Ящеры возвращаются

В Костромской области распространено ругательство – «змей ты, огненный». Почему огненный, неизвестно. Но ведь не только для красного словца. Видели люди в прежние времена разных гадов. Даже черных длинных тварей, скорее всего, полозов.
Очевидцы мне рассказывали, что с таковыми змеями можно встретиться в лесах около бывшей деревни Сосновка, что в нескольких десятках километров на северо-восток от Шарьи. Но вот чтобы «змеи-горынычи» у нас водились, то бишь, ящеры ужасные…

Вышли из пещер?

У волгореченского поэта и прозаика Владимира Проскурякова есть рассказ-быль, где один из персонажей рассказывает, как наблюдал на дороге около села Одоевское Шарьинского района животного, похожего на варана. Действие происходило еще в перестроечное время.

А вот на севере Нижегородской области знойным летом 2010 года люди также видели странных ящероподобных животных, которых вначале перепутали с чупакаброй. Страшные лесные пожары вынудили все зверье, обитавшее в безлюдных, малопроходимых местах, мигрировать ближе к человеческому жилью. Вот и появились в тех местах неуловимые животные, которых прежде не было. Местные жители говорили, что они нападали на кур, мелкую домашнюю живность и даже на одиноких путников.

Это чудо чудное напоминало летающего ящера, размером с собаку, с перьями, птичьими лапами, большим длинным клювом с зубами и хвостом ящерицы. Скелет этой твари долгое время лежал на поляне, под деревом, недалеко от деревни Полозово (!). Тогда-то и вспомнили ветлужане легенду, предсказывающую, что со временем вылезут из земли твари - «змеи-горынычи».

Ученые предполагают, что в многочисленных подземных пустотах и пещерах в горах Приволжья, и, частично, среднего Поветлужья, возможно, сохранились кладки яиц ящеров, которые при благоприятных условиях, например при потеплении климата могут созреть. Хотя бы одно яйцо. Его хватит для размножения особей, ведь эти твари двуполые. Лесные пожары сильно прогрели землю, возможно, это и послужило причиной для появления ящеров.

Волжское чудище

На VI Плесских чтениях в 1996 году был опубликован научный  доклад известного археолога и историка Павла Травкина «Образ ящера в плесских древностях». По его словам, в мифологии древних финноязычных народов широкое распространение получил образ ящероподобного божества - обитателя подземно-подводного мира. В псковских и новгородских землях он был известен как «крокодил». Даже в XIX веке жителям Ивановского края, потомкам мерянского населения, был известен обитатель больших рек «чудо-юдо-рыба-рак», которому подчинено все живущее в воде.

«Облик» божества хорошо известен современным исследователям-археологам. Одной из интереснейших находок, связанных с приверженностью населения Плеса XIV - XV веков язычеству, может считаться изображение ящера, вырезанное из трубчатой кости. Поделка, к сожалению, была сломана еще в древности. Но на ней сохранилась голова ящера с глазами.

Остается выяснить, почему же в плесских древностях божество Преисподней предстает преимущественно в образе ящера? Этим вопросом и задался Павел Травкин. По его мнению, причина, видимо, кроется в неразрывной связи древних плесян с «большой водой», что, например, роднит их с жителями древнего Новгорода. Сама близость «большой воды» будь то река Волга или озеро Ильмень - придавала образу жизни не только определенную хозяйственную, но и вполне ощутимую мировоззренческую направленность.

Кстати, в 1991 году в газете «Приволжская новь» была опубликована информация, что плесский рыболов Е. В. Гурьев видел в Волге необычное животное четырехметровой длины, похожее на змею. Согласно описанию, «голова этого речного чудища больше похожа на поросячью морду, только меньших размеров. Такой же лоб, пятачок. Если смотреть на существо сзади, когда оно уплывает, то задняя часть напоминает крокодилий хвост. Жаль, только не удалось рассмотреть, лапы у него или плавники».
Арзамасский «монструз»
 
На нижегородчине многие знают удивительную историю «Гада Арзамасского». Этот весьма интересный документ исследователи обнаружили несколько лет назад. Так, «лета 1719 июня 4 дня» в Арзамасском уезде разыгралась сильнейшая буря.
По свидетельствам очевидцев, «день стал как ночь». Невиданный до сей поры ураган сносил крыши, дома, выкорчевывал столетние деревья, поднимал в воздух домашнюю скотину и людей. Ко всему этому добавилась очень странная находка. После небывалого смерча неподалеку от крепости было обнаружено странное существо, которое не походило ни на одно известное людям животное. В документе написали, что это был «змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно». Естественно, находка вызвала в народе переполох. Первое, что могло прийти на ум нашим предкам, - сказки и былины про страшного и кровожадного Змея Горыныча, и в связи с этим поползли слухи о «последних временах».

Как сказано в бумагах, «с содроганием и ужасом подступились» люди к «змию поганому». Невиданную тварь тщательно измерили и описали. История, к счастью, сохранила нам имя одного из участников той уникальной комиссии - земского комиссара Василия Шлыкова.

Итак, «монструз» имел в длину 7,5 метра, зубы в девять сантиметров, спинной парус - семь метров, а хвост - три. Сразу в памяти всплывают образы летающих драконов и прочих гадов. Получается, что не врут русские народные сказки! С другой стороны, это существо весьма напоминает древних ящеров и динозавров. Но тут сразу возникает вопрос. Как же так: если верить ученым эти древние существа давно вымерли и от них в лучшем случае остались лишь кости или их фрагменты, а здесь описана, судя по всему, еще недавно живая особь?

Откуда выскочил демитродон?

Работник культуры Арзамаса Татьяна Ильченко хорошо помнит об этой находке:
"Действительно, такой документ существует. Но здесь, на мой взгляд, больше вопросов, чем ответов. Если верить описанию, «Змея Горыныча» принесло в наши края ураганом. Но из каких краев? И нам, как современным людям, хотелось бы знать, имеет ли он отношение к динозаврам. Получается, что в те времена они не все вымерли".

В свою очередь питерская исследовательница Лилия Валиева уверена, что «Гад Арзамасский» больше всего похож на динозавра под названием «демитродон». Но у того нет крыльев. Возможно, за крылышки приняли складки кожи, которые свисали с боков?

Лилия Валиева высказала идею, что в центр России представитель древнего мира мог попасть не только по воздуху. Не исключена гипотеза, что это существо могло жить где-то рядом: «Он мог жить в непроходимых лесах, прятаться в неизвестных пещерах. Если брать самую реалистичную и более научную точку зрения, то это должно выглядеть именно так».

И все же разумного объяснения этому феномену пока нет. Впору на вооружение брать модную версию о параллельных мирах. Дескать, жил-был себе в теплых странах симпатичный такой демитродончик, и однажды его через пространственную дыру вынесло, как в одной детской сказке, в XVIII век.
«Яшки» на наличниках

Академик Борис Рыбаков после расшифровки многочисленных русских былин однозначно говорил о культе неких чудищ. Причем он особенно был развит в регионе Северо-Западной Руси. Так, на хорошо сохранившихся гуслях XII века, которые нашли в Великом Новгороде, вырезаны головы ящеров.

Этноэколог Ольга Захарова, например, считает, что Нерехта также по праву может считаться логовом ящера, это место встречи разных форм и традиций изображения фантастических тварей. Именно здесь можно увидеть различные переходные формы — от ростовско-ярославских натуралистичных до переходящих в растительные формы, можно даже увидеть, как голова дракона переходит в колокольчик, тело — во вьюн. Цветочные драконы живут и в деревне Коточижовки, на границе Ярославской и Костромской областей.
 
В Костроме, в Ипатьевской слободе, на наличниках домов встречаются драконы с рыбообразно-саламандровым телом. Ольга Захарова шутит, что один из переулков можно было бы так и назвать - «Драконий». Ящеры (в простонародье – Яшки) присутствуют и на зданиях стиля модерн, но это уже несколько иная история.
 
Человек – потомок ящера

Заслуживают внимания мемуары австрийского посла Сигизмунда Гирберштейна. Он бывал в России в 1517 и 1526 годах. «Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным жирным телом...».

Кстати, если брать за основу теорию эволюционного развития Дарвина, то млекопитающие, а стало быть, и люди произошли от одного древнего ящера. Известный палеонтолог и писатель Кирилл Еськов называет этот переходный вид зверозубым.
Впрочем, некоторые ученые предполагают, что если бы не глобальная катастрофа, которая уничтожила древних динозавров, то при благоприятных условиях один из видов мог со временем эволюционировать до человекоподобного ящера или ящероподобного человека, - кому как нравится.


Рецензии
Есть наука, а есть и лженаука. Все ваши доводы - лженаучны, так как не имеют под собой никаких конкретных и зафиксированных данных. Особо поразил ваш термин - Человек – потомок ящера. Я верующий и поэтому мне смешно. Удачи.

Александр Аввакумов   20.11.2018 11:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.