Несколько странно сравнивать то и другое, тем более, что разница только в словах. Но вот почему-то стало модным в среде некоторых писателей, за неимением более весомых аргументов, объявлять произведения неугодных им коллег журнальной литературой или попросту «журналистикой». Можно только пожать плечами, удивившись такому упрощённому разделению литературы. Это деление некорректно. Журналистика не жанр, а род занятий. Журнал - это ворота в большую литературу, первый опыт общения автора с публикой и критикой. Через журналы прошло вся наша классика от Пушкина до современных крупных авторов. В известном смысле журнал - фильтр для профессионалов и любителей. В периодике на свет появляются произведения всех родов и жанров от статей, романов, рассказов, стихов и поэм до литературных и критических обзоров, обобщающих тенденции литературного процесса. В журнале с чем только не встретишься: и с аналитической работой на политические темы, и с историческим исследованием, и с мемуарами, и с письмами, и страницами дневников…Диапазон жанров огромен. Журнал, в известном смысле, - энциклопедия текущей литературы в её высшем профессиональном качестве. Конечно, здесь бывают ошибки, вызванные обстоятельствами, субъективностью оценок, конъектурными соображениями, но в целом, публикация в журнале - знак качества. Бывает, невежественный человек, желая низвести рассказ, повесть или стихи до уровня чего-то неполноценного в художественном отношении, говорит: «Это журналистика», сам не понимая, что хочет сказать. Если имеется в виду, что произведение легковесно, поверхностно, с бегло обрисованными характерами и стандартным языком - это одно и с журналистикой ничего общего не имеет. Если же подразумевается, что оно по характеру выходит за рамки жанров рассказа, романа, стихотворения, пьесы и т. д. и несёт в себе признаки эссе, то это другое. Да и говорить в наше время о жанровой «чистоте», значит, проявлять, мягко говоря, наивность. Чем многослойнее структура произведения, тем богаче его содержание и изобретательнее форма. Вот автор включил в сборник повестей и рассказов эссе, лирические дневники, размышления - почему это непременно журналистика? Разве есть хоть один умеющий думать писатель, который обходился бы без включения в свои книги произведений разных жанров? Видимо, стоит повторить, что всё дело - в качестве написанного, а не в жанровой однородности. Конечно, задачи журналистики, особенно в её газетном летучем проявлении, - в отзывчивости на конкретные задачи дня сегодняшнего. Но так это и видно сразу и никаких споров не вызывает. Дню сегодняшнему «своя злоба», а вечным темам - своё пристанище. Одним темам место в газетном листке, другим - на страницах толстой книги. Глубина темы и сюжета, дальность прицела, перспектива изображаемой картины, тональность языка - вот что отличает подлинно художественное произведение от создания, у которого прикладная практическая цель. При этом и газетный или журнальный очерк, написанный прекрасным языком, может быть глубоко лиричным, вызывающим острое чувство сопереживания. Так что, говорю ещё раз, дело не в принадлежности к так называемой «журналистике», а в качестве текста. И в книге серьёзного писателя может находиться место всем жанрам и всем манерам письма. В книге изысканного стилиста отыщется уголок и прекрасному очерку, и великолепному эссе, и оригинальному интервью, как в романе С. Моэма «Острие бритвы». Остаётся повторить вслед за классиком: «Все жанры хороши, кроме скучных».
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.