99. Молитва

Много-много лет назад случился со мной случай один: зашла в церковь в сложном душевном состоянии и спросила у того, кто ближе всех стоял, нечто типа: "И чё мне тут делать-то?" В ответ было простое: "Молиться".
Дальше спрашивать не стала за самоочевидной тупизной происходящего: если бы я умела молиться, то не спрашивала бы, если я спрашиваю - значит, не умею, и что смысла было говорить мне такой ответ?
У следующего "кто ближе" спросила - куда поставить свечку за здравие, меня отправили "налево, потом прямо, там столик будет, вот туда и поставь". Сходила, увидела столик, на нем торчат свечки горящие, над столиком - распятие. Поставила со внутренними словами: "Господи, во здравие рабы Божией Ольги", ну - меня то есть.

Эти нехитрые манипуляции впоследствии дали именно то, что нужно: когда я узнала - КУДА поставила свечку о здравии себя, любимой, как-то очень и очень взбодрилась, и как-то сразу простимулировалось желание читать молитвослов, и Священное Писание, ну и так далее: это было вообще-то место, куда за упокой ставят.

Таким сложным путем работает механизм "Бог Слово", про который я много пишу: я спросила. Спросила в церкви. Где Бог слышит каждое наше слово. И отвечает - через Своих людей. То и так, как считает самым оптимальным с точки знания каждого из нас. Самый короткий путь ответа на вопрос "чё тут делать" был именно таким: напугать мое Эго смертью и обратить к Себе.

Дальше было страньше: оказалось, что молиться можно не за всех. В молитвослове написано: "и всех православных христиан", а - блин... Не за всех из них и молиться можно. Почему?

Потому что как только прикасаешься к Богу Слову так тут же твои собственные слова становятся "ножками для слабеньких": сказала, например, цыганке у церкви: "Ты не так просишь! Надо Пречистой помолиться - и Она пошлет подаятеля!" - и тут же что-то начинает происходить, например, в следующий раз уже не цыганка ко мне подходит, в ее дочь, и сразу крестится: "Пречистая, помоги!", только крестится, поганка, на меня лично. Как вот этой объяснить - зачем молятся и как правильнее?
А надо ли? Она же денег просит...

В итоге стала уже сама осознанно задумываться: что такое молитва, почему она столь формализована за две тысячи лет, в чем ее мистическая сущность и так далее.
Результаты осмысления пока странные...

Если вспомнить, что человек - это:
- тело
- душа
- плоть
- дух,
и если вспомнить, что духа либо мы сами стяжаем, либо его Бог насылает, и если вспомнить, что и сами мы можем стяжать духа как Истины, так и нечистого, и Бог может наслать духа как Святого, так и нечистого, то получается, что:

- стяжаем мы духа двумя путями: исполняя заповеди либо отклоняясь от них.

- плоть - это как воронка, вставленная в бензобак: она может быть чистой, может  быть в масле, в ней может стоять фильтр, или - кусок песка или глины, и Господь, желая наслать в нас какого-то духа, наверное Один и знает - что там за воронка в нас вставлена. Простой пример, неоднократно приводимый мною: благоверные князья. Ихней плоти могли бы позавидовать современные миллиардеры: народ во власти, денег море, детей - рожай не хочу, мамки-няньки выняньчают, и не за деньги, а за любовь к Богу и князю, "князь-батюшка" - это не предвыборный слоган, его на самом деле любят и душу положат в случае чего, ну и так далее. И - чудеса! Господь подает в подтверждение того, что угоден Ему этот князь, хотя и "как сыр в масле" катается, не юродивый какой-нибудь, голый по морозу разгуливающий во славу Господа.
То есть, "жирная плоть" - это как раз не эквивалент "взысканная дьяволом", ибо принадлежит, как и все князево - Богу.

- душа - это колесница, заправляемая "бензином через воронку".

- а тело - это инструмент вот этой громады-махины "дух-плоть-душа", через которое произносятся СЛОВА.

Слова, обладающие Силой: "Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси Блаже души наша!"

О чем смысл слов и какая именно в этой молитве "движительная сила", которая в идеале должна от каждого слова передвигать какие-то горы?

Царю Небесный - это "всей своей жирной плотью" утверждать, что - не деньги мой личный царь, не здоровье, не любимая работа, не ближние и дальние, не статус князя, не почет и любовь электората, а - Бог в Троице, причем та Его "часть", которая вообще менее всего известна, которая в тайне, которую глазами еще никто не видел, ни даже апостолы, потому что - ну, что они увидели в день пятидесятницы? Огненные лепестки. Из всего, что есть Дух Святой, а Он наполняет жизнью мироздание в масштабах от Вселенной до кварков, то есть - Он невместим в человеческие телесные рецепторы, потому что Он в том числе и рецепторы тоже. И вот всей своей плотью утверждать, что - именно вот Это, что описано богословием крайне мизерно, и есть - мой личный Царь. Пожалуй, двинется от таких слов гора...

Утешителю - почему? Утешает мама, духовник, бывает - дети. Гораздо чаще - Бог Господь Саваоф, подающий урожаи, дождь вовремя, защиту от саранчи и татаро-монгол. Гораздо проще - Бог Иисус Христос, одно только воспоминание о Котором дает покой в любой ситуации - Он страдал, и нам велел. Почему и чем утешает Дух-то Святой? Он ведь - не Ангелы и Архангелы даже, которые могут явиться и поговорить "Меня к тебе Бог послал, передать то-то и это-то!", что - надо ли говорить, как утешительно должно быть? Он совершенно и никак не осязаем, невидим, непознаваем - как Он утешает? Достаточно утвердить это в качестве истины для себя, и поймешь - как.

Душе Истины. Созвучность слов "душа" и "дух" через призму перенедопонятого церковно-славянского дает чистым сердцем людям ощущение, что "Душе Истины" = "Душа Господа Бога Саваофа". Да это, наверное, и правильно. Если человек сотворен по образу и подобию Бога, и если душа человека прекрасна, проста, нелукава (читай "истинна и откровенна"), то "душа" и "дух" в таком человеке нераздельно хороши, и хороши весьма. Как у Господа Бога Саваофа.
Но и неправильно тоже.
Душа - это душа. Дух - это дух. "Душе истины" - это звательный падеж, ударение на первый слог. Ну, в русском языке "иван родил девчонку велел тащить пеленку", а в церковно-славянском есть еще и звательный падеж (кому велел-то?).

Иже везде сый и вся исполняяй - от кварков до Вселенной.

Сокровище благих - "что ты называешь меня благим? Никто не благ, кроме Бога".

И все это в совокупности должно бы давать скафандр с баллонами Духа Святаго за спиной.

Так что же такое "молитва"?

Как это ни странно, но лучшее описание мистической сути молитвы - это эпизод из предпоследней книги Джоан Роулинг про Гарри Поттера, в котором Гермиона Грейнджер произносит всяческие защитные заклинания по периметру "ихнего лежбища" - невидимый купол, позволяющий видеть всё и вся вокруг тебя, но защищающий от злых взглядов тех, кто хочет убить Агнца.

Наверное, именно поэтому Господь и разрешает такие книги к публикации.


Рецензии