темноволосые. Похоже, они выросли здесь или где-нибудь поблизости.
          – Бобы, – Тип показал на полную корзину. – Их везут в город.

          Насколько я понял, городом здесь зовут единственное поселение, расположенное верстах в двухстах восточнее. Там в море впадает большая река, и в ее долине сконцентрирована промышленность края.
          – А почему они сами не выращивают бобы? – спросил я.
          Действительно, зачем везти еду за двести верст, если можно найти ее ближе?
          Лицо Типа осталось непроницаемым, но, судя по многозначительной паузе, мои слова он посчитал изрядной глупостью.
          – На ровных местах там стоят дома и мастерские, – наконец ответил мой спутник. – А в горах пахать плохо.
          Вот и обнаружилось еще одно преимущество нашего королевства – отсутствие возвышенностей и оврагов. Здесь равнина, и обрабатывать такую землю удобнее, чем крутые склоны. К тому же, каждодневные дожди могут смыть с холма всю почву, если убрать лес и не сделать террасы.

          Недалеко от дороги стояли каменные здания, и, судя по дыму из трубы, в одном из них топили большую печь.
          – Сушилка, – пояснил Тип.
          Все понятно: перед тем как шелушить стручки, их нужно избавить от лишней влаги, чтобы они стали хрупкими. Да и сами бобы будут потом лучше храниться. Только откуда здесь топливо? Леса поблизости не видно, угля в королевстве вовсе нет.
          – Дрова оттуда, – Тип показал на кусты, закрывавшие море.
          Я подошел к узкому проходу в зеленой стене и вскоре все понял. Защитная полоса оказалась широкой – шагов двадцать, не меньше. Только на ее половине, расположенной ближе к морю, росли тонкие прутики, а не стволы толщиной с руку. Судя по всему, кусты здесь недавно спилили, но от пеньков пошли новые побеги.
          – Они растут очень быстро, – сказал Тип.
          Кажется, мой сопровождающий очень хорошо разбирается в местной флоре. Не с его ли подсказки посадили защитную полосу? Оказывается, она еще и топливо дает.
          А если сделать электрические сушилки? Конечно, они дороже, но труда потом потребуется куда меньше.

                *   *   *

          Побывали мы и на свиноферме. Условия у местных хрюшек спартанские: загон, окруженный деревянным забором, да корыта, из которых животные едят. Никто за ними не убирает, а бросают за загородку солому, мелкие ветви, ботву. Там свиньи и живут:  купаются в грязи, делают гнезда, при непогоде сбиваются в кучи. Кормят хрюшек овощами, фруктами, орехами, рыбой.
          Единственная тонкость, которую я заметил – у забора каменный фундамент, чтобы животные не могли сделать подкоп. Не знаю, как на Земле, а здесь свиньи закапываются в грунт, как большие кроты. Загон очищают только перед тем, как заселить туда новую партию поросят.
          Разумеется, никаких механизмов – все делается вручную. Единственные помощники – лошади. Увы, здесь, как и везде, нужны рабочие руки. Только где их взять?

          Через проход в защитной полосе виднелись парусные лодки.
          – Ловят рыбу, – пояснил Тип. – Все съедают свиньи.
          – А куда повезут улов? – поинтересовался я.
          – В порт, – спутник показал в сторону залива. – Есть еще причалы, но они далеко.
          – А посмотреть их можно?
          – Можно даже до другой реки доехать, только надо сказать главному садовнику. Он пошлет впереди гонца, и нам подготовят сменных лошадей.
          Что за садовник, посылающий гонцов и распоряжающийся лошадьми?

          Оказалось, что Тип имел в виду командующего королевской стражей – личность, знакомую мне еще с Северных земель. Там он служил в береговой охране, и сюда его позвал Капитан.
          – Сто человек, – рассказал командир о подчиненных. – Половина служит в усадьбе поварами, садовниками, охранниками. Остальные отвечают за переезды королевской семьи.
          Судя по словам главного стражника, недобрых людей в королевстве нет, но порядок соблюдать надо. Поэтому я, Катя и Алло не должны перемещаться без охраны.

          Любопытно проехаться по всей стране, но я пока не собираюсь в дальние путешествия. Почему?  Мне нравится спать с Катей. А еще я жду Алло. Она в городе. Там у нас лавки и склады – целая торговая сеть. Мы продаем солонину, бобы, зерно и покупаем соль, бочки, мешки. Кроме того, через нас идет торговля с Барасом и Ларгасом. Острова обеспечивают себя всем необходимым, но там не растет красное дерево, не водятся крокодилы и огромные удавы, нет месторождений селитры.
          Корабли везут на острова кожу, дерево, селитру и возвращаются со спиртом и спиртовками, бронзовыми подшипниками, резиновыми изделиями, проволокой и крепежом. На материке не могут делать многое из того, что производит Барас.
          Алло заведует всей торговлей, поэтому порой задерживается в городе. И в этот раз она прислала письмо, а сама не появилась. Придется подождать ее еще неделю.

                *   *   *

          Нефть добывали верстах в двадцати от усадьбы. Действительно, сложно назвать колодцем котлован шагов в пятьдесят длиной, и такой же ширины. Правда, на метровой глубине яма уменьшается, и по всему периметру идет большая ступенька. Ниже идет второй уступ, за ним – другие. На двадцатиметровой глубине все заканчивается обыкновенным колодцем диаметром около двух метров. Там и собирается нефть, которую откачивают ручными насосами и наверху разливают в деревянные бочки.
          Колодец закрыт деревянным щитом, а на каждой ступени выдолблен желоб для сбора дождевой воды. Ее тоже приходится откачивать. Дожди идут ежедневно, воды копится много. Чтобы сократить работу, пытались построить навес по периметру котлована. Закрыть от дождя хотя бы три ступени – это уже немало.
          Увы, здесь иногда поднимается очень сильный ветер – затея оказалась неосуществимой. Наверно, ураганы не позволяют расти на побережье высоким деревьям, ломая их. Даже ветряки в королевстве не такие, как на островах: опоры мощнее, а лопасти короче. Недаром и дома тут строят только из камня.


Рецензии