пилигримы
мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
То ж по земле...Но замените Землю на любую точку Мироздания, - и картина та же самая. Они идут...В чем то, мы с вами тоже осваивали это пространство... Пусть процесс был очень личный, а пространство замкнуто на ценностях, близких уму и сердцу, но осваивали. И кому какое что, когда вместо посоха у пилигримов ракета. Суть не меняется. Вот так в воздухе запахло Временем.
Кому хочется увидеть будущее? Рей его увидел.
Кому вспомнить прошлое? Иосиф Бродский сделал это. Время было, время есть, время - навсегда.
Будущее на Марсе? Да, там. Хрустальные колонны, чистые воды каналов - это все, что осталось от цивилизации на Марсе. Впрочем, откуда нам знать, спрашивает писатель, что все эти храмы — не обломки нашей собственной цивилизации через сто веков?
А пилигримы Рея Бредбери?....Конечно, они прилетели на Марс, спасаясь от политики, от атомной бомбы, войны, влиятельных клик, предрассудков, законов.... Спасаясь от всего, что было на их Земле... Надеясь... На что?
увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
за ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними...
Но не так-то легко оказалось избавиться от всего, что к тебе прилипло на Земле. Может быть , именно потому они принесли с собой на новую планету....ракеты, что роями саранчи садились в клубах розового дыма. Из ракет высыпали люди с молотками: перековать на привычный лад чужой мир...
Вот о чём хроники Бредбери... Они о человеке, независимо от того, на какой он планете... на Земле ли, на Марсе ли . О том, что человек имеет "дар" разрушать великое и прекрасное везде.
"Знаете, что мы сделаем с Марсом, - спрашивают его астронавты?- Мы его распотрошим, снимем с него шкуру и перекроим ее по своему вкусу..."
Мрачный диагноз, верно ? Да, мрачный, если б не было на земле других людей, в противовес этим.... Спросите писателя, верит ли он в душу вещей, вложенную в них теми, кто эти вещи создавал, он ответит - да. И хоть мы, пилигримы с планеты Земля просто дети, что носятся со своими ракетными и атомными игрушками, но ведь Земля "имеет шанс" стать такой, каков Марс в его романе сегодня.Так может быть, Марс нас отрезвит?
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
Сколько трезвых реалистов среди нас, землян.... Всякий человек, считали мы - люди Земли, обязан смотреть в лицо действительности. Обязан видеть сиюминутное! И если родились где то прекрасные литературные вымыслы, полет фантазии, то.... бей их влет. Вот почему Спящая Красавица волшебной сказки у Рея Б. была разбужена поцелуем научного работника... Она испустила дух, когда он вонзил в нее... медицинский шприц.
и, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
и, значит, остались только
иллюзия и дорога.
Пошел дождь. Люди собрались на ракетодроме...Последние минуты на Земле. Капли падали на людей, а люди смотрели на небо. Там Марс.
и быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
удобрить ее солдатам.
одобрить ее поэтам.
Поэт ли Рэй Бредбери? Кто б сомневался... Так чувствовать, так писать....
"Дождь.
Прохладный, ласковый, легкий, он моросил с высокого неба — волшебный эликсир, пахнущий чарами, звездами, воздухом. Он нес с собой черную, как перец, пыль, оставляя на языке то же ощущение, что выдержанный старый херес.
Костер выглядел так, будто по нему, топча огонь, плясал невидимый зверь. И вот остался только сердитый дым.
Дождь."
Это хроники освоения Марса от Рея Бредбери с участием поэта Иосифа Бродского. Голоса великих - американца и русского - единый голос.
Свидетельство о публикации №218112101493