Гоблин, Дугин, Быков и Интернет. Очерк

Сдал сегодня нашему преподавателю по социологии это маленькое эссе. Возможно, оно заинтересует и кого-то из вас.



Введение.

В первом десятилетии XXI века всемирная информационная сеть Интернет стала важным социальным фактором в жизни россиян. В 2011 году Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей. При этом в 2016 г. количество интернет-пользователей в России достигло, приблизительно, 85 млн человек, а на начало 2018 г. Интернетом в России пользовались 80% совершеннолетних жителей страны. Такая ситуация на отечественном информационном поле не может не повлечь стремления заинтересованных лиц и некоторых общественных кругов использовать Всемирную Сеть в целях манипулирования общественным сознанием.

В качестве субъектов манипуляции общественным сознанием в наши дни выступают самые различные одиночные и коллективные акторы, и цели, которые они перед собой ставят, имеют самый широкий диапазон: от стимуляции обществом и индивидами потребления всевозможных товаров и услуг до создания в стране необходимого для них политического климата. При этом объектом такого рода манипуляций могут выступать разные по своим социальным характеристикам группы населения: от многовариативных половозрастных и имущественных страт до целых наций и культурных сообществ того или иного языка (в нашем случае – русского).

Собственные наблюдения автора данного эссе позволяют говорить, что за последние годы в России несколько упала роль телевидения и печатной прессы, которые до начала текущего десятилетия играли ведущую роль в формировании общественно-политической повестки дня и поддержании необходимого для заинтересованных кругов морального состояния российского общества. В этой связи особое значение для субъектов манипуляции общественным сознанием (далее – манипуляторов) приобрёл Интернет, на который в настоящее время переходят люди, ищущие в нём то, чего не могут получить от традиционных СМИ – радио, телевидения и печатной прессы.

Данный процесс тем более важен, что сама Всемирная Сеть (и Рунет в частности) успешно поглощает эти самые традиционные СМИ: в настоящее время практически все периодические издания, теле- и радиоканалы имеют свои собственные интернет-порталы (сайты), а информация этих СМИ, переведённая в цифровой формат, легко копируется и распространяется в интернет-пространстве.

В этой связи особое внимание нам следует обратить на интернет-портал YouTube, который уже давно из развлекательного сайта с музыкальным контентом превратился во всемирный информационный суперкластер и всемирный общественный форум практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и политической.

В настоящее время сайт YouTube (как и множество других сайтов) служит ареной политической борьбы и идеологической пропаганды. В России значение данного сайта особенно возросло за последние 4 – 6 лет – с президентских выборов 2012 года и начала в 2014 году гибридной войны на Украине. Большие ресурсы были брошены как явными, так и скрытыми политическими акторами на разного рода идеологическую пропаганду с целью склонить на свою сторону общественное мнение или оказать хоть какое-то моральное влияние на умы русскоязычных интернет-пользователей (в первую очередь – молодёжь) как субъектов такой манипуляции.

Данное эссе даёт краткий обзор некоторых основных акторов такого манипулирования, с сетевой деятельностью которых автор более или менее знаком на личном пользовательском опыте.


Формирование целевых информационных порталов на сайте YouTube, как способ создания групп идеологического влияния в СМИ.

В последние годы на сайте YouTube был создан ряд каналов, которые мы можем классифицировать по идеологическо-мировоззренческому признаку:

1. Оппозиционно-патриотические,
2. Патриотическо-традиционалистские и
3.  Оппозиционно-либеральные.

К первой категории мы относим канал Дмитрия Пучкова, канал Клима Жукова, так называемое шоу Красного циника («Red Cynic»), ко второй – канал Александра Дугина «День ТВ», к третьей – такие разномастные YouTube-каналы, как «kamikadzedead», «Конец близок или свидетели финансового апокалипсиса», «Новости СВЕРХДЕРЖАВЫ», канал Алексея Навального, «Архив Дмитрия Быкова», «Умные люди», канал «Радио Свобода», «Эхо Москвы» и другие.

Основными идеологическими манипуляторами оппозиционно-патриотических YouTube-каналов являются Дмитрий Пучков (Гоблин), историки Клим Жуков, Борис Юлин и Михаил Попов, выступающие с марксистско-ленинских позиций.

Главным патриотом-традиционалистом в современной России выступает философ Александр Дугин, а его помощниками-ведущими по каналу «День ТВ» – журналисты Андрей Фефелов и Дмитрий Перетолчин.

Что же касается оппозиционных каналов либерального толка, то здесь мы имеем дело с такими лицами, как Дмитрий Иванов (Камикадзе), сомнительный политик Алексей Навальный, журналисты Владимир Познер и Александр Невзоров, писатели Дмитрий Быков, Дмитрий Глуховский, Михаил Веллер и многие другие. При этом, даже из такого краткого перечисления видно, что последние, то есть оппозиционно-либеральные каналы и их акторы превалируют в числе над каналами других идеологических направлений.

Известно, что YouTube-каналы оказывают своё влияние не сами по себе. В настоящее время информационную повестку и проистекающее из неё идеологическое воздействие на массы формируют конкретные люди – харизматические ораторы, ведущие, лекторы, блоггеры, которые, на наш взгляд, и являются в той или иной степени проводниками конкретного идеологического влияния, то есть манипуляторами общественным сознанием.

Дадим теперь краткий обзор деятельности некоторых акторов.


Дмитрий Пучков и Клим Жуков.

Д.Пучков (р. 1961) владеет YouTube-каналом, названным его именем, на который в текущий момент подписано 1 266 761 пользователь сайта YouTube. Этот человек совместно с московским военным историком К.Жуковым (р. 1977) записывает и выкладывает в Сеть интернет-ролики, которые по качеству студийной записи и оформления мы можем рассматривать как полноценные новостные и документальные телепередачи. Главным содержанием этих выпусков являются обзоры текущих событий, краткие и развёрнутые рецензии на различные теле- и кинопремьеры, освещение и обсуждение актуальных исторических проблем и событий.

Данные акторы, будучи убеждёнными коммунистами, всегда интерпретируют то или иное событие истории или текущей общественно-политической жизни с позиции марксистско-ленинской теории. Они стремятся на наглядных исторических и современных примерах доказать слабость нынешнего политического режима в России, а равно несостоятельность и историческую обречённость капитализма. Являясь последовательными критиками режима В.В.Путина, Пучков и Жуков, вместе с тем, не призывают к его насильственному свержению и беспорядкам, показывая бесперспективность участия российской молодёжи в протестных митингах. Они апеллируют (зачастую в грубой форме) к здравому смыслу российской молодёжи, утверждая, что в России в настоящее время пока нет объективных предпосылок для смены установившейся социально-политической формации.

Д.Пучков и К.Жуков известны, также, и как критики кинопродукции, поступающей на российский рынок от отечественных и зарубежных производителей. В своих обзорах на тот или иной фильм или сериал они стараются найти имеющиеся в произведении идеологические и мировоззренческие посылы, которые противоречат марксистско-ленинской доктрине, а значит, на их взгляд, являются вредными для молодых умов. «Жертвами» таких разборов в разное время становились российские исторические сериалы «Адмиралъ» (в том случае Д.Пучкову ассистировал историк Борис Юлин), «Крылья империи», «Годунов», различные американские фильмы. Например, в своём пространном комментарии к сериалу «Адмиралъ» ведущие данного YouTube-канала стремились развенчать складывавшийся, по их мнению, культ лидера белого движения адмирала Колчака.

Можно по-разному относиться к деятельности и убеждениям таких людей, как Клим Жуков и Дмитрий Пучков, но мы считаем, что, в целом, их работа полезна, поскольку их беседы на исторические и другие темы, в которых участвуют настоящие учёные и знатоки, приковывают к себе внимание сотен тысяч молодых людей, прививая им интерес к истории и другим сферам жизни, развивают самосознание и интеллект.


Александр Дугин.

Самым ярким и, по большому счёту, единственным настоящим представителем патриотическо-традиционалистского направления в манипулировании массовым сознанием с помощью интернет-технологий, является философ Александр Дугин (р. 1962).

В своих выступлениях на YouTube-канале «День ТВ» А.Дугин выступает с жёсткой критикой нынешнего социально-политического устройства России с так называемых консервативно-традиционалистских позиций. Если целевую аудиторию Д.Пучкова и К.Жукова в целом можно охарактеризовать как материалистически и позитивистски мыслящих прагматиков-социалистов, а также интересующуюся историей молодёжь, то ЦА Дугина включает в себя людей иного склада. Сюда, без сомнения, входят молодые люди, интересующиеся историей, но их отличие состоит в том, что материалистическое объяснение истории их не устраивает и они ищут в ней более глубокий, метафизический смысл.

Таким духовным поискам и отвечает контент дугинских выпусков. Его послания представляют собой гремучую смесь из геополитики, философии, истории, метафизики и мистики. А.Дугин стремится убедить своих зрителей и слушателей в необходимости некоего духовного общественно-мистического делания, которое, по его мнению, приведёт к возрождению России как мировой державы-гегемона. Такое делание, называемое им консервативной революцией, предполагает отказ от западных концепций демократии, прав человека и антропоцентризма вообще. Например, разделяя жёстко детерминированные воззрения германской геополитической школы, он отрицает более гуманную французскую геополитику Видаля де ла Бланша, называя последнюю примером «слабой геополитики».

К высказываниям Дугина следует относиться осторожно и только с позиций своего личного мировоззренческого опыта. Тогда его выступления, интервью и статьи могут иному читателю принести, если не практическую пользу, то хотя бы интеллектуальное удовольствие.

В текущей внешней политике А.Дугин поддерживает действия России в отношении Украины, то есть присоединение Крыма и поддержку донбасского сопротивления. В этом отношении он вполне солидарен с патриотами-коммунистами Д.Пучковым и К.Жуковым, хотя по другим крупным социально-политическим вопросам их позиции принципиально расходятся.

В настоящее время число подписчиков на дугинский YouTube-канал достигает цифры в 283 471.


Дмитрий Быков.

Из всех оппозиционно-либеральных деятелей информационного фронта остановимся на Дмитрии Быкове (р. 1967).

Журналиста, писателя и литературного эрудита, Д.Быкова часто приглашают в студии таких информационных порталов, как «Радио Свобода» и «Эхо Москвы»; кроме того, он ведёт передачу на радиоканале «Маяк» и выступает с многочисленными лекциями. Предметом его выступлений и лекций является как литература, так и злободневные проблемы современной общественно-политической жизни, а также истории.

После двухлетнего наблюдения за его выступлениями нам, в целом, становится понятным основной посыл его речей. На наш взгляд, Быкову в современном русскоязычном медийном пространстве отведена роль охранителя и консерватора классических буржуазных ценностей, таких как частная собственность, семья и либеральная экономика. Если А.Дугин открыто призывает к действию по насильственному изменению несправедливого, на его взгляд, социально-экономического и политического положения русского народа (а иногда и индивида), а коммунисты Д.Пучков и К.Жуков рекомендуют запастись терпением и ждать удобного исторического момента (когда созреют условия), то Д.Быков, надев маску миролюбия, убеждает молодёжь в необходимости «христианского смирения» и некоей консервации статуса-кво, сложившегося после распада СССР и передела собственности в 1990-е годы.

Будучи ярым противником коммунизма и сторонником сохранения за российскими олигархами их прав собственности, он намеренно уничижает И.В.Сталина, лицемерно тоскует по Советскому Союзу и так и не даёт вразумительного ответа на постоянно задаваемый им аудитории вопрос, почему же СССР распался.

Основным инструментом его манипуляций является субъективное толкование художественной литературы (особенно русской). Так, им выдвинута концепция о литературной архетипичности российской политики. В ней он, среди всего прочего, сравнивает российского Президента В.В.Путина с Башмачкиным – Акакием Акакиевичем – героем гоголевской повести «Шинель». На наш взгляд, такая концепция несостоятельна, поскольку ведёт к упрощённому и искажённому пониманию политического процесса как в российской, так и в любой другой истории. Создана ли Быковым такая концепция из-за его добросовестной переоценки роли художественной литературы в жизни общества? Вряд ли. Концепция его достаточна сырая и практически не подтверждена конкретными и убедительными историческими примерами. Скорее, здесь имеет место другое – посредством манипуляции литературными образами перед поверхностно начитанной аудиторией Дмитрий Быков стремится придать несуществующий вес таким подставным фигурам нынешней российской политики, как М.Ходарковский, А.Навальный и К.Собчак.

За таким стилем обработки массового сознания нельзя не разглядеть конкретной программы, направленной на консервацию господства в России компрадорской олигархии и её зарубежных партнёров.

Также Д.Быков в своих разговорах о литературе прямо навязывает своё личное отношение к тем или иным спорным персонажам русской литературы (зачастую негативное), негласно разубеждая слушателей в их собственном самоценном мнении или предупреждая развитие такого мнения у читателей.

В вопросе по российско-украинским отношениям придерживается прозападной, антироссийской позиции. Является идеологическим противником манипуляторов вроде А.Дугина и Д.Пучкова.


Заключение.

В современном российском интернет-пространстве идёт идеологическая борьба за умы и чувства граждан. Своего рода индикатором общественных настроений за последние годы стало отношение россиян к событиям на Украине и роли, которую в них играет Россия и страны Запада. Эти события, получившие в медиа название «гибридной войны», привлекли к себе внимание огромного числа российских граждан и резко активизировали деятельность манипуляторов общественным сознанием.

Наблюдение за текущим информационным процессом позволяет вчерне выделить три основных (и, возможно, не единственных) направления, через которые определённые группы влияния пытаются скорректировать как общественное настроение, так и мировоззрение индивидов в нужном для них ключе. При этом все три направления в своих усилиях ориентированы, прежде всего, на молодёжь. Вместе с тем прослеживается ориентация и на старшее поколение, связанная, конечно же, с игрой на его ностальгии по временам Советского Союза.

Предварительно мы можем заключить, что наибольшим потенциалом сейчас обладает первое идеологическое направление, которое мы назвали оппозиционно-патриотическим. Причины этого усматриваются в достаточно качественном контенте видеовыпусков YouTube-канала одного из ведущих представителей данного направления – Дмитрия Пучкова и его товарища Клима Жукова, а равно в доступности для широких интернет-масс их аргументов, основанных на позитивизме и материалистической диалектике.

В этом отношении патриотическо-традиционалистское направление выглядит заметно слабее, ввиду апелляции его главного идеолога Александра Дугина к иным областям человеческой природы. По всей видимости, сказывается безрелигиозный советский период в истории российского народа, влияние которого по-прежнему очень сильно, а равно и влияние исторического прогресса в целом.

Что касается оппозиционно-либерального направления в идеологической интернет-борьбе, то для правильной его оценки требуется более тщательное изучение его статистики, содержания и комментариев интернет-пользователей. Презентация же данного направления в видеоконтенте сайта YouTube таким буржуазным идеологом как Дмитрий Быков имеет лишь преходящий успех, поскольку, в конечном итоге, не удовлетворяет целому ряду глубинных потребностей мыслящего человека, таких как настоящая индивидуальная свобода, социальная справедливость и патриотизм.


20.11.2018 г.


Рецензии